Почему фокус на экспорт лучше, чем политика импортозамещения

10396

Forbes.kz продолжает публиковать выдержки из книги Айдархана Кусаинова «Экономика Казахстана: Мифы и реальность. Новая экономическая политика. Информационное пространство. Национальная идея». Сегодня автор предлагает читателям выдержки из 1 части 1 главы «Импортозамещение и экспортная политика»

Фото: © Depositphotos.com/yulan

В средне- и долгосрочной перспективе единственной выигрышной является экспортоориентированная политика. Расскажу на примере. В экспортоориентированной деревне новые поколения ищут возможности заработать и самореализоваться, в самой деревне или в большом мире – неважно. Важно то, что при поиске работы внутри деревни люди назначают рыночные цены, не настаивая и не получая дополнительных преференций, а в случае выхода в большой мир жители получают поддержку односельчан.

Новые поколения конкурируют на внешних рынках, и в этой конкуренции опираются на помощь деревни. Деревня прикладывает усилия к поддержке таких инициатив, дает деньги на начальном этапе, помогает в конкурентной борьбе, усилившиеся члены деревни помогают новичкам на внешних рынках. Все вместе зарабатывают деньги на других рынках и приносят эти деньги в деревню, обеспечивая рост благосостояния. В такой семье работать дома, обеспечивая только домашние нужды и «замещая импорт», неприлично, хотя, конечно, услуги и работы оплачиваются в деревне по нормальным рыночным ставкам. И если вдруг нефть кончается, то развитие не останавливается, потому что экономика оказывается реально диверсифицированной, потому что уже сформированы другие источники доходов деревни.

Такая модель не несет в себе системных проблем, порождаемых импортозамещением. В такой модели государство изначально ограждено от бизнеса, у него нет оснований вмешиваться в бизнес-решения, оказывать давление на деловые переговоры. Безусловно, есть правила и нормативы ведения бизнеса, в том числе и в отношении локальных подрядчиков, однако масштабы влияния существенно снижены. Кроме того, если локальный подрядчик сам оперирует на других рынках, то это означает, что качество его услуг или товаров уже подтверждено, проверено и оценено, так что он действительно участвует как первый среди равных.

Очевидно, что если компания оперирует на нескольких рынках, то коррумпирование чиновников в родной стране становится необязательным элементом. Безусловно, стимулы и возможности для коррупции остаются, но у компании есть существенно более твердая переговорная позиция в этом вопросе.

Местная компания, которая оперирует на других рынках, оценивает экономические условия ведения бизнеса и в собственной стране, а не влияние отдельных лоббистских групп. Перенос производств ведущих брендов в Азию, когда экономические условия там оказались более привлекательными, не сделало Nike, Adidas или Apple китайскими – просто там оказались более выгодными общие экономические условия. Соответственно, и государство выстраивает свою политику не на инвестиционных проектах отдельно взятых компаний и инвесторов, а на общих макроэкономических принципах и параметрах.

Государство не заботится о продажах бизнеса, его рынках сбыта, его конкурентности и эффективности – это функция и задачи бизнеса. Все четко разделено.

Исчезает соблазн искусственного завышения доходов и потребления со стороны государства. В продажах местного производителя роль внутреннего потребления снижается, а несбалансированный и неоправданный рост заработных плат немедленно бьет по конкурентоспособности бизнеса. В результате рыночные механизмы устраняют искусственные стимулы в зародыше.

Снижается проблема олигополизации рынка и связанной с ней неэффективности. Если два производителя «поделили» домашний рынок, то на других рынках они постоянно сталкиваются с другими конкурентами, а значит, повышают эффективность, и эти улучшения транслируются на внутренний рынок, поддерживая конкурентную борьбу на нем.

На примере деревни это ярко проявляется: в ней могут жить и десять, и двадцать хороших врачей, если у них практика вне пределов деревни, а если есть интернет и клиники в городе, то вполне может быть и исключительно медицинская деревня. И подобные деревни есть: 46% венчурных инвестиций США было привлечено в Кремниевой Долине - деревне в масштабах США, и при этих масштабах нет олигополии, а есть жесткая конкуренция между собой. В Японии – кейрецу, в Корее – чеболи, но их внутренние рынки не олигопольны, потому что эти конгломераты безжалостно конкурируют между собой по всему миру, и домашний рынок является одним из многих, никто не получает преференций от государства.

Очень часто в бытовых разговорах и в обиходе термин «импортозамещение» используется неверно, подменяя собой протекционизм или защиту внутреннего рынка. Внешне вроде бы эти политики похожи – в обеих движущей силой и целью является развитие внутреннего производства и поддержка отечественной промышленности. Однако это две принципиально разные политики, и это очень важно понимать.

Политика защиты внутреннего рынка, которая применяется для поддержания отечественных секторов экономики, заключается в формировании барьеров для импорта – тарифных, нетарифных. Такие барьеры поднимают цены на весь импорт, предоставляя всем отечественным производителям конкурентное преимущество и, соответственно, возможности. Нет давления на инвесторов, нет вторжения в бизнес, в закупочные и маркетинговые стратегии. Если инвестор все-таки предпочитает импортный товар, то это его решение, его риски, его прибыльность и эффективность – просто за такое решение он платит дополнительный «налог» государству в виде высокой таможенной пошлины. Цена решения, то есть таможенная пошлина может быть высокой или низкой в зависимости от приоритетов страны, но она прозрачна и понятна. Решение принимает инвестор без каких-либо дополнительных переговоров, отчетности и справок государству.

Да, заградительные пошлины, тепличные условия для бизнеса, закрытость экономики также вредны в долгосрочной перспективе, но они не ведут с такой неизбежностью к проблемам в виде размытия функций государства, коррупции, стимулирования внутреннего потребления. Государство действует четко в пределах своего функционала – установление тарифа, общих правил – и больше не вторгается в деловую активность. Решения принимаются бизнесом, цена решения и порядок ее выплаты прозрачны, понятны и едины.

В политике импортозамещения активность и фокус государственных усилий смещается на замену импорта, то есть государство, по сути, вовлекается в продажу отечественных товаров. Это активная позиция, она не ограничивается общими правилами игры, она заставляет бизнес и инвестора замещать импорт, вторгаясь в сделки, в переговоры, в корпоративные политики, в бизнес-процессы. При этом цена решения для инвестора очень размыта и непрозрачна.

В той или иной степени по определенным отраслям в определенные периоды все государства проводят протекционистскую политику. Хрестоматийным примером является сельское хозяйство, которое очень сильно защищается в любой стране. И чем более развита страна, тем сильнее защищается продуктовый рынок. На каком-то этапе развития экономики и в каких-то отраслях применяются и прямые импортозамещающие меры, как правило, временные на период торговых войн.

Серьезные проблемы начинаются, когда идея импортозамещения перестает быть побочной, временной, избирательной, когда она становится тотальной экономической парадигмой и политикой. К сожалению, экономическая политика Казахстана, начиная с 2003-2004, плавно и почти незаметно эволюционировала и в 2009 стала именно доминирующей и тотальной парадигмой, способом и образом экономического мышления.

Экспортоориентированная политика трудна в реализации, потому что она требует значительно более сложных усилий, более высокого уровня мастерства и координации, ведь поддержка отечественного производителя происходит на чужом поле, вне собственных правил и законодательства. Управление экономикой сводится к управлению макроэкономическими, абстрактными, не ощутимыми впрямую показателями. Они фундаментальны, они определяют развитие экономики, но они не конкретны. В них нет переговоров по «конкретным» сделкам, проектам, нет решений, результаты которых видны немедленно и «конкретно».

Это комплексная политика, которая направлена на создание возможностей, стимулов, которая подводит экономические субъекты к выгодным для страны решениям. В импортозамещающей политике можно давить на инвестора, силой менять его поведение, но такие механизмы не работают в экспортных рынках, потому что вы не можете прямо влиять на покупателя.

Такая политика предусматривает принципиально иной формат взаимодействия бизнеса и государства, не патерналистский, а партнерский, потому что роли четко разделены. Государство не формирует и назначает рынки сбыта для бизнеса, прямо воздействуя на решения, а совместно работает продвижением экономических интересов бизнеса на внешних рынках. И в этом проявляется четкое разделение ролей. Государство ведет переговоры на государственном уровне, на уровне дипломатии, глобальных макроэкономических целей и задач, а бизнес работает на своем уровне по другим принципам. В таком формате государство не может сидеть за столом переговоров с бизнесом, кроме случаев собственных государственных закупок, разумеется.

В экспортоориентрованной политике серьезно вырастает роль ментальных, ценностных, общественных установок, ведь прямая зависимость бизнеса от государства исчезает, они партнеры. Этот тезис опять легче всего продемонстрировать на примере деревни.

Пока дети и жители работают в деревне и зависят от деревни, то ими довольно просто управлять. Если дети работают в городе, зарабатывают деньги вне деревни, то удержать их и влиять на них становится значительно труднее. Обычные окрики и поучения уже не действуют, они самореализовались, доказали свою состоятельность, конкурентоспособность. Они уже сами выбирают, инвестировать ли заработанные деньги дома или в каком-то другом месте. И здесь и ключевым становится нематериальный фактор воспитания, сформированных ценностей, патриотизма, любви и долга. Излишнее давление и патернализм в итоге приводит к побегу самых энергичных, эффективных и деятельных из дома.

Тем не менее, при всей сложности реализации, только ориентация на экспорт в долгосрочном плане является эффективной политикой и я считаю крайне необходимым к ней вернуться. Именно вернуться, потому что она уже была в Казахстане, недолго – всего несколько лет, но была.

Ключевым моментом для перехода является переворот в идеологии. Казахстан довольно долго проводил политику импортозамещения – эта концепция весьма удобно «продается» обществу, популистки выгодна, однако ведет в тупик. Нет, да и не может быть ни одной истории успеха политики замещения. Более того, мировой опыт показывает, что такая политика даже вредит в какой-то части развитию страны.

Принципиальный идеологический разворот необходим, потому что «пропитанность» общества импортозамещением все равно влияет на принятие решений. Госслужащие, представляющие власть и формирующие политику, сами являются частью общества. Если общество идеологически дезориентировано, то разработка и проведение эффективной политики невозможны.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить