Почему в Казахстане не работают программы развития
Группа разработчиков в лице правительства, Института экономических исследований и BCG провела обсуждение проекта Стратегического плана развития Казахстана до 2025 года в рамках Growth Forum, прошедшем в Алматы
За неделю до мероприятия организаторы разослали предварительную версию проекта стратегического плана развития Казахстана до 2025 года на ознакомление экспертам. На одной из сессий Growth Forum «Стратегия 2025: драйверы роста» эти эксперты поделились своими впечатлениями от проекта программы и вынесли свои рекомендации.
Экономист Алмас Чукин подчеркнул, что прочел все 170 страниц проекта. Для анализа он использовал принцип 3W.
- Самое главное в этом принципе 3W - Who, Where и Why; все остальное BCG умеет писать и писали много. В этой программе есть все. Мне это напомнило, что однажды Ельдар Абдразаков как-то уже говорил, что наши программы похожи на письмо из Простоквашино, где каждый пишет, что он хочет, а в конце кто-то добавляет: «у меня и лапы болят, и хвост отваливается». Но в программе нет самого главного - ответа на 3W, - рассказал он.
Экономист сразу признался, что проект ему не понравился.
- Я долго искал, о чем вообще программа, но так и не понял. Я предполагаю, что она необходима для достижения светлого будущего. И для того, чтобы к нему прийти в программе обозначили цели, нереальные цели. Одна из таких нереальных целей, которая меня поразила - ВВП Казахстана должен достичь $900 млрд к 2050. Я немного от этой цифры обалдел. Чтобы нам достичь таких показателей, ВВП ежегодно должен расти на 6%. Однако в проекте программы утверждают, что на 5,3%. Хотя и рост на 5,3% - полная фантастика. В проекте программы также прописан невероятный рост несырьевого сектора на 70%, МСБ на 60%, - рассказал Алмас Чукин.
Он также напомнил, что основами экономического роста являются капитал и предприниматель, который организовывает производство и труд.
- Чтобы наше светлое будущее обеспечить, обеспечить эти просто сумасшедшие показатели из программы, необходим капитал. Самое интересное, что при росте таких показателей с капиталом у нас не происходит ничего. С какого перепуга пойдет рост экономики, если капитала нет (труда, кстати, тоже нет)? Более того, по показателю роста платежеспособного населения в последние несколько лет наблюдается отрицательная динамика. В Африке, которая живет очень бедно, постоянно что-то хорошеее происходит: их показатели постоянно растут. А у нас, например, несмотря на то, что страна, вроде, хорошая, настроение у людей плохое. Это очень страшный сценарий. Бюджетные расходы тоже особо не растут. Раз нет денег нигде, где-то они должны быть? А дальше – тающий Нацфонд. Но, с учетом того как у нас суверенные долги наращивают, платить дальше будет Нацфонд, - считает Алмас Чукин.
Главный недостаток этой программы, по словам Алмаса Чукина, заключается в том, что ее можно отнести к любой стране.
- Эту программу можно отнести к Монголии или Молдове, так как в ней не прописаны особенности нашей страны. В программе нет анализа последних 15 лет. Если главная цель программы – это благосостояние населения, то хочу поинтересоваться зачем нам цифровизация, как она поможет конкретному человеку из аула улучшить свое будущее? Мы очень любим заниматься какими-то помпезными вещами, но не любим решать конкретные проблемы, - заключил Алмас Чукин.
Председатель правления БЦК Галим Хусаинов признался, что скептически относится к любым программам, но при этом заметил, что не стал бы так сильно критиковать представленный общественности проект.
- Эти программы напоминают СССР, где каждую пятилетку выполняли досрочно. Вообще, любая программа, наверное, работает только в частном секторе, но в государственном масштабе установить конкретный план достаточно сложно. Давайте посмотрим, сколько стратегий у нас уже было принято и каких результатов нам удалось добиться благодаря этим программам. Думаю, очень мало, - объяснил свое отношение к различным программам он.
Госкомпании и проблемные банки
Экономист Захар Кузменко провел анализ годовой и полугодовой отчётности кру... →
Глава БЦК уверен, что, в первую очередь, необходимо решить системные проблемы.
- Сколько бы программ мы ни приняли, они ничего не решат. Пока мы не решим базовые институциональные проблемы, все наши инициативы ни к чему не приведут, - подчеркнул Галим Хусаинов.
По его словам, основными проблемами РК являются:
- слабая судебная система;
- неудовлетворительная правоохранительная система;
- неэффективное государственное управление.
- В первую очередь, нам нужно заняться решением этих проблем. Ставить задачи перед какими-то секторами – это, все-таки, не функция государства. Государство должно способствовать развитию экономики и созданию условий для частного бизнеса. Все остальное частный бизнес сам сделает, - настаивает спикер.
Государство, по мнению Галима Хусаинова, должно также уделить внимание денежно-кредитной политике, так как сегодня тяжело определить, насколько курс валют действительно рыночный. Не менее важным вопросом, который, по его мнению, требует внимания государства является создание качественного фондового рынка в стране, который бы отражал реальную стоимость компаний.
- Развитый фондовый рынок позволил бы финансовым институтам и инвесторам полагаться на данные биржи о казахстанских компаниях и принимать решение об их кредитовании или инвестировании в них. К тому же, фондовый рынок позволит развить культуру корпоративного управления в отечественных компаниях. На данный момент в стране единицы компаний у которых работает корпоративное управление, - объяснил Галим Хусаинов.
Галим Хусаинов: Доллар должен дорожать на 27 тенге в год
Такое мнение экономист выразил, рассуждая о проблемах кредитования экономик... →
Еще одним вопросом, требующим внимания государства, по словам спикера, является изменение процентных ставок. Однако Нацбанк, как заметил сам банкир, уже достаточно хорошо подвинулся в этом направлении.
Развитие финансовых институтов – то, над чем Казахстану, по оценке Галима Хусаинова, необходимо работать.
- С созданием ЕНПФ финансовые институты стали очень маленькими и неактивными. Финансовые институты – это источник долгосрочного фондирования, без них мы вряд ли получим длинные деньги для финансирования. Нам нужно четкое регулирование банковского и финансового секторов. Нацбанк уже начал изменения в регулировании банковского сектора, но совершенно не обращает внимание на регулирование финансового, хотя там много проблем. У нас нет фокуса на инвестиционных фондах. А ведь в стране практически нет частных инвесторов и нет механизма, по которому они бы могли инвестировать в проекты, - рассказал руководитель БЦК.
Также развития требует стимулирующая функция налоговой политики.
- К сожалению, у нас налоговая политика выполняет только фискальную функцию. А для налоговой политики главная функция, всё-таки, стимулирующая. У нас налоговая политика пытается стимулировать, но делает это неэффективно, - подчеркнул Галим Хусаинов.
В конце своего выступления председатель БЦК напомнил, что основная функция государства – это создание законодательной базы, которую в Казахстане необходимо улучшать.
Председатель правления Народного банка Умут Шаяхметова назвала основную проблему всех программ и стратегий, разработанных и принятых в Казахстане.
- У нас было принято много стратегий, но самая большая проблема – в их реализации. Важно посмотреть, что из каждой принятой у нас стратегии было выполнено, а что – нет, и понять, кто отвечает за результаты каждой из этих стратегий. Необходимо спросить с тех, кто не исполнил эти стратегии. Наша основная задача – научиться внедрять стратегии, которые мы принимаем, - говорит Умут Шаяхметова.
Она также поделилась опытом работы Народного банка со стратегиями.
- Мы в банке отказались от создания долгосрочной стратегии. Раньше мы тоже нанимали консультантов, разрабатывали пятилетние и десятилетние стратегии. Но сейчас все так быстро меняется, что они устаревают до того, как их успевают выполнять. Мы стали разрабатывать стратегии на три года, - поделилась опытом она. - В республике во всех секторах проблемы, их просто нужно шаг за шагом решать.
Во время дискуссии Азамат Джолдасбеков сформулировал вопрос, о котором вскользь упоминали все участники сессии, но никто до этого не ответил на него.
- Зачем нам стратегическое планирование? Я понимаю, зачем это нужно корпорациям. Зачем это нашей стране? Мы что, корпорация? Мы собственность чья-то?! - обратился он к спикерам.
Алмас Чукин сказал, что государству необходима стратегия, чтобы все исполнительные органы двигались в одном направлении.
- Например, сейчас государство в банки деньги вкачивает, а Нацбанк (эти средства) отсасывает. Один противодействует другому. Чтобы такого не было, и необходима стратегия, - считает экономист.
- Нам, как частному сектору, тоже важно понимать стратегию государства. Нам нужно знать ответы на вопросы: Будет ли государство наращивать долю в экономике или намерено снижать ее? Какие рыночные стимулы оно намерено использовать и какие законы принимать? – подвела черту Умут Шаяхметова.