Почему 2023 год может стать самым сложным для бизнеса Казахстана

43938

На это есть как минимум две причины

ФОТО: © Depositphotos/eabff

Причина первая: депутаты внесли поправку по обложению дополнительным индивидуальным подоходным налогом в 10% дивидендов на сумму более 30 тыс. МРП. Это будет 48-й набор поправок в Налоговый кодекс за четыре с половиной года с момента его принятия.

Налог с дивидендов сейчас платят следующим образом: если предприниматель владеет компанией менее трех лет, то при получении дивидендов он платит 5%, если более трех лет - налог на дивиденды отсутствует. Теперь предлагается обложить дивиденды ставкой в 10%.

Напомню, что при получении дохода предприниматели уже уплачивают корпоративный подоходный налог по ставке 20%. И только после этого распределяют чистую прибыль путем выплаты дивидендов. Но, согласно предлагаемым поправкам в Налоговый кодекс, полученные дивиденды будут снова подлежать обложению. Фактически это - двойное налогообложение, при котором средний и крупный бизнес будет платить 30% налога. И эта ставка гораздо выше среднемировой, что ставит предпринимателей Казахстана в менее выгодное положение.

Вообще цель правительства Казахстана должна заключаться в развитии предпринимательства и в росте предприятий из малого в средний и крупный бизнес. А новые поправки, вводящие дополнительный налог на дивиденды, наоборот, будут вынуждать бизнес дробиться и прекращать развиваться.

Я предлагаю перенять опыт стран, которые росли по модели «догоняющего развития». Это страны, задавшиеся целью в короткий срок преодолеть отставание от передовых государств, в том числе экономическое и индустриальное. Примеры таких стран - Малайзия, Сингапур, Южная Корея и другие. Ускоренное их развитие получилось благодаря, в том числе, и оптимальным налогам. Например, в Гонконге налога на дивиденды нет, подоходный налог взимается только с прибыли, полученной от торговли или профессиональной деятельности, которую вели на территории Гонконга. В Сингапуре налог с дивидендов не платят ни физические, ни юридические лица - они платят лишь налог на доход, полученный на территории страны.

Если мы хотим ускоренного развития нового Казахстана, то необходимо отменить поправки, вносящие дополнительные налоги. Более того, надо создать понятный Налоговый кодекс и прекратить бесконечно вносить в него поправки.

Причина вторая: в 2023 году планируется введение дополнительных обязательных пенсионных взносов (ОПВР) в ЕНПФ, которые будут отчислять работодатели – в размере 5%.

В 2019 году, напомню, по поручению главы государства сроки введения ОПВР были перенесены на 2023 год. Введение ОПВР с 1 января 2023 года вкупе с увеличением ставки ОСМС повлечет увеличение нагрузки на работодателей и фонд оплаты труда до 41%. Таким образом, получается, что на работодателей ложится полностью ответственность за пенсионное обеспечение граждан республики.

Казахстан по налогам с заработной платы оказался впереди многих стран. Сейчас в республике платят шесть различных налогов и платежей. А именно:

1) пенсионные взносы - 10%,

2) индивидуальный подоходный налог - 10%,

3) социальный налог - 9,5% минус СО,

4) социальные отчисления - 3,5%,

5) отчисления на медстрахование (ОСМС) - 3%,

6) взносы на медстрахование (ВОСМС) – 2%.

С 2023 года добавятся ещё обязательные пенсионные взносы работодателя – 5%.

По сути, нагрузка существенно вырастет на добросовестных работодателей, которых такое повышение вынудит выдавать заработную плату «в конвертах» и искать иные способы оптимизации расходов. Уверен, в итоге повышение на 5% взносов работодателей приведет к уходу бизнеса в тень.

Моё предложение - объединить в Казахстане все налоги и платежи с зарплаты, и ставку единого налога с зарплаты сделать не выше 20%. Мировой опыт показывает, что такая ставка является оптимальной для фонда заработной платы.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить