Отложенная бедность. Лишь каждый третий казахстанец будет получать пенсию в размере 30% от своей зарплаты

Пресса и экспертное сообщество в последнее время жёстко критикуют ЕНПФ и пенсионную нагрузку на бизнес и население. Однако проблемы пенсионной системы РК гораздо глубже и серьёзнее, считает финансист Мурат Темирханов

ФОТО: pixabay.com

Как устроена пенсионная система Казахстана

Пенсионная система состоит из трёх уровней.

  • Первый уровень включает в себя пенсионные выплаты за счёт средств государственного бюджета (солидарная и базовая пенсионные выплаты/минимальная гарантированная пенсия).
  • Второй уровень представляет собой накопительную пенсионную систему (ЕНПФ), которая включает в себя пенсионные выплаты за счёт:
  1. обязательных пенсионных взносов, осуществляемых самим работником (10% от зарплаты);
  2. обязательных профессиональных пенсионных взносов, перечисляемых работодателем в пользу работников, занятых на работах с вредными условиями труда (5% от зарплаты).
  • Третий уровень включает в себя все пенсионные выплаты из добровольных взносов работника в ЕНПФ или в частные финансовые организации.

Таким образом, сегодня при выходе на заслуженный отдых пенсия казахстанца, по сути, будет состоять из двух основных частей: пенсионные выплаты из госбюджета и выплаты из ЕНПФ. Размер пенсии, выплачиваемой из бюджета, определяется и гарантируется государством. Будущий рост выплат этой части пенсии целиком зависит от роста налоговых и других доходов государственного бюджета.

В свою очередь, размер пенсии из ЕНПФ зависит только от того, сколько денег накоплено на счету работника, выходящего на пенсию (сколько накопил, столько и получил). В накопительной пенсионной системе Казахстана государство гарантирует только, чтобы инвестиционный доход на пенсионные вклады в ЕНПФ был не меньше накопленной инфляции.

Сравним две основные части пенсионных выплат в Казахстане. В 2018 году из госбюджета было выплачено пенсий на сумму 1 979 млрд тенге, а из ЕНПФ – 169 млрд. То есть пенсионные выплаты из ЕНПФ были почти в 12 раз меньше, чем из госбюджета! Как говорится, почувствуйте разницу.

Разница между выплатами из госбюджета и ЕНПФ будет постепенно сокращаться.  Согласно международной практике, оценку пенсионной системы следует проводить за полный пенсионный цикл, то есть с момента начала трудовой деятельности до момента выхода на пенсию. Этот промежуток времени обычно составляет около 40 лет. В Казахстане возраст пенсионного накопления составляет 21 год. Из-за этого в ЕНПФ пока присутствует большая разница между поступлениями взносов и выплатой пенсий (в 2018 году – 847 млрд тенге взносов и 169 млрд тенге выплат).  

Тем не менее, несмотря на то что разница в сумме пенсионных выплат из госбюджета и из ЕНПФ будет сокращаться, всё равно при отсутствии реформ общая сумма пенсий из госбюджета будет всегда значительно превосходить выплаты из индивидуальных пенсионных накоплений в ЕНПФ, что, исходя из лучшей мировой практики, считается очень серьёзной проблемой. Такая ситуация в Казахстане сложилась из-за структурных проблем экономики и больших недостатков построения пенсионной системы.      

Пенсионная система Казахстана далека от развитых стран

В 2014 была утверждена «Концепция дальнейшей модернизации пенсионной системы Республики Казахстан до 2030 года» (далее - Концепция), которая без изменений действует и по сей день. Основной целью нашей и любой другой пенсионной системы является обеспечение адекватности пенсионных выплат для достойного уровня жизни в пенсионном возрасте. Ключевым параметром, определяющим достойный уровень жизни в пенсионном возрасте, является коэффициент замещения (replacement rate), который рассчитывается как соотношение пенсии и прежних доходов (заработка) получателя пенсии.

И хотя на сегодня наше правительство толком не объяснило, какие страны и по каким параметрам входят в 30-ку наиболее развитых стран, приблизительно можно сказать, что у этих стран коэффициент замещения дохода пенсионными выплатами в среднем находится в районе 70%. Для сравнения, в СССР этот коэффициент был законодательно установлен и строго соблюдался на уровне 60%.

В Концепции приводилась информация, что «реализация государственных мер до 2014 года создала условия для обеспечения коэффициента замещения дохода пенсионными выплатами, соответствующего международным стандартам, который составил на конец 2013 года 44,6% среднемесячной заработной платы по экономике в целом». При этом по итогам 2018 года (по информации ЕНПФ) средний коэффициент замещения у мужчин составил 44,9%, у женщин 46,4%.

То есть можно определённо сказать, что по пенсионному коэффициенту замещения мы сильно отстаём от 30-ки развитых стран, и за 5 лет, начиная с 2014, практически не увидели прогресса в этом направлении. С учётом того что средняя зарплата в Казахстане также гораздо ниже, чем в развитых странах, то низкий коэффициент пенсии к зарплате выглядит совсем удручающе.

Здесь важно отметить, что расчёт пенсионного коэффициента замещения в Казахстане - это как средняя температура по больнице. Наибольшую выгоду от текущей пенсионной системы получает население с низкими доходами или без доходов совсем, а также самозанятые или неформально занятые. Наименее защищённым с точки зрения поддержания достойного уровня жизни в пенсионном возрасте является работающий средний класс (имеют наименьший пенсионный коэффициент замещения), что крайне плохо.

В странах, которые считаются развитыми, средний класс составляет самую многочисленную группу населения, и именно эта группа ответственна за процветание и рост конкурентоспособности экономики. Поэтому наши власти, помимо борьбы с бедностью, должны делать всё возможное, чтобы максимально расширить и защитить группу населения, которая относится к среднему классу. К сожалению, текущие планы правительства по пенсионной реформе не ведут к прогрессу в этом направлении.   

Проблемы пенсионной системы, выплачиваемой из госбюджета

Одной из главных целей создания накопительной пенсионной системы является освобождение госбюджета от неподъемных пенсионных расходов. Однако в Казахстане этой цели пока не удается достичь, что также связано со структурными проблемами экономики и недостатками построения накопительной пенсионной системы, но об этом чуть позже. Считаю, что если не проводить кардинальных реформ, то очень скоро текущая пенсионная система реально станет непосильной ношей для нашего госбюджета.

В 2018 сумма пенсий из бюджета была чуть меньше 2 трлн тенге и составила 21% от общих расходов республиканского бюджета. На 2019 сумма пенсий запланирована в размере около 2,3 трлн тенге, что даёт прирост на 16%. Этот рост существенно выше роста налоговых и прочих доходов бюджета, не связанных с трансфертами из Национального фонда. Напомню, что сейчас трансферты из Нацфонда составляют без малого 30% от доходов республиканского бюджета. 

По планам правительства, в ближайшие несколько лет рост бюджетных пенсионных расходов будет превышать рост бюджетных доходов, не включая трансферты из Нацфонда. Это означает, что для финансирования растущих пенсионных выплат правительству надо будет всё больше залезать в нашу нефтяную заначку – Нацфонд, который был создан для будущих поколений, когда в Казахстане закончится нефть или сильно упадут цены на неё.

Важно отметить, что в последнее время из-за быстрого роста государственных расходов существенно увеличилось использование Нацфонда для финансирования госбюджета. В результате, несмотря на сравнительно благоприятные цены на нефть, Нацфонд прекратил расти и правительство даёт негативный прогноз, в котором доля фонда по отношению к ВВП в ближайшие несколько лет будет уменьшаться, а это очень плохо.

Если вдруг сейчас цены на нефть надолго упадут до уровня $40 за баррель, резко снизятся и поступления в Нацфонд. В таких условиях при текущем уровне государственных расходов и использования Нацфонда уже через два года его размер значительно уменьшится. В результате трансферты из Нацфонда в госбюджет прекратятся, и правительству будет невозможно полностью исполнять свои пенсионные обязательства.    

Проблемы накопительной пенсионной системы (ЕНПФ)

Накопительная пенсионная система в Казахстане начала работать 1 января 1998 года, когда казахстанцы начали отчислять 10% от доходов в виде обязательных пенсионных взносов. Государственный накопительный пенсионный фонд (ГНПФ) был первым игроком на рынке пенсионных услуг. Позже стали появляться частные накопительные пенсионные фонды, и у казахстанцев появился выбор – кому доверять свои накопления. К 2013 в Казахстане было 10 частных пенсионных фондов, и ГНПФ по своим размерам был далеко не самым крупным.

В 2013 на базе ГНПФ создается Единый накопительный пенсионный фонд (ЕНПФ), которому были переданы пенсионные активы всех частных накопительных пенсионных фондов. Создание единого игрока преобразовало рынок, но не повлияло на пенсионную систему в целом. В Казахстане сохранилась многоуровневая система, описанная в начале статьи.

По информации ЕНПФ, накопительная пенсионная система сейчас обеспечивает коэффициент замещения в 12,4%. Актуарные расчёты ЕНПФ показывают, что для вкладчика, участвующего в НПС полный цикл (40 лет) с регулярными взносами (12 в год), коэффициент замещения составит в среднем 30%, что очень далеко от 70% в развитых странах. Это означает, что при отсутствии реформ в накопительной пенсионной системе, если государство захочет достичь уровня развитых стран по пенсионному коэффициенту замещения, оно будет вынуждено оплачивать подавляющую часть каждой пенсии из государственного бюджета.

На сегодня регулярные пенсионные взносы 12 раз в год делают всего порядка 2,5 млн человек при 8,7 млн занятых. То есть если такая доля вкладчиков с ежемесячными платежами не изменится в течение 40 лет, то лишь 29% вкладчиков смогут получить пенсию из ЕНПФ, равную 30% от их прежней заработной платы. Остальные 71% вкладчиков будут иметь существенно более низкий коэффициент замещения, что означает сохранение крайне высокой нагрузки на государственный бюджет.

Принципы работы накопительной пенсионной системы в Казахстане были изначально поставлены более или менее в соответствии с международными стандартами. Однако в развитых странах аналогичные пенсионные системы могут давать пенсионный коэффициент замещения в 70%, а ЕНПФ в лучшем случае для регулярных вкладчиков даст только 30%. Почему это происходит?    

Причины проблем накопительной пенсионной системы

Существуют четыре причины крайне низкого пенсионного коэффициента замещения в ЕНПФ.

  • Первая из них – это низкий уровень вкладчиков, которые регулярно делают взносы в ЕНПФ. В Казахстане большая доля теневой экономики, где работники не делают взносов в ЕНПФ. Также граждане делятся на имеющих легальную работу и самозанятых, с неодинаковыми правами и социальными гарантиями. Помимо этого, легально работающие могут не работать какое-то время по различным причинам. Данный недостаток напрямую связан со структурными проблемами рынка труда и всей экономики в целом. 
  • Вторая причина заключается в том, что рост официального пенсионного возраста отстаёт от роста средней продолжительности жизни в стране. Здесь существует прямая зависимость - чем больше разница между пенсионным возрастом и продолжительностью жизни (то есть чем больше лет выплачивается пенсия), тем меньше пенсионный коэффициент замещения. По международным меркам Казахстан имеет сравнительно низкий пенсионный возраст для мужчин и – особенно – для женщин.
  • Третья причина низкого пенсионного коэффициента замещения – это сравнительно низкая ставка обязательных пенсионных взносов в ЕНПФ (10% от зарплаты). По международным меркам, при адекватном возрасте выхода на пенсию (как в развитых странах), чтобы достичь пенсионного коэффициента замещения на уровне 60%, необходим уровень взносов от зарплаты в районе 15%.
  • И, наконец, последняя причина – относительно низкая инвестиционная доходность пенсионных активов в Казахстане. Сначала эта проблема была в частных пенсионных фондах, а затем и в самом ЕНПФ. Такая ситуация имеет место по ряду причин. Прежде всего, это очень слабая развитость фондового рынка Казахстана. Также у частных пенсионных фондов были серьёзные проблемы с регулированием и надзором за ними. А в случае с ЕНПФ большой проблемой являются серьёзные конфликты интересов между собственником ЕНПФ (правительством) и его вкладчиками.

Продолжение следует

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
23377 просмотров
Поделиться этой публикацией в соцсетях:
Об авторе:
Загрузка...
16 ноября родились
Гульнара Алимгазиева
экс-управляющий директор НАО «Фонд социального медицинского страхования»
Игорь Мельцер
медиаменеджер, основатель газеты "Время"
Самые Интересные

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить