Почему тенге укрепляется, а цены в Казахстане не падают?

12787

Есть две темы для разговоров, более популярные, чем политика, футбол и новости из жизни звезд – это курс тенге и рост цен

Фото: zhzh.info

Так случилось, что тенге сильно ослабел, а цены сильно выросли. Эти два обстоятельства прочно сцепились в общественном сознании, и теперь, когда тенге стал укрепляться, все стали ожидать, что цены снизятся. Боюсь, что разочарую читателя, но эти ожидания беспочвенны.

Поведение цен, их рост или снижение определяются многими факторами, среди которых курс национальной валюты занимает одно из последних по значению мест.

Самый важный фактор – это уровень доверия населения к правительству и проводимой им экономической политике. Инфляционные ожидания - параметр, учитываемый современными эконометрическими моделями – является математической интерпретацией уровня доверия: выше доверие - ниже ожидания и наоборот.

Инфляционный скачок, случившийся в 2015 (смотрите график), подтверждает важность доверия населения на поведение индекса потребительских цен.

Мы видим, что скачок цен произошел в октябре, когда на денежном рынке царил настоящий хаос и складывалось впечатление, что нити управления кредитно-денежной и валютной политиками потеряны. Связь между скачком цен и падением доверия подтверждается и тем, что наибольший рост цен показали продукты питания длительного хранения. Так, если сравнивать октябрь 2015 с октябрем 2014, то цены на гречневую крупу выросли на 40%, на рыбные консервы – на 20%, на пельмени – на 12%, на пшеничную муку – почти на 11%, на мясные консервы – почти на 10%.

Если учесть, что в прошлом году розничная торговля практически не росла (рост 0,9% к 2015), реальные доходы населения снизились на 4,5% (2016 к 2015), а индекс потребительских цен, тем не менее, вырос на 14,6% (январь – декабрь 2016 к январю – декабрю 2015), то этому может быть только два объяснения: сохраняющийся низкий уровень доверия населения к экономической политике властей и так называемый парадокс Гиффена, когда потребление товаров первой необходимости населением, имеющим низкие доходы (а у нас их доля значительна), растет, несмотря на рост цен. Скорее всего, имело место сочетание обоих факторов.

Это подводит нас к другой проблеме – эффективности политики инфляционного таргетирования Национального банка. Сдерживание денежного предложения привело к сдерживанию роста спроса, отрицательно сказалось на внутреннем производстве (обрабатывающая промышленность выросла в 2016 г. всего на 0,7% к 2015 г.), но так и не смогло сдержать роста цен. В принципе, сдерживание роста спроса негативно сказывается состояние экономики. Но при этом, с учетом низкого уровня доверия населения и парадокса Гиффена, эффект такой политики на инфляцию близок к нулю.

Рост цен мог бы победить рост товарного предложения. Но, чтобы расширить товарное производство, необходимо, в первую очередь, доступное и дешевое финансирование для запуска простаивающих производственных мощностей или ввода в эксплуатацию новых. Причин низкой доступности и дороговизны финансирования много. Однако политика инфляционного таргетирования среди них занимает не последнее место за счет сдерживания денежного предложения.

В принципе, в долгосрочной перспективе укрепление тенге может повысить эффективность инвестиций в основной капитал, то есть способствовать росту товарного предложения. Но чтобы так случилось, должен расти и спрос со стороны населения, то есть должны вырасти его реальные доходы, а это означает инфляционный всплеск.

Итак, укрепление тенге краткосрочно никак не повлияет на поведение цен. Более того, если будет сделана ставка на рост товарного предложения, то цены должны скакнуть, прежде чем дополнительное предложение товаров приведет к их снижению.

Борьба с инфляцией, особенно когда та принимает двузначные значения, необходима. Но тут требуется терпение и выдержка – резкое снижение инфляции может быть сродни эффекту декомпрессии и привести к печальным последствиям.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить