Почему возникают проблемы с возвратом НДС в Казахстане

23805

Об этом рассуждают эксперты налоговой практики PwC

Фото: Depositphotos.com/PixelRobot

Развитие внешнеэкономической деятельности и привлечение инвестиций позволят расширить экспортный потенциал Казахстана. Для стимулирования роста государство предоставляет налогоплательщикам, осуществляющим обороты, облагаемые по нулевой ставке НДС, права на возврат из бюджета сумм НДС, уплаченных поставщикам товаров, работ и услуг, которые использовались для целей оборотов по нулевой ставке.

К оборотам, облагаемым по нулевой ставке НДС, относятся:

- экспортные операции;

- оказание услуг по международным перевозкам;

- реализация горюче-смазочных материалов, осуществляемая аэропортами при заправке воздушных судов иностранных авиакомпаний, выполняющих международные полёты, международные воздушные перевозки;

- реализация товаров на территорию СЭЗ;

- реализация аффинированного золота и другие виды реализации товаров, работ и услуг, перечисленные в налоговом законодательстве Казахстана.

Возврат НДС из бюджета осуществляется на основании требования налогоплательщика, осуществляющего обороты, облагаемые по нулевой ставке, указанного в декларации по НДС, в установленные налоговым законодательством сроки.

Указание этого требования инициирует проведение тематической налоговой проверки по подтверждению достоверности сумм НДС, предъявленных налогоплательщиком к возврату.

Налоговое законодательство Казахстана предусматривает случаи возврата НДС без проведения налоговой проверки.

В данной статье речь пойдёт об одной из проблем, возникающих у налогоплательщиков в результате тематических налоговых проверок – это отказ в возврате НДС в связи с применением критериев системы управления рисками (СУР).

Критерии утверждены приказом министра финансов РК от 2 февраля 2018 №118 «Об утверждении правил применения системы управления рисками в целях подтверждения достоверности сумм превышения налога на добавленную стоимость и критериев степени риска» (далее – правила СУР).

Правила СУР разработаны в соответствии с налоговым законодательством Казахстана и применяются для подтверждения суммы превышения НДС, предъявленной к возврату.

При этом их цель - предотвратить случаи злоупотреблений и превышений прав отдельными налогоплательщиками.

Часть критериев СУР направлена на выявление фиктивных взаиморасчетов, когда счёт-фактуры выставляются с НДС без экономической сущности, например:

  • взаиморасчёты с лицом, снятым с учёта по НДС, после даты его снятия с учёта по НДС;

  • взаиморасчёты с лицом, ликвидированным на момент выставления счёта;

  • взаиморасчёты с лицом, признанным банкротом решением суда, вступившим в силу на момент выставления счёта.

Этот подход является взвешенным и обоснованным, поскольку НДС по таким транзакциям не отражается неблагонадёжными поставщиками в декларации по НДС и в дальнейшем не уплачивается в бюджет. Соответственно, в результате выявления таких фиктивных взаиморасчётов исключается риск возврата из бюджета НДС налогоплательщику, осуществившему взаиморасчёты с неблагонадёжными поставщиками.

При этом правила СУР предусматривают начисление баллов по каждому критерию, всего критериев 15.

Если суммарный итог критериев 35 баллов и более, то налогоплательщик относится к рисковым и налоговые органы проверяют не только его непосредственных поставщиков, но и всех остальных поставщиков до последнего уровня.

Если менее 35 баллов, то налогоплательщик признаётся менее рискованным, и в этом случае проверяются только его непосредственные поставщики. В данном случае, если налоговый орган усмотрит в деятельности налогоплательщика схему ухода от налогов, то его всё равно могут проверить до последнего поставщика.

Однако на практике налоговые органы не представляют обоснованных доводов о наличии каких-либо схем или признаков уклонения от уплаты налогов. Сам факт субъективного усмотрения налоговым инспектором возможного признака уклонения от налогов считается достаточным основанием для запуска аналитического отчёта «Пирамида по поставщикам» по всем уровням поставщиков.

Налогоплательщики отмечают, что взаимоотношения поставщиков 2 и 3 уровней и более не могут влиять на их взаимоотношения с непосредственными поставщиками. Соответственно, у налогоплательщиков нет возможности регулировать и/или контролировать сделки, совершаемые между поставщиками последующих уровней (кроме первого уровня). У них также отсутствует возможность самостоятельной отработки выявленных у данных контрагентов нарушений. В результате добросовестные налогоплательщики не защищены от действий недобросовестных контрагентов и несут значительные налоговые риски в части невозврата НДС.

Согласно статье 6 Налогового кодекса, налоговое законодательство должно строиться на принципе определённости: «Определённость налогообложения означает установление в налоговом законодательстве Республики Казахстан всех оснований и порядка возникновения, исполнения и прекращения налогового обязательства налогоплательщика, обязанности налогового агента по исчислению, удержанию и перечислению налогов».

В большинстве случаев налоговые органы при налоговых проверках по подтверждению сумм НДС к возврату запускают аналитический отчёт «Пирамида по поставщикам», где проверяются все поставщики до последнего уровня, но при этом причины, которыми руководствуются налоговые органы при невозврате суммы НДС, зачастую прямо не предусмотрены налоговым законодательством. Так, на практике были случаи, когда:

  • налоговый орган не принимает во внимание тот факт, что поставщик на момент сделки был добросовестным налогоплательщиком (т.е. не учитывает, что НДС в полной мере был уплачен сторонами сделки и был отражён в декларации по НДС своевременно);

  • налоговый орган указывает в качестве основания для исключения суммы НДС к возврату обстоятельства, не предусмотренные налоговым законодательством и правилами СУР (например, не удаётся проследить происхождение товара, работ и услуг);

  • при построении отчёта «Пирамида по поставщикам» налоговым органом учитывались суммы НДС дважды, а иногда и трижды по одним и тем же поставщикам (т.е. допускались математические ошибки);

  • налоговый орган не предоставляет налогоплательщикам одновременно с актом проверки Реестр направленных в территориальные налоговые управления запросов по выявленным нарушениям;

  • налоговыми органами нарушается порядок формирования аналитического отчёта «Пирамида по поставщикам», а также порядок анализа и обработки его результатов.

В последнее время обозначилась тенденция, когда после проведения тематической проверки по подтверждению достоверности превышения НДС и возврата подтверждённой суммы НДС налогоплательщику, налоговые органы выставляют уведомление о камеральном контроле, в результате которого начисляется НДС к уплате за уже проверенный период. 

Это значит, что ранее возвращённый из бюджета НДС подлежит уплате в бюджет вместе с начисленной пеней. При этом налогоплательщики не могут оспорить уведомления о камеральном контроле в судебном порядке и вынуждены обжаловать действия налоговых органов.

Таким образом, налоговые органы, применяя толкование, не основанное на принципе определённости налогообложения, могут приводить причины невозврата НДС, не предусмотренные налоговым законодательством. В таких случаях налогоплательщикам необходимо отстаивать свои права при обнаружении подобных нарушений со стороны налоговых органов путём обжалования уведомлений о результатах тематической проверки по подтверждению достоверности превышения суммы НДС, предъявленной к возврату, и/или уведомлений о камеральном контроле, выставленных после проведения тематической проверки по НДС.

Вопрос возврата НДС остаётся наиболее проблемным в налоговом администрировании, а налогоплательщик, осуществляющий обороты, облагаемые по нулевой ставке, имеет право на своевременный возврат в полном объёме из бюджета суммы НДС, предъявленной им к возврату, только в идеальных условиях, которые практически недостижимы в условиях, когда налоговые органы не соблюдают принцип определённости налогообложения.

В настоящее время имеются положительные изменения в налоговом законодательстве (новый метод администрирования НДС путем внедрения контрольных счетов НДС с применением технологии Blockchain и виртуального склада), предполагающие прозрачность в порядке проведения налоговыми органами возвратов НДС, в результате чего показатель возврата НДС налогоплательщикам из бюджета значительно улучшится.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить