Особо успешен

15633

Тимур Бекмамбетов становится движущей силой казахстанской киноиндустрии

Максим Стулов/Fotoimedia EO/FOTOBANK.RU

В начале июля состоится казахстанская премьера фильма «Авраам Линкольн: Охотник на вампиров» (Abraham Lincoln: Vampire Hunter), поставленного Тимуром Бекмамбетовым и спродюсированного совместно с Тимом Бертоном. Фильм снят по одноименному роману Сета Грэма-Смита на знаменитой студии 20th Century Fox и рассказывает историю борьбы 16-го президента США с рабством в жанре фэнтези. Эта история начинается со смерти матери Линкольна, которая умирает от укуса вампира. После этой трагедии Линкольн объявляет войну до полного уничтожения как вампирам, так и их помощникам-рабовладельцам.

Новая картина является второй совместной работой Тимура Бекмамбетова и Тима Бертона после мультфильма «9». Говорить однозначно об успехе или неудаче в прокате картины про Линкольна, борющегося с кровопийцами, сложно. На сайте IMDb отмечается: «Что побуждает посмотреть картину – это личность режиссера Тимура Бекмамбетова, у которого уже есть успешные в прокате фильмы и который обладает уникальным стилем визуализации темных приключенческих историй (dark adventures), чего и ждут от режиссера его фанаты». Но что совершенно не вдохновляет представителей IMDb – сомнительная ситуация, складывающаяся вокруг сценариев Сета Грэма-Смита. В частности, экранизацию киностудией Lionsgate его романа «Гордость и предубеждение и зомби» (2009 год) нельзя назвать успешной (с 2009 года сменилось два режиссера, и неизвестно, когда начнутся съемки фильма), а его совместный проект с Тимом Бертоном «Мрачные тени» (Dark shadows) в прокате на американском рынке оказался провальным. По данным Box Office Mojo, картина при бюджете в $150 млн собрала на внутреннем рынке не многим более $75 млн (тогда как на иностранных рынках общий сбор составил $135 млн).

«Чтобы картина была успешной в прокате, в ней должна быть заложена сильная идея, способная вдохновить большое количество людей – актеров, продюсеров, инвесторов, прокатчиков. Например, съемочная команда фильма «Авраам Линкольн: Охотник на вампиров» насчитывает 1300 человек. Необходимо всех этих людей зарядить идеей, чтобы каждый сделал максимум, на что он способен. Тогда получится хороший фильм», – рассказывает нам Тимур Бекмамбетов, сидя на кухне своего дома в Лос-Анджелесе. Это дом с элегантным входом средиземноморского стиля и круглой ротондой, в котором с 1932 по 1950 год жил Уолт Дисней, американский художник-мультипликатор, кинорежиссер, актер, сценарист и продюсер, основатель компании Walt Disney Productions. В доме до сих пор ощущается атмосфера, в которой жил и творил Дисней. Ее создают сохранившиеся некоторые личные вещи семьи американского художника, висящие на стенах их фотографии и зарисовки мультипликационных героев, оригинальные освинцованные витражи, деревянный пол, а также проектировка дома. Например, одна из комнат – это большой каминный зал с проектором для просмотра фильмов.

Кино станет цирком

По мнению Бекмамбетова, абсолютно неважно, где ты творишь и какие средства для этого используешь, важно быть рассказчиком истории, которая должна быть понятна зрителю, затрагивать его чувства и рассказана языком жанра.

Архивы пресс-служб

«Шествие по красной дорожке – это часть образа жизни кинематографистов, это вырванная из контекста картинка. Голливуд – это в первую очередь работа»

Только понятные зрителю герои и удивительный мир создают сюжет картины, на который надо делать акцент. «Тенденция такова, – говорит Бекмамбетов, – что кино окончательно превращается в цирк, где ставка делается на зрелище, связующим звеном которого является именно сюжет».

Не менее важным трендом ближайших лет станет сокращение дистанции между режиссером и зрителем. Так, если раньше между ними были продюсер, дистрибьютор, владелец кинотеатров, то со временем значение этих промежуточных звеньев сократится. Сегодня снять, смонтировать и загрузить кино в Сеть можно в домашних условиях. «Когда кинотеатры будут подключены к широкополосному доступу в Интернет, то совершенно очевидно, что максимум через три года система, при которой ты снял кино, загрузил на сервер, а кинотеатр этот фильм увидел, купил, загрузил и показал зрителям, будет вполне рабочей. Это сильно поменяет мир кино и позволит многим молодым стать популярными», – прогнозирует Тимур Бекмамбетов.

В плане бюджета однозначного прогноза у нашего собеседника нет: «Высокобюджетное кино – это высокий уровень мастерства, а следом будут идти молодые кинематографисты и нарушать все правила, то есть делать такие фильмы, как «Паранормальные явления» – дешевые и популярные».

Поэтому сегодня при съемках фильма размеры инвестиций не имеют значения, поскольку можно снять фильм условно за 100 тыс. тенге и иметь успех в прокате. «Гарет Эдвардс снял фильм «Монстры» за $500 тыс. в Мексике, и его посмотрели миллионы людей по всему миру. А фильм «Паранормальные явления» был снят за $15 тыс. и собрал две сотни миллионов долларов в прокате. Нет никаких законов. Если у тебя есть чувство и понимание того, что тебя хотят посмотреть миллионы людей, то бюджет не имеет значения», – приводит пример Бекмамбетов.

Показать фильм пяти людям – против сущности этого искусства. «Кино рассчитано на массового зрителя, которого надо суметь испугать, рассмешить, заставить плакать», – отмечает Тимур Бекмамбетов. Невозможно быть успешным в кино, не создав произведения искусства. Так же, как невозможно создать произведение искусства, не имея бизнес-концепции.

Если говорить о бизнес-составляющей кино, то со времен, когда была публично показана одна из первых картин «Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота» (1896 год) братьев Люмьер, кино стало многомиллионной индустрией со своими бизнес-моделями и даже виртуальной фондовой биржей. Голливудская фондовая биржа (HSX) – это игра, виртуальный рынок предсказаний с виртуальной валютой (голливудский доллар, H$), где люди торгуют прогнозами для фильмов и звезд кино. На HSX каждый может купить акции фильмов, режиссеров/актеров, акции, что фильм наберет определенное количество денег в прокате или, наоборот, меньше, чем предполагается. По словам основателей HSX, простая игра в какой-то момент стала давать точные прогнозы. В 2000 году биржевикам-любителям удалось угадать шестерых из восьми победителей «Оскара».

На бирже можно также купить акции Тимура Бекмамбетова (TBEKM), IPO которого прошло 16 апреля 2008 года. Текущая стоимость его акции на 22 июня 2012 года – H$47,08.

Что же касается бизнес-моделей, их несколько, а наиболее известная – студийное производство. На сегодняшний день существует шесть крупных студий: Columbia Pictures, 20th Century Fox, Universal Studios, Paramount Pictures, Warner Bros., Walt Disney Company; и у каждой из них замкнутый цикл производства: поиск сценариев, производство фильмов и их прокат через глобальную сеть дистрибуции, которая вынуждает студии снимать по 15–20 картин в год. «Такая бизнес-модель предполагает привлечение больших денег, поскольку сотни миллионов долларов тратятся ежегодно на поиск и приобретение сценариев, миллиард долларов – на производство, миллиард долларов – на дистрибуцию, а оборот – несколько миллиардов долларов», – рассказывает Бекмамбетов.

Другая модель предполагает производство фильмов независимыми продюсерами, которые, используя собственные средства или средства инвестиционных фондов, производят фильмы и после продают студиям, которые их дистрибутируют. В результате каждая студия, помимо того что ежегодно производит свои 15 фильмов, еще пять-шесть докупает. Это модель независимого кино, которое бывает как мало-, так и высокобюджетным.

Как отметил Бекмамбетов, он работает только согласно этим двум моделям: «когда я производил фильм и студия его прокатывала или когда снимал кино непосредственно на студии, предварительно заключив контракт». «Ужас голливудского кино в том, что каждый съемочный день здесь это бюджет целого фильма в России. На данный момент бюджет каждого дня здесь в 5 раз превышает бюджет фильма «Пешаварский вальс», который я снимал в Алматы, и в 2 раза – бюджет фильма, который я снимал для Роджера Кормана. Каждый день тратится полмиллиона долларов, и я несу ответственность за них, поэтому если что-то происходит не так, ощущаю вину. Это тяжелое чувство», – делится впечатлениями от работы в Голливуде режиссер.

«Еще есть система, при которой независимые кинопроизводители создают фильмы и прокатывают их не через студии, а продавая непосредственно на каждой территории локальным компаниям-прокатчикам, а также система предпродаж, позволяющая формировать бюджет картины», – дополняет Бекмамбетов.

В любом случае, какую бы модель ни выбрать, снять великое кино и быть замеченным можно и Казахстане. Для этого нужны такие качества, как целеустремленность и немного безумия. А рекламные ролики и музыкальные видео – хороший шаг к тому, чтобы сделать себе портфолио и заявить о себе таким образом.

Камера! Мотор!

Именно со съемок рекламных роликов в Москве, куда Бекмамбетов переехал в 1989 году (после окончания Ташкентского театрально-художественного института и службы в армии), начал свой путь в кинематограф уроженец города Гурьева (ныне Атырау). В то время производство рекламы было быстроразвивающимся бизнесом. Для этого Бекмамбетов в 1991 году основал собственную компанию «Империал-фильм», которая из небольшого творческого коллектива переросла в производственную кинокомпанию Bazelevs Production (1994). Сегодня группа компаний Bazelevs является продолжением того, чем занимается Тимур Бекмамбетов – производством фильмов, а также созданием рекламных роликов.

Фото: Андрей Лунин

В производстве рекламы Бекмамбетов добился значительных успехов. Особенно запомнился его проект из 18 рекламных роликов для банка «Империал» с историческими сюжетами: Цезарь успевающий прийти в сенат «с точностью до секунды», Тамерлан, разговаривающий с камнями, Суворов, не прикасающийся к еде «до первой звезды».

Но дебютирует Бекмамбетов в качестве режиссера художественного кино в 1994 году. Он снимает свой первый фильм об афганской войне под названием «Пешаварский вальс». Несмотря на то что картина не принесла денег, она взяла несколько фестивальных призов, в том числе Гран-при МКФ авторского кино в Сан-Ремо, приз за лучшую режиссуру на фестивале в Карловых Варах и приз кинокритиков российского кинофес­тиваля «Кинотавр». Картина также вышла в США под названием «Побег из Афганистана». Вслед за «Пешаварским вальсом» Бекмамбетов снимает восьмисерийный телевизионный художественный фильм «Наши 90-е».

Его хорошая работа была замечена, и в конце 90-х случается первый переломный момент в карьере Тимура Бекмамбетова. Ему позвонил знакомый из Лос-Анджелеса и сообщил, что американский продюсер Роджер Корман приглашает Бекмамбетова для производства в России феминис­тического ремейка культового голливудского фильма «Гладиатор».

В то время в киноиндустрии часто эксплуатировались тренды и снимались ремейки, потому что их легче продать. Поскольку на экранах уже были «Гладиатор» и «Матрица», Корман решил объединить названия двух известных картин и продюсировать «Гладиатрикс» (в американской версии The Arena), рассказывает Тимур Бекмамбетов.

Он еще не знал, что Роджер Корман – «король фильмов класса Б» – уже тогда славился тем, что снимал фильмы с феноменальной скоростью и минимальным бюджетом и искал молодых талантливых режиссеров и кинематографистов, которые после сотрудничества с ним становились очень знаменитыми. В свое время ему ассистировали Джеймс Кэмерон, Фрэнсис Форд Коппола, Мартин Скорсезе и Джонатан Демми.

«Я думал, что Корман сумасшедший, и оттого не совсем понимал, как с маленьким бюджетом ($200 тыс.) можно снимать женщин-гладиаторов зимой в России. Но все же приступил к съемкам фильма. Было очень интересно пройти через эти испытания. И это был вопрос не бизнеса, а простого любопытства», – подчеркнул он. Это была первая голливудская картина Бекмамбетова, которая вышла в 2001 году и не принесла успеха режиссеру, но многому научила. Бекмамбетов отмечает: «Впервые столкнувшись со всем ужасом голливудского кино, я понял, как малый бюджет и давление очень сильной продюсерской идеи могут нацелить на творчество, но самое важное – я узнал и ощутил жанровое кино».

Полученный опыт Тимуру Бекмамбетову получилось реализовать практически сразу. После выхода «Гладиатрикса» к нему пришли продюсеры Первого канала Константин Эрнст и Анатолий Максимов с идеей экранизировать роман российского фантаста, родившегося в Казахстане, Сергея Лукьяненко «Ночной Дозор». Идея была сделать первый русский блокбастер, и она пришлась по душе Бекмамбетову, который не только адаптировал книгу для кино как соавтор сценария, но и стал режиссером, а производство фильма взяла на себя компания Bazelevs Production. Бюджет «Ночного Дозора» составил $4,2 млн, а box office, по данным kinopoisk.ru, составил $33,9 млн. Еще более успешным оказалось продолжение триллера о противостоянии светлых и темных магов – «Дневной Дозор», в том числе за океаном. Общий кассовый сбор, который приводится на сайте kinopoisk.ru, по всему миру составил $38,9 млн, при производственном бюджете фильма $4,2 млн. Стоит отметить, что уровень спецэффектов в обеих картинах был вполне на голливудском уровне, а присущий режиссеру яркий стиль также оказался оценен за океаном. «Именно «Дозоры» проложили мне дорогу в Голливуд, потому что эти фильмы в большей степени повлияли на кинематографическую общественность, чем на зрителя. Картины «поставили» меня на карту Голливуда как режиссера, обладающего своим уникальным стилем и особым взглядом на кино. С тех пор я и эксплуатирую эту репутацию», – смеется Бекмамбетов.

После съемок «Дозоров» компания Bazelevs решила поставить производство фильмов на поток, а сами картины стали точкой взлета в карьере Бекмамбетова. Так, через неделю после проката фильма «Дневной Дозор» стали появляться американские киностудии с предложением сотрудничества, и первыми были братья Вайнштейн.

«Через две недели после выхода фильма в России мы (Бекмамбетов, Эрнст и Максимов. – Прим. ред.) полетели в Лос-Анджелес на переговоры с Вайнштейнами, – рассказывает Бекмамбетов. – Но параллельно у нас состоялась встреча со студией Fox и ее гендиректором Джимом Джианопулосом, который своим православным ортодоксальным энтузиазмом и некоей психологической близостью к нашему менталитету нас захватил. В результате мы им отдали фильм на дистрибуцию». Но бюрократизированный студийный мир затягивал все процессы, и было невозможно приступить к съемкам продолжения «Дозоров». В это время, в 2006 году, на Бекмамбетова выходит исполнительный директор Universal Studios и большой фанат комиксов Джефф Киршенбаум и за ужином предлагает прочитать сценарий фильма Wanted («Особо опасен»).

«Я еще какое-то время занимался «Дозорами», но реально началось производство фильма «Особо опасен». С тех пор я как белка в колесе», – вспоминает Бекмамбетов.

Экшн-будущее Казахстана

Тимур Бекмамбетов не только снимает новые картины, но и активно занимается продюсированием. Он выступил в качестве продюсера таких картин, как «9», «Черная молния», «Выкрутасы», двух частей фильма «Елки», «Аполлон 18», «Смешарики. Начало», «Фантом».

По словам самого Бекмамбетова, решение заниматься продюсированием продиктовано чувством жадности. «Вокруг так много интересных идей, которые хочется экранизировать, но собственных сил и времени не хватает. Поэтому пытаешься их сделать чужими руками, – поясняет Бекмамбетов. – Иногда получается, иногда нет. Не получается потому, что ты все-таки выбираешь человека, и в этом выборе иногда можно ошибиться».

«Кинокартину The Darkest Hour (в российском прокате «Фантом»), которая была снята режиссером Крисом Гораком, а дистрибутирована студией Summit Entertainment, мне было совершенно неинтересно смотреть, – рассказывает он. – Дело в том, что когда делаешь фильм со студией, ты как продюсер работаешь по найму и студия сама решает, как в конце концов должен выглядеть фильм. В какой-то момент ты теряешь контроль, а твое имя по-прежнему остается в титрах», – подчеркивает Тимур Бекмамбетов.

По его собственным словам, он только учится продюсировать фильмы и будет продолжать это делать, поскольку вокруг очень много талантливых кинематографистов, которым он может помочь. «Мне самому интересно с ними работать, потому что многому учусь», – говорит Тимур Бекмамбетов.

А помогает Бекмамбетов молодым кинематографистам посредством таких проектов, как Международный кинофестиваль экшн-фильмов «Астана» и киношкола.

Первые результаты работы МКЭФ «Астана» уже есть – фильм Apollo 18 («Аполлон»). Картина снята по сценарию Брайна Миллера (США) под руководством Тимура Бекмамбетова. Миллер стал победителем конкурса сценариев первого МКЭФ «Астана» в 2010 году. В прошлом году победителем стал участник из Казахстана Баходур Кадыров. Работа над его фильмом сейчас в режиме доработки сценария.

Что касается киношколы, то она только приступает к своей работе. Отбор студентов начнется 2 июля на презентации киношколы в рамках кинофестиваля, после чего на сайте МКЭФ будет доступна информация о том, как можно поступить в кино­школу. По словам Ирен Ванидовской, руководителя проекта «Киношкола Тимура Бекмамбетова» и генерального директора МКЭФ «Астана», первый этап обучения будет запущен осенью – это вводный курс занятий, который будет проходить онлайн. После чего будут отобраны самые талантливые студенты для дальнейшего обучения.

Киношкола Тимура Бекмамбетова – это современный обучающий центр, где в короткий срок (от трех месяцев до двух лет) будут готовить специалис­тов для производства кино, сериалов, ток-шоу, рекламы, мультипликации, для работы на телевидении как в Казахстане, так и во всем мире. В первую очередь в школе упор будет сделан на подготовку специалистов не по самым востребованным специальностям (режиссеры, операторы и актеры), а тех, в ком нуждается рынок, – специалистов по гриму, свету, монтажу, декорациям, костюмам, вторых режиссеров и многих других. То есть те, без кого невозможно снять ни один фильм. «Также отдельной главой центра идет подготовка специалистов 3D-технологий в кино, это новая отрасль для Казахстана, в которой мы видим огромные перспективы», – рассказывает Ирен Ванидовская.

К работе в киношколе будут привлечены лучшие западные, российские и отечественные специалисты. Например, в рамках Международного кинофестиваля экшн-фильмов «Астана» пройдет ряд мастер-классов от таких маститых режиссеров и продюсеров, как Кевин Рейнольдс, Кан Чже-гю, Джон Келли, и многих других. Что касается преподавательского состава, то он еще в процессе формирования.

Обучение для иностранных студентов будет платным, для казахстанских студентов предусмотрена система грантов.

«Мы настроены на то, что через пять лет киношкола даст много новых талантливых имен Казахстану и миру, наши выпускники будут снимать разнообразное, качественное и зрительское кино, которое будут показывать не только на территории СНГ, но в США и Европе. Мы надеемся, что 3D-киношкола будет синонимом развития новых технологий, качества и успеха», – подчеркивает руководитель проекта.

Что касается творческих планов самого Тимура Бекмамбетова, то весь список перечислить невозможно, поскольку их много и касаются они его режиссерской и продюсерской деятельности. Например, снять фильм про войну между изобретателем Томасом Эдисоном и инженером Джорджем Вестингаузом за патентное право на источник постоянного тока под названием «Война за ток» (The Current War), сделать продолжение картины «Особо опасен», дать новое прочтение картине «Джентльмены удачи» и многое другое.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить