Послание 2017 vs. послание 2016: повторять приходится дважды

16512

Постоянный автор Forbes.kz, директор ТОО "BRB Invest" Галим Хусаинов сравнил послания президента образца 2017 и 2016 и отметил пункты, которые перекочевали из документа в документ, поскольку так и не были исполнены

Фото: prostoinvesticii.com

Читая послание, можно обратить внимание на множество правильных приоритетов развития. Но, как мне кажется, основная проблема такого документа заключается в абсолютном его неисполнении. Если бегло проанализировать исполнение послания президента на 2016, то можно заметить, что большинство сказанного в прошлом году плавно перешло в 2017, и многие вопросы не были решены. Но важно, что начали появляться поручения, о которых высказывались экономические эксперты.

Стабилизация финансового сектора

Предполагались проведение стресс-тестирования БВУ, выявление неработающих кредитов, их списание и докапитализация банковского сектора. Банки, не сумевшие решить проблемы, должны были уйти с рынка.

В итоге, когда началось стресс-тестирование, стало понятно, что придется списывать слишком много, и может обанкротиться не один десяток БВУ. Поэтому эта задача не выполнена не в какой мере и была перенесена на последующие годы.

Предполагалось также изменить институциональные дефекты Национального банка и вывести из него субъекты, которые вызывают конфликт интересов – ЕНПФ, Фонд проблемных активов и другие финансовые институты. Ничего этого не сделано, более того, государство усилило свою роль в перераспределении активов ЕНПФ, хотя задача заключалась в том, что в 2016 пенсионные активы должны были быть переданы в частные казахстанские и иностранные управляющие компании.

Из положительного можно выделить только введение более или менее внятного механизма процентных ставок.

Бюджетная оптимизация

Предполагалось, что правительство разработает новую концепцию использования Национального фонда, пересмотрит налоговое администрирование и проведет ревизию бюджетных программ.

К сожалению, в данном направлении можно говорить только о ревизии бюджетных программ. Но эта мера, которые, к слову, большой экономии не дала, и расходная часть бюджета значительно не сократилась. В 2017 мы вновь видим одним из поручений ревизию бюджетных программ.

Упор на приватизацию

Правительство должно было предоставить новую программу приватизации, а три основных государственных холдинга должны были превратиться в компактные организации.

Фактически было сделано некое подобие приватизационного плана, а основные силы (и колоссальные денежные средства) пошли на трансформацию «Самрук-Казыны», которая не имеет ничего общего с созданием компактной организации и с приватизацией. Сама же приватизация по обновленному плану сильно затягивается, и в 2017 вновь дано поручение по приватизации. Тем не менее в новом послании уже говорится не только о приватизации, но и о трансформации фонда и холдингов «Байтерек» и «КазАгро».

Привлечение инвестиций

В прошлом послании в качестве четвертного направления была выбрана программа привлечения инвестиций с акцентом на крупные транснациональные компании, а также создание отдельных программ по шести макрорегионам. К сожалению, программ по макрорегионам общественности предоставлено не было, и транснациональные компании к нам не спешат. В качестве инструмента создания благоприятного инвестиционного климата предполагалось написание детального плана по улучшению инвестиционного климата. При этом при правительстве предполагалось создание совета по инвестициям. В новой программе уже речь идет об экспортном совете.

Таким образом, в 2017 мы видим последовательный переход ряда поручений из прошлого послания, а также новые поручения, которые предстоит реализовывать.

Плюсы и минусы

Нет смысла анализировать название послания, более интересна содержательная часть. В ней мы видим, что появится новая программа под названием «Цифровой Казахстан», которая должна дать импульс развитию цифровых технологий. У государства имеется опыт развития онлайн-услуг, в том числе через государственную компанию «Правительство для граждан». Однако последние тенденции с ограничением использования смартфонов и гаджетов в государственных органах показывают реальное отношение к новым технологиям и к внедрению цифровых технологий.

Далее предполагается развитие IT-инфраструктуры и оптоволокна с предоставлением возможности подключения основным экономическим субъектам. В принципе, данное направление является сугубо коммерческим и должно развиваться не государством, а частными компаниями.

В качестве базы экономического роста наконец стали обозначать базовые отрасли, а не отрасли высоких переделов, о чем писало множество экспертов.

Упор делается на экспорт производимых товаров работ и услуг, и для этого создается очередной совет при правительстве, который должен разработать единую экспортную стратегию. Хотя поддержкой экспорта со стороны бизнеса должна заниматься НПП «Атамекен», и, в принципе, проблемы с экспортом у нас связаны не с отсутствием политики, а с наличием сложной бюрократии, таможенным оформлением и возвратом НДС. Более логичным был бы упор на устранение барьеров для экспортеров.

Есть в послании достаточно нелогичные вещи.

С одной стороны, говорится о развитии базовых отраслей и встраивании в глобальную производственную цепочку, а, с другой, заостряется внимание на производстве крупноузловой сборки электромобилей, что явно не соответствует вышеизложенным критериям.

И появляется дополнительный документ, который необходимо разработать – инвестиционная стратегия Казахстана. Что понимается под инвестиционной стратегией, сложно сказать, думаю, этот документ мы вряд ли увидим, как и многие из тех, которые необходимо было разработать ранее.

Порадовал раздел по развитию горно-металлургического и нефтегазового комплекса. То, о чем говорило экспертное сообщество, нашло отражение в послании. В частности, речь идет о развитии геологоразведки, принятии долгожданного Горного кодекса и внесении изменений в налогообложение для недропользователей. С точки зрения драйвера экономического роста для страны – это наиболее значимый пункт.

Как и в других стратегических документах последнего времени, здесь сделан упор на развитие АПК. Но агропромышленный комплекс требует огромных реформ, и, мне кажется, в послании отражены не все они. К тому же, в послании государство определяет за частный бизнес и для него эффективный путь развития и те субъекты сельского хозяйства, на которые будет делаться упор. Мне кажется, не совсем правильно и логично выделять отдельные субъекты или те отрасли. Все должны получить равную поддержку и равные возможности.

Например, упор делается на личные и подсобные хозяйства и мелкие фермерские хозяйства. Однако эти производители в основном используют ручной труд, у них очень низкая механизация и интенсификация, и, с точки зрения макроуровня, данные субъекты не увеличат производительность труда на селе, что является главной проблемой, и, соответственно, поддержка их не приведет к увеличению конкурентоспособности АПК.

С развитием дорожной и логистической инфраструктуры полностью согласен и развитие данного направления не вызывает больших вопросов.

В части строительной отрасли, как мне кажется, поставили телегу впереди лошади, так как драйвером экономического роста может быть урбанизация, но не строительная отрасль, которая, по сути, является инструментом для урбанизации и создания благоприятных условий для развития города.

Пока действия государства на рынке жилья оказывают негативный эффект, так как образуются неравная конкуренция и несбалансированное предложение жилья, не подкрепленное должным спросом. Поэтому логично, чтобы государство делало упор на развитие городской инфраструктуры и субсидирование ипотеки. В принципе, к этому все и идет в рамках программы «Нурлы Жер». Однако остается открытым вопрос, как «Нурлы Жер» будет реализовываться в Алматы и Астане, где жилищный вопрос стоит наиболее остро.

В рамках развития рынка труда предлагается реформирование центров занятости и создание онлайн-платформы, что является позитивным направлением.

Также в послании отводится большая роль развитию МСБ, и для этого предлагается разработать уже третий документ – системные меры по дерегулированию бизнеса.

В послании, как я уже писал выше, в очередной раз говорится о приватизации, а также о трансформации холдинга «Самрук-Казына» и реорганизации «КазАгро» и «Байтерека». Я думаю, здесь просто отражены существующие процессы, и больших изменений мы не увидим. Более разумным было бы все-таки ускорить приватизацию и ликвидацию части государственных холдингов, которые уже давно показали свою неэффективность. Это говорит лишь о достаточно высоком квазигосударственном лобби.

Вновь в послании говорится и о финансовом секторе. Но наиболее важным пунктом, которого не было в прошлом послании, все-таки является усиление ответственности аудиторов и улучшение корпоративного управления. Потому как причиной плохого состояния банковского сектора являются не плохие кредиты, а ненадлежащие управление банками, и, решая проблему плохих кредитов, государство борется не с причиной, а со следствием.

Снова делается акцент на оптимизацию бюджетных расходов, ревизию государственных программ и ужесточение налогового администрирования с целью увеличения налоговых поступлений.

Учитывая, что президент дает поручение о разработке Стратегии 2025, можно предположить, что предыдущая разработанная стратегия не получила одобрения.

Если говорить обобщенно, то главным вопросом является все-таки исполнение посланий президента. Как показывает опыт, исполнение поручений у правительства хромает, что говорит о том, что то ли сами задачи достаточно амбициозны, то ли механизмы в государственных органах сильно забюрократизированы.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить