Осторожный оптимизм СЕО

25089

Казахстанский выпуск 17-го Ежегодного опроса руководителей крупнейших компаний мира, подготовленный PwC и Forbes Kazakhstan

Над исследованием работали:

PwC: Ёдгор Гафуров, Александр Привалов, Алия Темиргаликызы, Данат Шидеркулов, Джузеппе Фонтана, Жулдыз Дуйсекенова, Константин Елисеев, Наталья Лим, Омон Турсунов, Ричард Брегони, Сакен Шаяхметов, Сауле Бармамбекова, Светлана Чебан, Татьяна Цой, Тимур Журсунов, Уолтер Дэниел, Юлия Мазитова.

Forbes Kazakhstan: Марите Любинайте, Айжан Сулейменова, Данияр Куаншалиев, Оксана Даирова.

Представляем вам казахстанский выпуск 17-го Ежегодного опроса глав крупнейших компаний мира. В этом году было опрошено 1 380 руководителей из 61 страны, в том числе 36 отечественных.

Этот Ежегодный опрос – флагманское глобальное исследование PwC. В нем лидеры бизнеса дают свою оценку состоянию мировой экономики, новым вызовам, которые диктует бизнесу политическая, экономическая и социальная среда, а также делятся собственными планами и видением глобальных трансформаций в обществе, которые уже изменили бизнес и будут влиять на него в дальнейшем.

Ежегодный опрос дает прекрасную возможность объединить первых лиц крупнейших компаний мира для обсуждения актуальных вопросов и проблем как глобальной экономики, так и экономик разных стран.

Данный опрос проводится в Казахстане во второй раз. Мы рады, что в этом году нам удалось поговорить с большим числом руководителей компаний, действующих в стране и представляющих различные отрасли экономики. Это позволило комплексно взглянуть на состояние бизнеса, работающего в Казахстане, и составить более объективную картину ситуации в казахстанской экономике глазами предпринимателей.

Стоит отметить, что опрос проводился в течение трех месяцев, до конца января 2014 года, то есть до осуществленной 

11 февраля 2014 года правительством страны девальвации тенге и до «крымского кризиса». После этих событий многие СЕО связывались с нами, отмечая, что если бы опрос проводился сейчас, то некоторые их ответы звучали бы немного иначе.

В этом году прогнозы казахстанских СЕО относительно перспектив роста мировой экономики в следующем году были достаточно сдержанными: только 34% респондентов из Казахстана уверены в росте против 44% таковых во всем мире. При этом казахстанские руководители проявляют уверенность в росте выручки своего бизнеса (хотя за истекший год доля совершенно уверенных среди них снизилась с 73 до 64%) и хороших перспективах своей отрасли.

Как доказательство позитивных ожиданий – бизнес-сообщество продолжало инвестировать в свое дело, несмотря на существующие политические и экономические угрозы на рынке, среди которых были названы неустойчивость валютного курса, нестабильность рынков капитала, взяточничество и коррупция. Нехватка квалифицированных кадров в этом году также рассматривалась как угроза перспективам роста бизнеса в Казахстане.

Тем не менее, по мнению их руководителей, компании выработали способность адаптироваться к изменениям и в краткосрочной перспективе видят возможности для развития бизнеса не только в увеличении доли на существующем рынке, но и в готовности к партнерству, а также в выходе на новые географические рынки. В долгосрочной перспективе – в изменении в мировом раскладе экономических сил и технологическом прогрессе, которые, по мнению казахстанских СЕО, окажут революционные изменения не только в их бизнесе, но и в отрасли в целом. Ключом к успеху в будущем станет поиск и определение способов использования этих тенденций для своей пользы.

Мы надеемся, что читателям будет интересно узнать ответы на вопросы исследования: взгляд руководителей бизнеса на глобальную и казахстанскую экономику, возможные риски и возможности для роста, задачи государства, с точки зрения бизнеса, приоритеты для инвестирования, которые установили для себя СЕО Казахстана и других стран мира.

Выражаем свою признательность всем главам казахстанских компаний, которые приняли участие в нашем исследовании, уделили нам время и поделились своими прогнозами и ожиданиями. Их активное сотрудничество и откровенные ответы являются самым важным фактором успеха данного исследования. Особая благодарность 27 руководителям компаний, которые согласились на проведение более глубоких персональных интервью. Вы сможете ознакомиться с их комментариями в данном исследовании.

Глобальная экономика глазами лидеров мирового бизнеса

Состояние мировой экономики в 2013 году в целом было нестабильным – по-прежнему было трудно обеспечить рост в посткризисных условиях. Однако развитые страны демонстрировали улучшение макропоказателей. Рост развивающихся экономик хотя и несколько разочаровал, но присутствовал. Это отразилось на прогнозах руководителей компаний относительно перспектив роста мировой экономики в следующие 12 месяцев. В этом году они оказались в большей степени довольны состоянием экономики, чем в прошлом году.

Казахстанские руководители, как и их коллеги из других стран, менее скептичны в оценке перспектив роста мировой экономики по сравнению с российскими. Так, 30% российских СЕО считают, что состояние мировой экономики в ближайшие 12 месяцев ухудшится. Данное мнение поддержало лишь 11% казахстанских СЕО.

Сохраняющиеся низкие или отрицательные темпы роста экономик развитых стран беспокоят 70, 83 и 62% СЕО Западной Европы, США и России соответственно. В Казахстане эти вопросы вызывают тревогу у 53% глав компаний, принявших участие в опросе.

Замедление темпов роста на быстрорастущих рынках беспокоит руководителей казахстанских компаний в значительно большей мере (84%), чем российских (66%) или их коллег из остальных стран (65%).

Александр Дериглазов, 

председатель совета директоров компании «Меломан»:

«От имени компании отвечу, что состояние мировой экономики останется прежним, но лично я испытываю «осторожный оптимизм», который основан на том, что те статьи, которые мне попадаются, вселяют надежду, что последние годы предшествовали подъему». 

Аскар Канафин, 

председатель правления Ordabasy Group:

«С точки зрения текущей конъюнктуры – однозначно ухудшится. Это связано как с продолжающейся рецессией, так и с волатильностью на рынке металлов и комодити, пересмотром позиций мировых валют в мире, ростом китайской экономики, смещением карты геополитических рисков, прочими глубинными макропроцессами».

Кайрат Мажибаев, 

председатель совета директоров 

Группы компаний RESMI:

«Мы считаем, что состояние мировой экономики останется по-прежнему волатильным. Для следующих трех-пяти лет будут характерны среднего размера кризисы, которые уже не будут являться неожиданностями».

Владислав Ли, 

председатель правления БЦК:

«Я полагаю, что состояние мировой экономики не улучшится в течение ближайшего года. Рецессия происходит до сих пор. Улучшение возможно в течение ближайших трех лет».

Лидерами списка стран, которые были названы руководителями компаний во всем мире важными, стали Китай, США, Германия, Бразилия и Великобритания. Если исключить государства БРИКС, то в более долгосрочной перспективе помимо США и Великобритании интерес для СЕО представляют Индонезия, Мексика, Турция и Япония. У CEO казахстанских компаний традиционно преобладает интерес к России, Китаю и США.

Казахстанская экономика и вызовы времени

Скептицизм относительно роста мировой экономики проецируется и на прогнозы казахстанских CEO относительно выручки своих предприятий. Количество руководителей компаний, совершенно уверенных в росте выручки в следующие 12 месяцев, упало на 9% по сравнению с предыдущим годом.

По мнению большинства CEO, обеспечение стабильности финансового сектора и доступа к капиталу, совершенствование национальной инфраструктуры и подготовка квалифицированных трудовых ресурсов должны благотворно сказаться на темпах роста экономики.

В целом CEO во всем мире (92%) и в России (79%) абсолютно или частично уверены в росте выручки своих компаний в течение следующих трех лет. В Казахстане эта цифра составила 97%.

Шинго Като,

президент «Тойота Мотор Казахстан»:

«Учитывая, что рост казахстанской экономики продолжается и цены на нефть и газ повышаются, если при этом не случится очередного международного экономического кризиса, то я уверен в росте выручки компании в течение следующих трех лет».

Тимур Исатаев, 

председатель правления 

Альянс Банка:

«Совершенно уверен.Объяснение простое. На сегодняшний день убыток банка составляет $200 млн, и я убежден, что он будет уменьшаться, что, в свою очередь, скажется на росте выручки».

Андрей Копытин, 

директор Viled Fashion:

«Совершенно уверен в том, что выручка нашей компании увеличится в следующие 12 месяцев, поскольку речь идет о 2014 годе, который мы полностью проанализировали. Рост будет в процентах, но не двузначный – от 5 до 10%. Что касается трехлетней перспективы, то я частично уверен. Рост будет такой же умеренный».

Михаил Ломтадзе, 

председатель правления kaspi bank:

«Абсолютно уверен в росте прибыли банка в течение следующих трех лет. И эта уверенность обусловлена тем, что мы собираемся увеличить нашу клиентскую базу и предложить новые продукты. В следующие три года kaspi bank будет предлагать дополнительные сервисы и продукты, которые не имеют отношения к нашему текущему бизнесу. Следовательно, это поможет постоянно увеличивать свои доходы».

Денис Смирнов, 

генеральный директор Arena S (Sulpak):

«Мы совершенно уверены в том, что отрасль будет расти и развиваться, хотя, возможно, не такими темпами, как в последние годы. Например, в 2013 году она показала незначительный рост – примерно на 7%, в 2012 году рост по отношению к 2011 году составил примерно 22% в стоимостном выражении, что стало невообразимым показателем для стран Европы и СНГ. Рынок выходит на плоскость, поэтому и в текущем году рост будет в районе нуля за счет инфляции и прочего. Относительно трехлетней перспективы мы уверены частично, потому что три года – это тот срок, за который все может измениться».

Андрей Копытин, 

директор Viled Fashion:

«Поскольку мы говорим о группе компаний, которая продает премиальные товары (начиная от парфюма и алкоголя и заканчивая ювелирными украшениями), то этот рынок будет очень медленно расти – в пределах 5–10%, да и то различные категории будут расти по-разному. Например, сегмент ювелирных украшений и часов не будет подниматься, а премиальный алкоголь, парфюм, одежда покажут рост на 10%. Основная причина этого роста заключается в том, что экономика Казахстана растет и, соответственно, увеличиваются доходы. В следующие три года будет происходить то же самое – рост будет связан с ростом экономики и доходов, просто потому, что наша отрасль давно устоялась».

Кайрат Мажибаев, 

председатель совета директоров Группы компаний RESMI:

«В целом по группе мы уверены в росте нашей выручки в следующие 12–36 месяцев. Наша компания работает в нескольких секторах экономики, выступая как private equity-инвестор. Однако перспективы private equity как сегмента казахстанского финансового сектора, к сожалению, неясны в следующие три года. Прежде всего в связи с затянувшимся переходным состоянием как отечественной экономики, так и ее финансового сектора. Это требует, во-первых, скорейшего переосмысления, во-вторых, перезагрузки. Это касается и всех сегментов финансового рынка – банковского сектора, фондового рынка, private equity и сопутствующей инфраструктуры. Стратегически важно определиться с ролью и местом государства и частного капитала в экономическом развитии страны. Если мы говорим про сектор FMCG (потребительские товары массового спроса), то здесь можно отметить следующий важный фактор. Улучшилась так называемая wealth distribution, то есть в обществе более равномерно распределяются экономические блага. Особенно в последние 5–10 лет. Для меня забота о благе простых людей – это показатель взросления общества. Поэтому потребительские сектора пусть даже и неустойчиво, но все же развиваются. Причем не важно, какой именно это сектор – потребкредитование, продукты питания, бытовая электроника или жилье. Кроме того, у этих отраслей был слишком низкий старт в 90-х годах, и поэтому еще сохраняется потенциал роста».

Говоря о будущих вызовах, руководители компаний во всем мире отмечают, что в ближайшие пять лет на их бизнес в первую очередь будут влиять новые технологии, демографические изменения и пертурбации в расстановке сил в мировой экономике. Эти три глобальных явления приведут к огромным сдвигам в экономиках в течение следующих десятилетий. При этом взаимное влияние указанных трех тенденций будет играть не менее важную роль, чем они сами.

Стоит отметить, что, по мнению CEO из Казахстана, новые технологии окажут больше влияния на их бизнес, чем на бизнес их коллег из других стран. Руководители во всем мире концентрируют внимание на прорывных инновациях, создавая надежную систему для развития, и входят в состав партнерств.

Что же касается демографических изменений, то меняется состав мирового населения, и это оказывает глубокое воздействие на трудовые ресурсы. Наблюдается рост: в 2025 году на Земле будет насчитываться 8 млрд жителей. Этот рост не будет однородным, поскольку в некоторых странах коэффициент рождаемости будет падать. К 2020 году средний возраст населения в Европе составит 43 года, в Китае – 38 лет, а в Африке – всего 20.

Событие, которое окажет серьезное влияние на бизнес

Казахстан уже нельзя рассматривать вне глобальных процессов, поскольку он стал неотъемлемой час­тью международной экономики, а казахстанский бизнес и его руководители становятся немаловажными игроками, с которыми нельзя не считаться. В результате какие бы события ни происходили на глобальном рынке, мы их остро ощущаем на своем локальном. Взять хотя бы мировой финансовый кризис 2008 года, последствия которого мы переживаем до сих пор.

В контексте готовности компаний к будущим вызовам и угрозам мы спросили у наших СЕО о том, какое событие, на их взгляд, произведет революционное изменение в обществе, бизнесе и в отрасли в ближайшие 10 лет. В большинстве своем бизнесмены отметили, что главные вызовы сегодня исходят от происходящих интеграционных процессов и развития новых технологий.

Кайрат Мажибаев, председатель совета директоров ГК RESMI, отмечает, что серьезное влияние на их бизнес в ближайшие 10 лет окажут политические решения, связанные с региональными изменениями. Например, это касается цепочки ТС – ЕЭП – ВТО. «Мы двигаемся в потребительски ориентированных секторах, причем не важно, будь то сектор недвижимости или финансовый. Все рынки в масштабах региона будут консолидироваться. Мы видим, что это уже происходит в самих странах – в России, на Украине и в Беларуси», – говорит он.

По словам Мажибаева, сегодня любая серьезная M&A-сделка или, к примеру, новые меры регулирования в России сразу сказываются на таком же бизнесе и условиях его работы в Казахстане. «Теперь мы производим оценку рынка уже не в масштабах Казахстана и Кыргызстана емкостью в 20–22 млн потребителей, а в масштабах всего региона с его 100 с лишним млн потребителей, учитывая население Западной Сибири, Урала, Волги и Центральной Азии. Мы уже третий год планомерно осваиваем рынки России, Туркмении и Таджикистана. Соответственно, все, что происходит в этом регионе, имеет для нас большое значение», – заключает CEO.

Помимо интеграционных процессов, огромное влияние на все отрасли экономики Казахстана в ближайшее десятилетие окажет развитие интернет-технологий и телекоммуникаций. Уже сегодня использование инновационных технологий стало неотъемлемым фактором успеха в любой сфере бизнеса. И банковский бизнес в этом смысле не исключение.

Развитие телекоммуникаций уже начинает оказывать влияние на структуру рынка, его потребительские свойства, а также потребительское поведение населения. Что, в свою очередь, сказывается и на банковской системе, которой с дальнейшим развитием новых технологий нужно будет переориентироваться под новые реалии. Такого мнения придерживается Александр Камалов, председатель правления ДБ АО «Сбербанк». 

«Сегодня бытует выражение, что банки – это в будущем продвинутые ИТ-компании. Примеры тому есть. В частности, Тинькофф Кредитные Системы – банк, у которого нет отделений и собственных банкоматов, а обслуживание клиентов ведется через сайт, электронную почту, телефон и соцсети, но при этом – огромная капитализация», – указывает он.

То есть, по сути, предоставление банковских услуг небанковскими организациями является главным событием, которое произведет революционное изменение в отрасли.Тимур Исатаев, председатель правления АО «Альянс банк», говорит: «О нашем бизнесе Билл Гейтс как-то сказал одну фразу: «Банкинг как таковой (предоставление банковских услуг) необходим, а банки – нет». Как только на казахстанский рынок придут такие игроки, как Google Money (sending money with Google Wallet) или Facebook Мoney, или частично предоставлением банковских услуг начнут заниматься сотовые операторы, такие как «Кселл» и «Билайн», это скажется на нашей отрасли».

И произойдет это не через 10 лет, а намного раньше. Ведь проникновение интернета, число пользователей, трафик, количество гаджетов у населения и так далее ежегодно увеличивается. И это в конечном итоге способствует тому, что портрет стандартного банковского клиента постепенно меняется. «В Европе порядка 50% клиентов являются автономными, то есть потребляют услуги банков с помощью гаджетов, – замечает Камалов. – В Казахстане процент автономных клиентов пока небольшой и не превышает 10%, а остальные преимущественно ходят за услугами в банк».

Хотя многие физические и юридические лица пока выбирают обслуживание в филиалах, рост пользователей интернет-банкинга все же наблюдается. «Клиенты приходят к выводу, что распоряжаться своими деньгами в режиме реального времени – это безопасно и удобно. Это фактически виртуальный офис банка, с помощью которого можно проводить практически все операции, а необходимости посещать его непосредственно будет все меньше», – говорит Гурам Андроникашвили, председатель правления ForteBank.

В ближайшее время, по его словам, банки будут наблюдать и рост числа пользователей мобильного банкинга, благодаря которому клиенты могут в любое время осуществлять свои операции посредством всевозможных гаджетов, находясь в любой точке мира. Распространение интернета в регионах будет поддерживать этот процесс. «В итоге все это приведет к тому, что физическое существование офисов станет менее важным для развития фининститутов. Банкам нужно быть готовым к этому и вырабатывать стратегии и подходы, чтобы правильно использовать эти возможности, соответствовать новым веяниям и расширять функционал своих систем дистанционного обслуживания», – заключает Андроникашвили.

К доминированию «безофисных» банков, по мнению Владислава Ли, председателя правления БЦК, могут привести также социальные сети. «И здесь главное – эффект масштабирования, то есть если имеется 500 млн клиентов, то почему бы им не предоставить интересующие их услуги и не захватить рынок», – говорит он.

Как бы то ни было, в течение ближайших 10 лет структура банковского рынка существенно поменяется – изменится собственно формат офиса, требования к нему и продуктам, а соответственно, к гаджетам и ИТ-платформам.

Развитие инноваций и инфраструктуры изменит систему транспортировки и логистики, что позволит компаниям этого сегмента работать более эффективно, задействовав меньшее количество людей, отмечает Сиддик Хан, генеральный директор Global Link. Компания активно использует технологии уже сегодня, позволяющие, например, оптимизировать систему поставок. «По-настоящему революционным в этом бизнесе является внедрение новых технологий и широкое использование решений по обработке запросов электронной коммерции», – говорит Хан. Введение новой системы управления, по его словам, позволит снизить затраты, уменьшить зависимость от человеческих ресурсов и сделает доступной информацию о доставке, в том числе даст возможность отслеживать груз в режиме реального времени.

Не останется в стороне от происходящих изменений и такой сегмент экономики, как ретейл. По общему мнению игроков этого рынка, существенное влияние на отрасль также окажет дальнейшее развитие интернета и мобильных технологий. В частности, о растущей силе воздействия интернет-продаж на ретейл говорит Андрей Копытин, директор Viled Fashion. Это будет наиболее серьезным событием, на которое рынок в целом и компания в частности должны будут отреагировать. «С точки зрения предпочтений потребителей особых изменений мы не ожидаем. А вот доступ к клиенту будет меняться и все больше идти в сторону использования новых технологий, – отмечает Копытин. – Поэтому мы должны меняться внутри компании и, используя новые технологии, анализировать наших потребителей, для того чтобы в результате оказывать лучший сервис».

«Со временем в офлайновых магазинах люди будут покупать все меньше, переходя на покупки в онлайн. Мы к тому моменту уже будем готовы, – уверен Александр Дериглазов, председатель совета директоров компании «Меломан». – У нас действует интернет-магазин, но выиграет тот, кто будет быстрее и качественнее осуществлять доставку товаров. Поэтому мы пытаемся отладить внутреннюю логистику, расширяем персонал сall-центров и всячески улучшаем их работу».

Однако интернет-продажи полностью не заменят продажи в офлайн, говорит Денис Смирнов, генеральный директор Arena S. «Интернет, с одной стороны, будет забирать часть клиентов из розницы, с другой – покупка на сегодняшний день должна обязательно сопровождаться эмоциями. Покупатель уже давно ушел от удовлетворения простых потребностей – ему нужны эмоции, за которые он готов платить. Поэтому на вопрос, убьет ли интернет розницу, отвечу, что, наверное, нет. Каковы будут изменения в Сети, связанные с розницей, пока никому не понятно», – замечает Смирнов.

На страховой бизнес в ближайшие 10 лет самое большое влияние могут оказать перемены в страховой культуре. При этом, до тех пор пока культура страхования не поменяется, данная отрасль не сможет развиваться должным образом, считает Ойбек Халилов, председатель правления «AIG Казахстан». А поменяется она только при наличии у людей уверенности в надежности финансового, банковского и страхового секторов.

Что касается машиностроения, то здесь главным трендом будет экологичность. В этой отрасли уже происходят революционные изменения в части создания электромобилей. Шинго Като, президент «Тойота Мотор Казахстан», отмечает, что переход на экоавтомобили требует больших усилий со стороны правительства и самих людей – они должны в первую очередь изменить свой менталитет. Но то, что популяризация и ориентированность на экологичные продукты растет, очевидно. 

А вот на алкогольном рынке Казахастана с учетом заявленного срока, по мнению Александра Самойлова, CEO «Кокшетауминводы», произойдет легализация отрасли, как, например, в Польше, где 10 лет назад уровень нелегального оборота тоже был в размере 30–40% рынка, и будут обеспечены равные условия для всех игроков. Это позволит конкурировать и побеждать лучшим игрокам, лучшей продукции. «Только лишь повышением акциза эти вопросы не решить. Потому что тем, кто не платит налог, нет дела до его размеров. В итоге вся нагрузка двойным бременем ложится на добросовестных, кто все это время инвестировал средства, улучшал производство, повышал эффективность. А ведь именно они опора экономики и основа конкурентоспособности страны», – говорит Самойлов. 

По его мнению, ставка акциза в первую очередь должна быть привязана к реальной открытости и легальности рынка, а ее у нас не было на момент повышения акциза, и, во-вторых, связана с покупательской способностью потребителей. «Надо сопоставлять уровень потребления в сравнении с культурно и социально близкими странами, его динамику развития и уже потом делать выводы, в какую сторону вести коррекцию государственного регулирования, в том числе и налогового курса», – отмечает СЕО. 

Стоит отметить, что глобализационный тренд будет оставаться основным и продолжит оказывать сильное влияние как на мир в целом, так и на казахстанскую экономику в частности. «При этом, и ТС, и ЕЭП, и ВТО являются лишь логическим продолжением мировых тенденций, которые сегодня находят свое отражение в самой парадигме политико-экономического мироустройства, в том числе и в развитии глобальных технологий», – заключает Аскар Канафин, председатель правления Ordabasy Group.

Возможные риски для роста бизнеса

Наличие перспективных специалистов становится одним из важных факторов для роста бизнеса. Лидеры бизнеса прекрасно это понимают. 70% CEO во всем мире и 91% первых руководителей в Казахстане озабочены поиском сотрудников с необходимой квалификацией. При этом более половины опрошенных CEO во всем мире, в том числе и 75% казахстанских, тревожит рост стоимости рабочей силы на быстрорастущих рынках.

Очень важно отметить, что неустойчивость валютного курса является наиболее серьезной угрозой развития бизнеса в Казахстане – 100% опрошенных СЕО крайне или частично беспокоит данная угроза. В то время как в России наиболее часто упоминаемой угрозой (73%) была названа угроза нестабильности рынков капитала. На втором месте среди угроз росту бизнеса в Казахстане стоят взяточничество и коррупция, которые беспокоят 89% опрошенных. В РФ данная опасность заботит 62% опрошенных глав компаний.

Компании сфокусированы на ускорении темпов роста

Как же руководители крупнейших компаний в мире и в Казахстане намерены отвечать на современные вызовы?

Очевидно, что простого решения быть не может. Сегодняшние руководители должны сочетать в себе множество разных качеств и уметь заглядывать в ближайшее и отдаленное будущее, использовать лучший опыт, накопленный в прошлом, новые знания и направлять свои организации по тернистому пути перемен, чтобы добиться успеха в изменившихся условиях.

Они должны использовать возможности для роста, но помнить и об интересах общества; управлять персоналом, представляющим собой разные поколения, культуры и национальности, и удовлетворять потребности клиентов, не сопоставимые с прошлыми периодами.

Последний год казахстанские CEO предпринимали активные шаги по реструктуризации деятельности. Например, 72% опрошенных внедрили инициативы по снижению расходов, а 25% – передали на аутсорсинг бизнес-процесс или функцию.  В 2014 году 61% опрошенных казахстанских руководителей рассматривают возможность внедрения инициатив по снижению себестоимости, что осталось самым популярным видом реструктуризации, как и в прошлом году. Выбор в отношении создания новых стратегических альянсов или совместных предприятий сохранил вторую позицию и в 2014 году, несмотря на небольшое падение на 10% по сравнению с прошлым годом.

Похожая ситуация наблюдается на глобальном и российском рынках, где 64 и 49% СЕО соответственно будут внедрять инициативы по снижению себестоимости, а 44% в мире и 36% в России планируют войти в новый стратегический альянс или совместное предприятие.

Интересно отметить, что казахстанские CEO с меньшей осторожностью, чем руководители российских компаний, относятся к передаче процессов на аутсорсинг. 25% первых лиц отечественных предприятий передали в 2013 году, а также планируют передать в 2014 году непрофильные функции сторонним организациям. В то время как в России лишь 13% опрошенных СЕО (в мире – 25%) передали процессы на аутсорсинг и 11% (в мире – 25%) готовы вывести часть функционала на сторону в следующем году.

Казахстанские и российские CEO в отличие от зарубежных коллег не планируют активных слияний и поглощений на транснациональном уровне. 

Тем отечественным компаниям, которые заинтересованы в альянсах или совместных предприятиях, наиболее интересны Центральная и Восточная Европа и Средняя Азия. Первых руководителей компаний России больше всего привлекает Центральная и Восточная Европа и Средняя Азия, руководители компаний из Китая проявляют интерес к Восточной Азии (56%), CEO из Западной Европы интересует свой регион (56%), а CEO из США – Северная Америка (74%).

У тех опрошенных, которые отметили слияние и поглощение как шаг в сторону реструктуризации бизнеса в следующие 12 месяцев, мы спросили, в каких регионах планируется это осуществить. 72% респондентов выделили регион Центральной и Восточной Европы и Среднюю Азию.

Александр Камалов,

председатель правления 

ДБ АО «Сбербанк»:

«Это инициативы по снижению себестоимости, которые предполагают целый ряд действий в части открытия новых офисов и обслуживания текущих. Также это расширение инструментов по управлению маржей и рентабельностью в отношениях с отдельными сегментами клиентов. Стоит отметить, что эту работу мы частично начали в прошлом году».

Фокус казахстанских руководителей по сравнению с прошлым годом значительно сместился с местного на иностранные рынки. Кроме этого, СЕО проявили интерес к неорганическому росту и готовность к партнерству.

В отличие от казахстанских руководителей среди возможностей для развития бизнеса СЕО России отдают предпочтение разработке новых товаров или услуг (32%), за которым следует увеличение доли на существующих рынках (28%).

Андрей Копытин, 

директор Viled Fashion:

«Увеличение доли на существующих рынках, поскольку мы уверены в том, что качество наших услуг в магазинах и предлагаемый товар являются более высококонкурентными. И мы ожидаем, что все большее число потребителей будет покупать у нас. Что касается фешен-индустрии, то в Алматы существуют магазины, которые сложились исторически, и люди привыкли ходить туда. Сейчас мы предпринимаем активные действия для того, чтобы этих потребителей привлечь к нам. Это длительный процесс, но уже сегодня мы видим, что у нас растут трафик и выручка, в том числе за счет того, что мы забираем долю у конкурентов».

Шинго Като, 

президент 

«Тойота Мотор Казахстан»:

«Наша основная задача – разработка новых товаров и услуг. В Казахстане начали уделять внимание и экологическим аспектам. Я считаю, что правительство будет делать это все более акцентированно в преддверии EXPO-2017. «Тойота» является лидером в производстве разных экологичных, гибридных автомобилей, электромобилей, и мы готовы начать поставлять все больше таких машин в Казахстан».

Кайрат Мажибаев, 

председатель совета директоров Группы компаний RESMI:

«Источников роста у нас два – это так называемая органика, за счет роста и увеличения доли на существующих рынках, и второе – развитие на новых территориях. Но краткосрочно наибольший потенциал для роста приходится на органику. Слияния и поглощения ввиду неопределенности на рынках капитала мы всегда оцениваем как дополнительный фактор, который невозможно планировать в рамках 12 месяцев. В этом наше отличие от классических privateequity-фондов. У нас более предпринимательский, или так называемый возможностный, подход».

Ускоренные темпы роста бизнеса требуют в большинстве случаев расширения штата сотрудников. Так, 63% СЕО Казахстана рассматривают возможность увеличения численности персонала в этом году, что на 14% выше, чем во всем мире, и на 27% больше, чем в России.

Александр Дериглазов, 

председатель совета директоров компании «Меломан»:

«Численность персонала вырастет на 5–8% за счет появления новых торговых точек в Алматы (в апреле в «Достык Плазе» откроются магазины «Марвин» и «Меломан» площадью 850 кв. м и 350 кв. м соответственно, а в августе в «Мега парке» – магазин площадью 1700 кв. м), Астане и Усть-Каменогорске. Увеличение торговых площадей только в Алматы составит 75%, это минимум 60 человек персонала. Также у нас произошел рост интернет-продаж, что повлекло за собой расширение штата в call-центрах и так далее».

Аскар Канафин, 

председатель правления Ordabasy Group:

«Прироста численности не планируем. При органическом росте нужно учитывать то, что производительность рабочей силы в Казахстане намного ниже, чем в развитых странах. Поэтому главный вопрос сегодня состоит в правильной организации рабочих мест, бизнес-процессов и постановке задач, что в итоге поспособствует увеличению коэффициента полезного действия каждого сотрудника. Вопросы качества и эффективности выходят на передний план».

Преобладающее число опрошенных считают, что текущий горизонт планирования отечественных компаний составляет не менее трех лет. Тогда как почти половина CEO предпочли бы горизонт планирования в пять лет.

Денис Смирнов, 

генеральный директор 

Arena S (Sulpak):

«Мы сейчас работаем с горизонтом планирования три года, потому что это комфортный горизонт для всех акционеров, партнеров, банков, когда можно с определенной достоверностью предсказать, что произойдет. Период в пять лет – это уже стратегический уровень и слишком много вводных, как внутренних, касающихся нашей отрасли, интернета, изменения характеристик поведения потребителей, так и внешних – кризисов, проблем внутри страны. И планировать в таком случае сложнее. Большинство наших проектов рассчитаны на полтора-два года».

Первоочередные задачи государства, с точки зрения бизнеса

CEO Казахстана выделяют три области деятельности, которые должны быть, по их мнению, на сегодняшний день приоритетными для правительства страны: стабильность финансового сектора и доступ к капиталу (78%, тогда как в России – 47%), совершенствование национальной инфраструктуры (72 и 49% соответственно), а также подготовка квалифицированных трудовых ресурсов (42 и 51% соответственно). Следует отметить, что развитие инфраструктуры ушло на второй план – в прошлом году за этот пункт проголосовало 87% руководителей. Подготовка квалифицированных кадров также стала менее актуальным выбором – 42% против 67% в прошлом году.

В целом казахстанские (22%) и российские (15%) руководители в отличие от СЕО других стран склонны считать предпринимаемые своими правительствами действия не настолько эффективными. Например, 46% CEO крупнейших компаний мира в разных странах считают, что их правительство эффективно решает вопросы стабильности финансового сектора и доступа к капиталу, в том числе такой точки зрения придерживаются 53% глав китайских предприятий.

В Казахстане лишь 19% опрошенных руководителей компаний довольны мерами, предпринимаемыми правительством для совершенствования инфраструктуры, в России – 13%. В целом обеспокоенность неразвитостью базовой инфраструктуры характерна для руководителей стран БРИКС.

Лишь 3% казахстанских респондентов считают, что меры, осуществляемые правительством по подготовке квалифицированных трудовых ресурсов, являются эффективными.

Учитывая степень удовлетворенности принимаемыми государством мерами в отношении совершенствования инфраструктуры, бизнес-сообщество (67%) считает эту задачу для себя приоритетной в трехлетней перспективе. Наряду с инфраструктурным вопросом важными были названы обеспечение стабильности финансового сектора (67%) и подготовка квалифицированных трудовых ресурсов (61%).

В рамках исследования мы решили задать первым руководителям компаний серию вопросов о том, какое влияние оказывает на бизнес регулирование. 

Доверие общества к бизнесу

Большинство казахстанских руководителей настроены оптимистично и считают, что в целом уровень доверия к отрасли, в которой они работают, повысился.

Наибольший уровень доверия был отмечен со стороны сотрудников и составил в Казахстане 81%. В России, странах Западной Европы и в США данный показатель составил 40, 32 и 32% соответственно.

Повышение доверия к бизнесу со стороны покупателей и клиентов отметили 75% казахстанских СЕО и 60% российских.

В целом все большее количество руководителей во всем мире понимают, что помимо финансовых обязательств перед бизнесом стоят и социальные задачи. CEO знают, что необходимо соблюдать правильный баланс, отслеживая интересы разных заинтересованных сторон, а не только акционеров, клиентов и сотрудников.

По вашему мнению, что способствует укреплению доверия в вашем секторе? Как вы думаете, почему это происходит?

Ойбек Халилов, 

председатель правления 

«AIG Казахстан»:

«Качество обслуживания клиентов, финансовая устойчивость, способность осуществлять своевременные страховые выплаты – это самые важные показатели в нашем секторе. Высокая оценка доверия связана с тем, что компания демонстрирует большой профессионализм и компетентность, знания в секторе страхования и является экспертом в этой отрасли. Это помогает нам достичь цели – быть лучшими в своем деле. И только благодаря удовлетворенности наших клиентов».

Сиддик Хан, 

генеральный директор 

Global Link:

«Отношение к компании формируется, исходя из скорости, надежности и стоимости предоставляемых услуг. Так как мы логистическая компания, для нас очень важно доставлять товар в срок, ведь от того, насколько быстро и вовремя мы производим доставку, зависит дальнейшее планирование работы наших клиентов. Также очень важно доставить товар в целости и сохранности за разумную и доступную цену».

Аскар Канафин, 

председатель правления Ordabasy Group:

«Если мы говорим про рынок и рыночную экономику в целом, то это развитие фондового рынка, последовательное снижение излишнего регулирования со стороны государства, развитие рыночных инструментов, которые позволили бы сбалансировать ситуацию на рынке не регуляторно, а естественным образом. Потому что любое увеличение конкуренции влечет рост эффективности отрасли в целом, что и вызывает доверие».

Денис Смирнов, 

генеральный директор 

Arena S (Sulpak):

«Наш бизнес – это на 100% бизнес клиента. Все зависит от того, насколько ему комфортно и интересно в нашем магазине. На протяжении трех лет мы сделали и продолжаем делать много шагов, которые позволят укрепиться в сознании потребителя в качестве надежного партнера с хорошим сервисом. Мы понимаем, что это долгий путь, поэтому в этом году у нас запускается обширная программа, сфокусированная только на сервисе. Первым шагом проекта является сведение всей коммуникации с клиентом в единый центр (ЕЦ). Все отзывы, положительные или отрицательные, из любого источника стекаются в этот ЕЦ. Обработку проходит каждое обращение, в обязательном порядке идет отзвон клиенту, чтобы уточнить и, возможно, предложить вариант решения проблемы, с которой он столкнулся. Мы уверенно смотрим в будущее и видим, что наши показатели, такие как трафик в магазинах, постоянно растут. Этого бы не происходило, если бы покупатель не хотел ходить к нам».

Тимур Исатаев, 

председатель правления Альянс Банка:

«В нашем секторе укреплению доверия способствует только одно – более качественное корпоративное управление и все, что с этим связано. Дело в том, что люди до сих пор имеют неполное понимание того, что такое банковский бизнес. Это происходит из-за того, что они не знают всего процесса или видят только малую его часть, из чего и делают выводы. Поэтому чем более открытым и понятным будет банк и чем более прозрачно он будет вести свой бизнес (а это и есть часть корпоративного управления), тем больше будет доверия к отрасли».

Владислав Ли, 

председатель правления БЦК:

«Конкретно в нашем секторе это стабильность валютного курса и макроэкономическое положение страны. Если в государстве все хорошо, то и в банковском секторе тоже все будет хорошо, а состояние макроэкономики в Казахстане зависит от цен на сырье, что, в свою очередь, связано с состоянием мировой экономики. Надо понимать, что 40% казахстанского бюджета формируется за счет нефтяного сектора. И если цены на нефть будут ниже цены, заложенной в государственный бюджет, это приведет к его дефициту, а следовательно, к сокращению ЗВР и так далее. Низкие цены на нефть могут повлечь за собой коллапс системы. И у нас будет два пути – девальвация или дефолт. В связи с этим мы должны уходить от нефтяной зависимости и стимулировать производство. Можем ли мы это сделать – другой вопрос. Что касается производства, то диверсифицировать экономику надо, но есть ли для этого инфраструктура, кадры, законодательство и так далее? Для меня самый главный катализатор экономики – это люди, которые хотят заниматься собственным бизнесом. А им у нас особо заниматься не хотят, потому что видят множество проблем в этом секторе. И глава государства постоянно говорит о том, что долю МСБ в экономике нужно повышать, необходимо стимулировать этот сектор, чтобы он составлял до 40% в ВВП. Считаю, что пока государство с этой задачей справляется слабо».

 

Кайрат Мажибаев, 

председатель совета директоров 

Группы компаний RESMI:

«В наших секторах это стабильность и четкие правила игры, которые не пересматриваются хаотически и рефлексивно. Это очень важно. Это дает возможность делать бизнес-модели более эффективными и понятными для всех заинтересованных сторон».

Александр Камалов, 

председатель правления 

ДБ АО «Сбербанк»:

«Укреплению доверия в банковском секторе способствуют сила бренда и способность управлять рисками, уровень сервиса, продукты, технологии. Все эти факторы работают, но в разные периоды времени какой-то становится доминирующим – как для банка, так и для клиента. Если вспомнить 2009 год, то тогда в Казахстане меньше думали о сервисе, больше об управлении рисками. Однако в любом случае, выбирая банк или совершая какие-то операции, клиент ориентируется на бренд, где есть понимание уровня риска, качество услуг и сервиса, технологии».

Андрей Копытин, 

директор Viled Fashion:

«Если мы рассуждаем со стороны покупателей и клиентов, то это два фактора – справедливое ценообразование и достаточный ассортимент. Это касается всех категорий бизнеса, где мы представлены, – фешен, алкоголь, ювелирные украшения и часы. Если ассортимент недостаточен или цено­образование несправедливо, то клиенты начинают тратить деньги за границей. Несмотря на то что у нас более высокие налоги и ввозные пошлины, цены могут отличаться от Европы лишь на 5–15%. Как только они выше, это отталкивает клиентов. В результате это сказывается на бизнесе, поскольку мы должны назначать меньшую маржу, чем ближневосточные коллеги. Еще можно назвать укрепление доверия со стороны партнеров».

Шинго Като, 

президент 

«Тойота Мотор Казахстан»:

«Качество. Сейчас вкусы казахстанских потребителей совпадают с тем, что предлагает «Тойота», и мы и в будущем планируем укреплять наши позиции на рынке».

Заключение

Подводя итоги нашего исследования, стоит отметить, что первые лица компаний, работающих в Казахстане, как и их коллеги из других стран, все еще сдержанны в оценке перспектив роста мировой экономики. И такое настроение сказывается на прогнозах казахстанских СЕО относительно выручки своих предприятий в ближайший год. Число совершенно и частично уверенных в росте доходов хоть и превышает 80%, но за последний год сократилось на 15%.

Мы также видим, что и в этом году казахстанские СЕО едины в своей оценке основных угроз для роста их бизнеса. Это неустойчивость обменных курсов, усиление государственного регулирования, рост коррупции и нехватка квалифицированных кадров. Несмотря на существующие вызовы и угрозы, компании сфокусированы на ускорении темпов роста бизнеса. В связи с этим СЕО будут предпринимать активные шаги по реструктуризации деятельности, а именно внедрять инициативы по снижению затрат. Вместе с тем руководители компаний Казахстана продемонстрировали неожиданную готовность к партнерству и выходу на новые географические рынки. И максимально интересными с этой точки зрения для них являются рынки, где они уже присутствуют, либо максимально близкие территориально.

Говоря о роли государства, опрошенные отметили, что предпринимаемые правительством действия не являются эффективными. Более того, подавляющее большинство руководителей компаний указали на рост операционных затрат в результате воздействия государственного регулирования. Чтобы реально помочь действующему бизнесу, правительство должно, по их мнению, обеспечить стабильность финансового сектора и доступ к капиталу, а в части нормативно-правовой базы уделять больше внимания обеспечению соблюдения существующих нормативно-правовых требований на справедливой, прозрачной и последовательной основе. А также добиваться того, чтобы нормативно-правовые акты были сформулированы четко и ясно и носили долгосрочный характер.

Между тем большинство наших СЕО обладают здоровым оптимизмом. Предприниматели уверены в перспективах отрасли, в которой работают, и в том, что уровень доверия к ней повысился. Уверенность исходит из понимания важности соблюдения баланса интересов разных заинтересованных сторон, а не только акционеров, клиентов и сотрудников.

В своем втором исследовании мы еще раз попытались выявить лучшего руководителя прошлого года, который вызвал наибольшее уважение у респондентов в отношении способов управления компанией, достигнутого успеха и личностных качеств. Как и в прошлом году, результаты опроса показали, что на рынке нет очевидного лидера и респонденты номинировали руководителей, как правило, из тех областей бизнеса, в которых сами представлены. Проводя опрос в этом году, мы отметили, что есть бизнесмены, которых на протяжении двух лет называют гораздо чаще, чем остальных. По степени убывания это Питер Фостер («Эйр Астана»), Нурлан Смагулов (Astana Group), Даурен Жаксыбек (Цеснабанк), Тимур Исатаев (Альянс Банк), Александр Гарбер («Прима» и Magnum Сash&Сarry), Вадим Голенко («Меломан»/Marwin), Умут Шаяхметова (Халык Банк) и Аскар Мамин (КТЖ).

Методология

В казахстанском опросе приняли участие 36 человек, девять из которых мы опросили по телефону или в онлайн-режиме; 27 СЕО дали нам развернутые, детальные интервью. В данном исследовании не принимали участия руководители национальных компаний Казахстана.

С целью получения наиболее полной картины по стране мы выбрали респондентов из разных отраслей: металлургической, нефтяной, газодобывающей, финансовой, энергетики, гражданской авиации, телекоммуникационной, автомобильной, производства потребительских товары массового спроса, производства строительных материалов, транспорта и логистики, индустрии развлечений и розничной торговли.

Большинство интервью в Казахстане были проведены с 1 ноября 2013 года по 31 января 2014 года.

Руководителям предлагалось ответить на вопросы о перспективах развития мировой экономики, компаний и различных рынков, об изменениях в практике ведения бизнеса и о тенденциях его развития. Участникам опроса также было предложено высказать свое мнение об эффективности тех или иных процессов в бизнесе и о действиях правительства.

При подготовке отчета соблюдалась конфиденциальность в отношении всех ответов. При этом вся информация, полученная в рамках исследования, использовалась безотносительно конкретной компании, а исключительно в привязке к отрасли, размеру организации и другим данным демографического характера. Все цитаты казахстанских руководителей, приведенные в данном исследовании, были предварительно согласованы с респондентами.

 

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить