Почему в Казахстане авиатопливо стоит дороже, чем в Германии

26058

И когда будет присвоен новый код аэропорту Нур-Султана

Раймондс Грунтинс, Питер Фостер, Линда Орлади, Томас Халлам
ФОТО: airastana.com
Раймондс Грунтинс, Питер Фостер, Линда Орлади, Томас Халлам

В среду, 22 января, в Алматы собрались руководители ведущих авиакомпаний стран Центральной Азии. Казахстан представили Air Astana, QAZAQ Air и SCAT, от Кыргызстана присутствовала AviaTraffic, Таджикистан делегировал Somon Air, а от Азербайджана участвовала компания AZAL. Помимо них в заседании приняли участие сотрудники IATA (Международной ассоциации воздушного транспорта), а также представители авиационных служб Казахстана.

Собравшиеся обсудили перспективы развития авиационной отрасли в регионе. Итоги круглого стола были подведены специально для представителей казахстанских СМИ.

Глава Air Astana Питер Фостер поблагодарил участников конференции за то, что они смогли собраться в Алматы и обсудить важные вопросы по урегулированию различных проблем для успешного развития сферы авиаперевозок.

Было отмечено, что стороны сделали акцент на обеспечении безопасности авиаперелетов, которая является приоритетом в отрасли. Он отметил, что аудит IOSA является важной программой, обеспечивающей более высокие стандарты безопасности для авиакомпаний, и регулирующие органы должны рассматривать данные проверки как важный фактор для повышения уровня безопасности отрасли в целом.

Также были обсуждены вопросы развития инфраструктуры, механизмов ценообразования на отдельные услуги в индустрии, которые нередко носят монопольный характер. В особенности это касается поставок авиатоплива в аэропортах не только Казахстана, но и всего региона. Как особо отметили участники круглого стола, нередко поставщики авиационного керосина совершенно свободно выставляют расценки на свою продукцию в аэропортах, пользуясь монопольным положением. Авиакомпании хотят, чтобы на рынок вышли новые поставщики. Конкуренция приведет к тому, что цены на топливо будут снижены, а качество услуг по обслуживанию самолетов вырастет.

- В каждом аэропорту действуют свои правила по данному вопросу, и везде существуют разные цены на топливо и услуги по заправке самолетов. Очень важно, чтобы авиакомпании могли платить честную цену, а не слишком выгодную для кого-то. Все-таки должен быть какой-то предел. Нужно сделать этот процесс более транспарентным, чтобы компании видели, из чего складывется цена. Нужно усиливать конкуренцию, государство должно регулировать данные процессы, - рассказал директор по региональным отношениям IATA Раймондс Грунтинс.

Он также добавил, что в Казахстане авиационное топливо обходится компаниям дороже, чем во многих других странах.

- В Казахстане керосин стоит дороже, чем в Германии, - привел пример представитель Международной ассоциации воздушного транспорта.

Forbes.kz поинтересовался, с чем связаны те случаи, когда авиакомпании из Таджикистана, вылетев из страны, совершают короткую посадку в аэропорту Шымкента, а потом летят дальше по маршруту. Руководитель компании Somon Air Томас Халлам также объяснил это проблемами с топливом, которые испытывает и Таджикистан.

- С такой проблемой сталкиваются не только таджикские компании, но и другие международные перевозчики, которые совершают рейсы в Таджикистан. Высокие цены на топливо (как я сегодня узнал, у нас самые высокие цены на керосин в мире), а самое главное – дефицит керосина нередко вынуждают авиаперевозчиков совершать дозаправку самолетов в аэропортах близлежащих стран, в том числе в Казахстане или Туркменистане. Самолеты с большим запасом топлива избегают этой участи. А вот остальным, если не удастся договориться, приходиться делать запланированные посадки. Нам это не нравится, и мы с этим стараемся бороться. Это и излишне дорого, и неудобно, и не совсем безопасно, - отметил Томас Халлам.

Питер Фостер рассказал о том, что будет делать авиакомпания с 30 самолетами Boeing 737 MAX, которые планировалось закупить для обновления воздушного флота Air Astana. 21 января компания Boeing сообщила, что приостановила на неопределенный срок производство самолетов 737 MAX. Авиакомпании по всему миру также запретили эксплуатацию воздушных судов этой модели с марта 2019 после двух авиакатастроф: в октябре 2018 в Индонезии (погибло 346 человек) и в марте 2019 в Эфиопии (погибло 157 человек).

- Напомню, что мы лишь подписали письмо-намерение о возможном приобретении 30 самолетов этой модели во время авиационной выставки в Дубае. Их мы планировали купить специально для FlyArystan. На данный момент операционный сертификат на самолеты Boeing 737 MAX отозван по всему миру всеми надзорными органами. И пока эти самолеты не будут ресертифицированы и одобрены к выполнению полетов, мы не будем совершать никаких действий по покупке самолетов данного типа. Наша компания никаких обязательств по приобретению этих самолетов не несет, - пояснил Питер Фостер.

Также он рассказал, с какими показателями завершила Air Astana 2019 год.

- Пассажиропоток авиакомпании превысил 5 млн человек, увеличившись на 17% по сравнению с предыдущим годом. По международным перевозкам мы остались примерно на том же уровне, что и годом ранее. А вот по внутренним рейсам наш прирост составил на 36%. За последние 6 месяцев 2019 рост составил 62% по сравнению с аналогичным периодом 2018 – это самый высокий рост для нашей компании с момента ее образования в 2003. Это объясняется запуском нашего лоукостера FlyArystan. На данный момент воздушный флот этой компании составляет 4 самолета. Несмотря на то что пока официальной статистики еще нет, думаю, что казахстанский рынок внутренних авиаперевозок по итогам 2019 станет одним из самых быстрорастущих, - подчеркнул руководитель Air Astana. Он также добавил, что в скором времени авиапарк FlyArystan пополнится 4 новыми самолетами Airbus 320.

Директор по региональным отношениям IATA Раймондс Грунтинс отметил, что отрасль авиаперевозок интенсивно развивается во всем мире, в том числе и в Казахстане.

- В ближайшие 20 лет пассажиропоток во всем мире увеличится вдвое и это прекрасный шанс в том числе и для компаний Центрально-Азиатского региона для дальнейшего развития. IATA всегда пытается помочь государствам и авиакомпаниям найти общий язык для взаимовыгодного сотрудничества. И если мы не используем все возможности для того, чтобы урегулировать все вопросы, то мы можем потерять очень многое, - отметил представитель Международной ассоциации воздушного транспорта.

Также он рассказал, как IATA относится к тому, что государственные регулирующие органы Казахстана не обязуют авиакомпании проводить сертификацию IOSA.

- Мы не можем диктовать условия правительствам разных стран, какую политику, какие надзорные действия проводить. Мы можем лишь давать рекомендации. Отмечу лишь то, что безопасность полетов для IATA является самым главным приоритетом. Но как министры решают данные вопросы – это ответственность уже государства, - подчеркнул Раймондс Грунтинс.

Руководитель регионального подразделения IATA рассказал и о том, когда будет заменен код  аэропорта Нур-Султана.  

- Это длительный процесс. Главное, что уже получена специальная резолюция IATA. Она дает право на изменение кода. Должно пройти время, чтобы код был изменен – все страны должны проверить эту резолюцию и согласиться с ней. Если все пойдет по плану, не будет никаких дополнительных запросов для разъяснения, то мы начнем данную процедуру в течение пары месяцев, - заявил г-н Грунтинс.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить