Почему Масимов и Келимбетов отмолчались на заседании кабмина

34729

Итоги расширенного заседания правительства с участием президента прокомментировали Forbes.kz директор центра актуальных исследований «Альтернатива» Андрей Чеботарев, представитель Ассоциации приграничного сотрудничества в Казахстане Марат Шибутов и политолог Максим Казначеев

Фото: Пресс-служба Акорды

Решение о девальвации принять придется

Одним из самых интересных заявлений, сделанных президентом РК Нурсултаном Назарбаевым на расширенном заседании правительства в среду, 11 февраля, стало, по мнению директора центра актуальных исследований «Альтернатива» Андрея Чеботарева, заявление об отсутствии кризиса в стране.

Андрей Чеботарев.

- Необходимо просто понимать, на какие критерии измерения кризисных процессов мы ориентируемся. Официально принятых критериев измерения кризиса у нас нет. При этом уже видим, что международное рейтинговое агентство Standard & Poor's понизило суверенный рейтинг Республики Казахстан с ВВВ+ до ВВВ, прогноз «негативный». Это уже говорит о том, что всё не так хорошо. На данный момент население Казахстана так сильно не ощущает кризис, как это было в 2008. Но то, что кризисные процессы есть практически во всех сферах, - это факт. Более того, мы должны понимать, что, если сейчас казахстанцы не ощущают кризиса, это совершенно не означает, что так будет и завтра, - отметил Чеботарев.

F: Почему, на ваш взгляд, такие ключевые фигуры, как премьер-министр Карим Масимов и глава Нацбанка Кайрат Келимбетов, не выступали на расширенном заседании правительства?

- Это первое выступление президента в этом году, и скорее всего по этой причине было решено не смешивать выступления нескольких ключевых фигур. Хотя это действительно очень странное решение, что после главы государства выступают вице-министры и министры, но не выступает их руководитель - премьер-министр страны.

Что касается Масимова, то это решение однозначно не принималось без ведома президента. Это был скорее имиджевый, чем политический ход. С позиции премьер-министра - это вполне выгодная ситуация, так как он в этом случае может переложить всю ответственность за исполнение озвученных на заседании задач на министров.

F: Почему тогда не выступал глава Нацбанка?

- Здесь все проще. Заседание было правительственным (пусть и расширенным). Глава Нацбанка на нем присутствовал, и, видимо, ему не дали слово, так как власти еще не до конца определились, будет девальвация или нет. Кайрату Келимбетову в этом случае не имело смысла выступать,  не упоминая про девальвацию, соответственно, ему просто нечего было сказать. Он мог сказать какие-то дежурные фразы в унисон выступлению главы государства, но это было бы лишним.

F: Вы говорите, что вопрос о проведении девальвации тенге еще открыт. Но президент заявил, что Казахстан постарается не допустить резких колебаний курса тенге.

- На мой взгляд, он не дал конкретных гарантий. Сейчас складывается такая ситуация, когда однозначного решения нет. Возможно, государство будет тянуть с принятием решения о девальвации. Но мы видим, что доллар медленно, но растет, и, я думаю, такое решение придется принять.

Вопрос не в плане, а в исполнителях

Говоря об эффективности мер по выходу из кризиса, политолог Максим Казначеев подчеркнул, что важна не только теория, но и исполнительная дисциплина. Необходимо понять, насколько качество работы административных структур соответствует современным вызовам и уровню рисков.

F: Справится ли правительство с поставленными задачами?

Максим Казначеев.

- Сегодня нам сложно говорить о высоком качестве государственного управления в нашей стране. В рамках своего выступления президент сам обратил внимание на высокую долю коррупционных дел. Сами по себе подобного рода факты свидетельствуют о том, что качество государственного аппарата, начиная от центральных уровней власти и вплоть до регионов, оставляет желать лучшего. И какими эффективными ни были антикризисные меры, с существующим государственным аппаратом на достаточно высоком качественном уровне они реализованы быть не могут.

F: Почему?

- Существует риск, что любые средства, выделяемые в рамках антикризисных мер, будут перераспределены между соответствующими структурами внутри госаппарата, начиная от коррупции на уровне министерств и заканчивая коррупцией на уровне акиматов.

F: А если анализировать меры отдельно от того, как они будут исполняться?

- Здесь есть один важный нюанс. Глава государства акцентировал внимание на том, что кризис является преимущественно внешним. Однако с этим базовым посылом очень сложно согласиться. На самом деле кризисные тенденции, которые назревали на внешних рынках, были достаточно заметны внешним наблюдателям и экспертному сообществу еще в 2013. Сам факт того, что за прошедшие практически два года правительство не приняло никаких действий по превентивному реагированию на эти вызовы, ставит вопрос, адекватно ли оно воспринимает складывающуюся внешнеэкономическую ситуацию. Исходя из этого, сложно говорить, что методика антикризисных мер будет достаточной.

F: Может быть, в таком случае за принятием антикризисного плана последуют кадровые перестановки?

- Драма заключается в том, что у президента короткая скамейка запасных. Структурные изменения правительства, которые прошли в 2014, показали, что свежую кровь в управление не удалось привлечь. Изменились структуры и перечень функциональных обязанностей, но физические лица, которые за все это несут ответственность, остались прежними. Соответственно, прежним останется и их отношение к выполнению своих обязанностей. Более того, эти люди за период соей работы в аппарате президента не смогли предложить ничего действенного. Наивно полагать, что они смогут это сделать сейчас.

Проблема кадров ограничивает возможности президента по поиску новых креативных идей. Можно до бесконечности менять структуру, перераспределять функции, но если конечные исполнители не способны справляться с возложенными на них обязанностями, то предложенные меры попросту работать не будут. Да, перестановки могут быть совершены, но это всё будут старые кадры.

Чем быстрее пойдут деньги, тем лучше

В заочную полемику с Максимом Казначеевым вступил представитель Ассоциации приграничного сотрудничества в Казахстане Марат Шибутов.

Марат Шибутов.

- Все, что было сказано, вполне выполнимо. Высказанное пожелание об урезании бюджета на самом деле осуществляется уже второй месяц. Сегодня все режут бюджеты. Главное – темп (вливания дополнительных средств в экономику). Надо, чтобы госзакупки начались сейчас, а не в сентябре, и все будет нормально, - отметил Шибутов.

F: Какие факторы будут влиять на ситуацию в Казахстане?

- К внешним факторам я бы отнес цену на нефть, точнее - цену, по которой реально продают нефть наши компании, объем торговых запасов у российских поставщиков (насколько их еще хватит) и цены на металлы в мире. На эти факторы мы повлиять не можем. Нам остается только с достоинством и терпением перенести их.

F: Каковы важнейшие внутренние факторы?

- К ним я бы отнес количество инвестиций и закупок со стороны государства (в каком размере они будут и когда начнутся), эффективность антикризисных программ и то, насколько повысится активность банков после их очистки от токсичных кредитов.

F: Вы согласны с мнением о том, что кризиса в Казахстане нет?

- В принципе, я не вижу настолько уж больших проблем в экономике. Большинство из существующих проблем можно решить за счет правильного стимулирования и администрирования.

F: Какой период потребуется для этого?

- На мой взгляд, к концу года ситуация выправится. В 2008-2009 нефть восстановилась за год, и сейчас будет так же.

F: Что будет с тенге?

- Я думаю, будет плавная коррекция курса, то есть медленная и контролируемая девальвация за счет расширения обменного коридора на 3-5 тенге раз в месяц или в два. 

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить