Полеты онлайн и наяву

12863

Интернет-продажи авиабилетов пока составляют в Казахстане лишь 6% от общего объема. Однако прогнозируется их поступательный рост в ближайшие три-пять лет

Фото: Depositphotos.com/Maxxyustas
Общий оборот зарубежных ОТА оценивается примерно в $1 млн, специализированных казахстанских агентств – около $1,5 млн, не специализированных – $0,5 млн

По данным Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), общий месячный потенциал казахстанского рынка авиационных пассажирских перевозок составляет $160 млн, включая агентскую, собственную продажу авиакомпаний и онлайн-реализацию билетов.

Объем продаж в Казахстане национального перевозчика Air Astana через его официальный сайт составляет около $4,7 млн в месяц (еще примерно столько же приходится на иностранных онлайн-покупателей), а суммарная собственная онлайн-продажа остальных авиакомпаний – $1,5 млн (KLM – около $450 тыс., Scat, Aeroflot, TransaeroAirlines, МАУ – примерно по $200 тыс.).

Объем же реализации онлайн-тревел-агентств (OTA) – казахстанских и иностранных (учитываются транзакции на международных сайтах по картам, эмитированным в Казахстане), а также обычных отечественных тревел-агентств, ведущих торговлю через свои сайты, равняется суммарно в среднем $3 млн в месяц. При этом общий оборот зарубежных ОТА оценивается примерно в $1 млн, специализированных казахстанских агентств – около $1,5 млн, не специализированных – $0,5 млн.

Принимая во внимание независимую экспертную оценку агентского рынка продаж авиабилетов на уровне $75 млн в месяц, очевидно, что основная доля приходится на розничные и корпоративные продажи и лишь небольшая – на онлайн, которая на сегодня составляет не более 3% для агентского рынка и около 10% для собственной продажи авиакомпаниями на их сайтах. В среднем это дает показатель в 6% от всех продаж.

При этом агентские продажи по обороту на 80% образуются из билетов семи авиакомпаний – Air Astana, Transaero Airlines, Scat, Bek Air, Aeroflot, Turkish Airlines.

Более низкий показатель для агентств объясняется несколькими причинами, но главное: если для авиакомпании продажа через сайт – это лишь дополнительный канал дистрибуции, то для агентства онлайн-реализация – по сути, заново создаваемый продукт. Для сравнения: доля онлайн-продаж авиабилетов в России приближается к 20%, а на Украине – более 37%. Лидерами же являются страны Скандинавии с показателем 89%.

Казахстанский рынок онлайн-продаж авиабилетов очень молод, он начал развиваться лишь в 2010 году. С учетом этого тенденция роста игроков является достижением. К примеру, Aviata.kz с января по июнь вышла на оборот в $650 тыс. и планирует к концу года довести его до $1 млн. Chocotravel.com уже достиг показателя в более чем $1 млн по итогам 2013 года, а «старожил» рынка Flight.kz – $3,6 млн.

Основным сдерживающим фактором для роста онлайн-продаж участники рынка называют низкую культуру пользования платежными картами. Пользователи все еще опасаются вводить данные карт на сайтах и совершать покупки онлайн. Те же Aviata.kz и chocotravel.com преодолевают данный барьер, принимая платежи в офлайн-локациях, и данный вариант пользуется популярностью. Интернет-компании также предпринимают всевозможные меры популяризации оплаты картами, что потребует некоторого времени – в перспективе трех-пяти лет ситуация должна улучшиться.

Почему ОТА?

На рынке онлайн-продаж авиабилетов присутствуют следующие игроки: сайты авиакомпаний (airastana.com, bekair.com), метапоисковики (skyscanner.com, aviasales.ru, flight.google.com), специализированные сайты онлайн-продажи авиабилетов (aviata.kz, chocotravel.com, flight.kz), классические тревел-агентства, а также гибридные онлайн-агентства (имеющие собственные офисы для приема платежей, физические локации, кол-центры). 

Чтобы начать продавать билеты на сайте, онлайн-тревел-агентству нужно прежде всего стать аккредитованным членом IATA, иметь доступ к Глобальной дистрибутивной системе (Galileo, Amadeus и др.), специализированное техническое решение, «дружелюбную» к пользователю систему поиска, а также организовать возможность приема платежей онлайн и обладать штатом квалифицированных агентов. Так как стать членом IATA – процедура дорогостоящая и долгая (необходимо предоставить банковскую гарантию, пройти аккредитацию, иметь аккредитованный персонал и т.д.), многие ОТА на стадии стартапа используют ресурсы уже аккредитованных агентств. Это значительно ускоряет процесс запуска онлайн-сервиса.

ОТА, бесспорно, упрощают процесс планирования путешествия. Нет необходимости ехать в традиционное агентство, тратить время, объяснять, что именно вам нужно. Вы также уходите от риска так называемого человеческого фактора – ведь в «уличном» агентстве сотрудник может утаить дешевый вариант, предложив более выгодный для себя.

Можно просто воспользоваться сайтом авиакомпании, однако и здесь есть некоторые нюансы. Во-первых, не все подобные ресурсы имеют удобную систему поиска. Во-вторых, результаты поиска ограничены только собственными рейсами, максимум – еще и стыковочными рейсами авиакомпаний-партнеров. ОТА же имеют доступ ко всей базе перевозчиков, представленных в глобальных дистрибутивных системах, тем самым давая возможность сравнивать цены. К тому же подбор перелета при отсутствии прямых рейсов – сложная задача. Преимущество сайтов агентств в том, что можно выписать единый билет, который будет включать перелет с двумя пересадками и участие сразу трех авиакомпаний. 

Очевидное преимущество имеют гибридные OTA в случае возврата или обмена авиабилета, что, по статистике, происходит в 20% случаев на рынке B2B. На рынке B2C показатели гораздо ниже, возврат или обмен только в 5% случаев. ОТА могут оказать клиентам вне зависимости от места их нахождения поддержку на их родном языке, переоформляя при этом билеты в глобальной дистрибутивной системе, а также оперативно и гибко оформить возврат и выбрать другие даты и другую авиакомпанию. 

Отмечается рост популярности метапоисковиков – Aviasales, Skyscanner, Momondo, «Яндекс. Авиабилеты» и других, которые позволяют сравнить цены сразу на нескольких ОТА, а затем осуществить покупку уже на сайте какого-либо из них. Но следует заметить, что, выбирая вариант по цене, метапоисковик не гарантирует ее наличия на сайте ОТА, как и соответствия конечной цене, которую пассажир узнает, пройдя многоступенчатые этапы бронирования. 

Конечно, за все приходится платить, и большинство ОТА (исключение – Chocotravel.com) взимают сервисный сбор, который, как правило, отсутствует на сайте перевозчика. Но обычно он начисляется только на те перевозки, по которым авиакомпании не предоставляют комиссию. К тому же вы всегда можете использовать ОТА лишь в справочных целях, а покупку совершить все-таки на сайте перевозчика. Правда, вы не всегда можете приобрести там билет за ту же цену, что в ОТА. Причины бывают разные: выбранный вами класс оказался уже распродан, у ОТА есть специальные тарифы и прочее.

Возможные риски

И все-таки риски при онлайн-покупке билетов существуют. В 2013 году российское ОТА eviterra.com не расплатилось с аккредитованным IATA партнером, на что тот отменил более 3000 ранее выписанных билетов. В 2014 году украинское онлайн-тревел-агентство sent uria.com также не рассчиталось со своими IATA-партнерами. Билеты отменены не были, но партнеры объявили себя банкротами, что нанесло ущерб авиакомпаниям в размере $17 млн.

ОТА предпринимают некоторые действия, дабы обезопасить своих пользователей, в частности называя своего аккредитованного IATA партнера. Заслуживают внимания история компании и узнаваемость бренда – и то и другое дает некоторые гарантии, что ваша поездка не будет испорчена.

Направления развития

Продажа авиабилетов – бизнес низкомаржинальный (средний уровень доходности – 1,5–2,5%), поэтому, скорее всего, казахстанские ОТА пойдут по пути развития дополнительных сервисов, таких как продажа железнодорожных билетов, трансферов, страховок, пакетных туров. Aviata.kz и flight.kz уже заявили о том, что занимаются реализацией возможности продажи железнодорожных билетов, а chocotravel – подготовкой к запуску турпакетов. Несмотря на относительно небольшие размеры в сравнении с Россией и Украиной, стоит ожидать выхода на наш рынок иностранных ОТА. Большая емкость рынка B2B-решений для корпоративных клиентов является особенно привлекательным сегментом в РК.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить