Почему не растет конкурентоспособность Казахстана

20771

Финансист Мурат Темирханов: Казахстан в индексе глобальной конкурентоспособности 2014-2015 Всемирного экономического форума (ВЭФ) занял 50 место. Плохо это или хорошо?

Иллюстрация: learning-fast.com

Казахстан, как и год назад, смог занять 50 место в рейтинге глобальной конкурентоспособности только благодаря богатым природным ресурсам, которых обеспечивают высокие макроэкономические показатели. Имея большие финансовые возможности, правительство из года в год может без особого труда улучшать нашу конкурентоспособность по индексу ВЭФ. С этой точки зрения, сохранение 50-й позиции - это поражение, а не достижение. Давайте посмотрим более подробно на детальные факторы конкурентоспособности.

Этот материал я сопровождаю таблицей по изменению рейтинга Казахстана по каждому из показателей конкурентоспособности за минувший год. Именно детальный анализ отдельных факторов возникает много вопросов. Свои комментарии я сгруппировал по 12 категориям конкурентоспособности (pillars) по рейтингу ВЭФ.

1. Институты

По этой категории произошло снижение конкурентоспособности на 2 пункта – с 55 до 57 места, оценка снизилась с 4.1 до 4.0. Изменение оценки важно отмечать, поскольку может случиться, что за год оценка не поменялась, но рейтинг страны изменился из-за ухудшения или улучшения оценки других стран.

Категория «институты» делится на две подкатегории: государственные и частные институты. В государственном секторе ухудшились вопросы прав собственности, этики и коррупции. Особо резко ухудшился рейтинг по показателю «взятки и подобные платежи» - с 65 до 85 с оценкой минус 7%. Трудно сказать, почему случилось такое резкое снижение. Скорее всего, ситуация изначально была плохой, просто сейчас ловить за руку стали больше.

Также достаточно сильно ухудшилась ситуация с эффективностью правительства и безопасностью. Возможно, эти показатели также были переоценены в предыдущем рейтинге. В государственном секторе очень удивило резкое улучшение показателя «фаворитизм в решениях государственных чиновников» (с 77 до 53 и оценка +10%). Наверное, ВЭФ был ослеплен работой Алихана Байменова по реформе госслужбы. Шутка. На самом деле фаворитизм в этом показателе касается многих сторон, включая вопросы закупок услуг и товаров. Что это вдруг произошло с фаворитизмом?

В частном секторе озадачило существенное улучшение корпоративной этики и резкое ухудшение защиты инвесторов. Изменение по этическому показателю мне не очень понятно, так как в последнее время крупнейшие казахстанские корпорации стараются уйти из международных бирж во многом из-за высоких требований именно к этому вопросу. Однако с ухудшением рейтинга по инвесторам (с 10 места на 22 и оценка минус 16%) я скорее соглашусь. В этом деле правительство постоянно говорит красивые вещи, но действительность резко отличается от слов. Достаточно налоговой инспекции один раз арестовать все счета компании без суда и следствия и по надуманному предлогу, как сразу забываются все стимулы, которые государство предлагает инвесторам.     

2. Инфраструктура

Конкурентоспособность по этой категории осталась на 62 месте, что сильно удручает. Мы тратим столько сырьевых денег на инфраструктуру, но никакого улучшения в рейтинге нет! По качеству дорог мы на 113 месте из 144 стран. Авиационная инфраструктура85 место. Качество электроснабжения - 78 место. Как мы собираемся привлекать иностранных инвесторов в страну с такой территорией и столь неразвитой инфраструктурой? Также почему-то ухудшается качество железнодорожной инфраструктуры (оценка минус 5%), хотя государство активно инвестирует в эту отрасль. 

3. Макроэкономическая среда

В целом по данной категории произошло снижение конкурентоспособности на 4 позиции –  с 23 до 27 с оценкой минус 3%. Ключевым фактором такого снижения стало резкое увеличение инфляции по сравнению с 2012. Достаточно высокая строка, на которой находится Казахстан в этой категории, полностью зависит от нашего ресурсного богатства. Если из экономических показателей РК выделить только несырьевую экономику и сравнить её с экономиками небогатых природными ресурсами стран, мы, скорее всего, «вылетим» по категории за пределы первой сотни.

4. Здравоохранение и начальное образование 

Казахстан занимает в этой категории 96 из 144 стран. Мы столько говорим об инвестициях в человеческий капитал, так почему же мы на 116 месте по показателю «охват начальным образованием», и на 64 месте по качеству такого образования? Неужели так трудно улучшать эти показатели?

5. Высшее образование и профессиональная подготовка

Здесь Казахстан спустился сразу на 8 позиций, с 54 на 62, при неизменных оценках. Это означает, что мы топчемся на месте, а соседи по этой категории рейтинга двигаются вперед. В этой категории также неприятно удивила оценка качества образования. По трем ключевым показателям мы находимся ниже 70 места. Как мы собираемся строить инновационную и наукоемкую экономику с таким высшим образованием?!

6. Эффективность рынка

В категории произошло улучшение на 2 места, с 56 на 54, с повышением оценки. По всей видимости, сказываются меры правительства по улучшению среды для предпринимательской деятельности. Но государству вполне по силам улучшать эффективность рынка гораздо более быстрыми темпами. А пока рост выглядит неубедительно.

 В этой категории привлекают внимание очень низкие места по показателям «интенсивность местной конкуренции» (111), что связано с большой долей государства в рыночной экономике и защитой внутреннего рынка от внешней конкуренции. 101 место по «торговым тарифам» показывает уровень такой защиты от внешнего рынка. Также привлекло внимание резкое снижение рейтинга по показателям «торговые барьеры на импорт» (с 48 на 63) и «обременительность аграрной политики» (с 40 на 57). Если такая тенденция по этим важным показателям сохранится, об улучшении эффективности рынка можно забыть.     

7. Эффективность рынка труда

Для меня это единственная категория, которая по-настоящему радует. Сохранение 15 места - это круто. Мы даже умудрились чуть-чуть улучшить оценку. Эффективность и гибкость рынка труда – крайне важный фактор для конкурентоспособности страны и, исходя из нашей действительности, это для нас очень высокое место. По этой категории беспокоят только планы некоторых министров по социальным и трудовым вопросам. Создается впечатление, что с такими планами мы вряд ли долго продержимся на столь почетном месте.    

8. Развитие финансового рынка

Итог в этой категории откровенно позабавил. Оценка не улучшилась, но мы поднялись на 5 мест – с 103 на 98. Это означает, что у нас в целом ничего не изменилось, а у соседей по рейтингу ситуация в финансовом секторе ухудшилась. В категории зафиксированы минусы по одним показателям и плюсы по другим. Однако резкий рост по некоторым показателям вызвал серьезные вопросы.

Мне, например, вполне понятен рост показателя «доступность кредитов», что соответствует быстрому росту потребительского кредитования. Но вот откуда появился резкий рост по показателям «финансирование бизнеса через рынок акций» и «доступность венчурного финансирования»? Любой специалист фондового рынка скажет, что за последние полтора года ситуация на Казахстанском рынке корпоративных ценных бумаг катастрофически ухудшилась. Кроме того, не видно никакого улучшения в венчурном финансировании бизнеса. Скорее наоборот.

Судя по всему, партнер ВЭФ по Казахстану (Национальный аналитический центр при Назарбаев Университете) делал опрос по этим показателям только у заинтересованных чиновников Нацбанка и правительства.

9. Технологическая готовность

В этой категории зафиксировано ухудшение на 4 позиции – с 57 на 61 при небольшом улучшении оценки. Ситуацию спасает только уровень и рост использования информационных и коммуникационных технологии. С освоением прочих технологий в Казахстане полный провал. Показатели за год резко ухудшились ни по одному из подпунктов, мы не поднялись выше 90 места. Закономерный вопрос: какова эффективность программы ФИИР, в которую последние 5 лет вливались громадные государственные и квазигосударственные инвестиции?

10. Размер рынка

По этой категории мы поднялись на 2 ступени, до 52 места. Но здесь те же самые комментарии, что и по макроэкономическим показателям. На этом сравнительно неплохом (для государства наших размеров) месте мы находимся исключительно благодаря нашим природным богатствам. Без учета сырьевой составляющей рынка Казахстан резко упадет в этой категории.

11. Уровень развития бизнеса

Развитие бизнеса в Казахстане находится на 91 месте из 144 стран. Это крайне низкая позиция с учетом того, что у Казахстана большие финансовые возможности для стимулирования предпринимательства. Почему нет эффекта от многочисленных государственных программ поддержки бизнеса?

По этой категории за год произошло улучшение на три места благодаря невероятному скачку по показателю «природа конкурентных преимуществ» с 118 на 84 место. Интересно, что опять погрезилось Национальному аналитическому центру?

12. Инновации

По категории произошло снижение с 84 на 85 место при неизменных оценках. Это очень низкий рейтинг. Здесь возникает только одни вопрос. Куда пропало наше форсированное индустриально-инновационное развитие?

Суммируя комментарии по всем категориям конкурентоспособности можно с уверенностью сказать, что такими темпами нам никогда не выполнить главной цели стратегии «Казахстан – 2050» - вхождение в 30 развитых стран. Обиднее всего, что государство тратит громадные средства на улучшение факторов конкурентоспособности, но результата нет, и никого это особо не волнует. 

Примечание. Автор подчеркивает в письме в редакцию, что изложенное им является только его личной точкой зрения.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить