Особенности защиты при экономических преступлениях

30313

Советы адвоката: что делать, если вас обвинили в уклонении от уплаты налогов

Таир Назханов, адвокат
Фото:forbes.kz
Таир Назханов, адвокат

Уклонение от уплаты налогов относится к категории правонарушений в сфере экономической деятельности. Было время, когда в этой категории находилось лжепредпринимательство. Бизнесмены попадали в очень неприятную орбиту уголовного преследования по договорам с сомнительными с точки зрения налоговых служб фирмами.

К счастью для бизнесменов, эта практика осталась в прошлом. Сейчас участников данной категории дел, за редким исключением, в ходе следствия не отправляют за решетку.

Вместе с тем правоприменительная практика по уклонению от уплаты налогов требует корректив. Некоторое время назад я защищал главного бухгалтера акционерного общества. Она подозревалась в уклонении от уплаты налогов на сумму около 200 млн тенге в период с 2009 по 2013. В ходе досудебного расследования по ходатайству защиты следственным судьёй была назначена повторная комиссионная судебно-экономическая экспертиза. В результате сумма недоимки снизилась почти в пять раз – до 41 млн тенге.

Постановлением суда клиент был признан виновным по уклонению от уплаты налогов в сумме 41 млн тенге и… освобожден от наказания в связи с амнистией! Все довольны: подзащитная не попала за решетку, прокурор добился процессуального решения по нереабилитирующим основаниям. 

Как адвокат, я тоже должен быть счастлив, поскольку клиент получил положительный для него результат. Но у меня осталось сомнение в правильности такой практики по статье УК РК (в редакции 1997).

У этой категории дел есть две проблемы, на которые стоит обратить внимание бизнесменам и адвокатам.

Первая, которая касается бизнесменов. Совет: не надо переписывать компании на левых людей при возникновении налоговых проблем. Все равно ответственность возникнет на период деятельности первого руководителя и бухгалтера. Эти лица по закону несут ответственность за полноту и достоверность финансовой отчетности. Тем более не надо прятать и уничтожать первичные бухгалтерские документы. Этим вы только осложните работу адвокату, когда придет время защищаться. Например, по указанному уголовному делу нам пришлось запрашивать копии бухгалтерской документации в аудиторских фирмах, которые проводили ежегодную проверку.

Если вы не согласны с результатом налоговой проверки, обжалуйте уведомление о доначислении в административном, а потом в судебном порядке. Это даст возможность отменить или снизить сумму доначислений. До окончания рассмотрения дела в суде, как правило, следователь департамента госдоходов не беспокоит. Кроме того, в исковом заявлении и своих пояснениях суду добросовестный налогоплательщик излагает свою позицию. Эти судебные документы адвокат будет использовать в ходе досудебного расследования как доказательство отсутствия умысла у клиента.  

Поэтому, если по результатам судебного рассмотрения у компании всё равно осталась сумма доначислений свыше 20 000 МРП, это не означает автоматическую уголовную ответственность. Орган досудебного расследования должен доказать наличие состава преступления.

Вторая проблема для обсуждения адресована судьям и прокурорам. Чтобы меня лучше поняли коллеги, дальше будет использоваться профессиональная терминология.

В 2017, когда дело, о котором шла речь выше, рассматривалось в суде, 41 млн тенге не являлся крупным размером. Таким он был на дату совершения инкриминируемого деяния, то есть в 2013. Суд применил закон, действовавший на момент совершения преступления.

Насколько это верно, в рамках данной правоприменительной практики? Так, криминальный размер неуплаты налогов составляет 20 000 МРП. Для определения крупного размера неуплаченных налогов в целях квалификации деяния в качестве преступного по статье 245 УК РК (уклонение от уплаты налогов) должен применяться установленный Законом РК «О республиканском бюджете на 2016-2018» МРП в размере 2121 тенге, если иной, более высокий размер МРП, не будет установлен впоследствии законодателем в будущих законах «О республиканском бюджете» на дату вынесения приговора (на дату окончательной квалификации деяния).

Деяние, квалифицируемое как уклонение от уплаты налогов и (или) других обязательных платежей в бюджет с организаций за периоды с 2008 по 2013, будет уголовно наказуемым, если размер неуплаченного налога или иного обязательного платежа в бюджет является крупным.  В статье 245 УК РК (основной состав) понятие «крупный ущерб» не раскрывается.

Определение «крупного ущерба» содержится в пункте 38 статьи 3 УК РК. Сказано, что крупной является сумма платежей, не поступивших в бюджет, превышающая 20 000 МРП. При этом  в Уголовном кодексе нет понятия «месячный расчетный показатель», его величины, стоимости, денежного выражения. Без этого невозможно установить наличие или отсутствие крупного ущерба, то есть квалифицирующего признака, предусмотренного статьей 245 УК РК (222 УК РК в прежней редакции).

МРП изменяется и устанавливается ежегодно, согласно Закону «О республиканском бюджете». К примеру, сейчас месячный расчетный показатель соответствует 2 269 тенге.

Таким образом, установить крупный размер по ст. 245 УК РК (и по ст.222 УК РК в прежней редакции) и квалифицировать деяние как преступление, ответственность за которое предусмотрена ст.245 УК РК (и по ст.222 УК РК в прежней редакции), возможно при применении наряду с Уголовным кодексом норм специального законодательства. Нужно установить стоимость (денежное выражение) МРП и стоимость неуплаченных налогов в крупном размере и особо крупном размере.

В соответствии со статьей 5 УК РК, по общему правилу, преступность и наказуемость деяния определяется законом, действовавшим во время совершения этого деяния.

Временем совершения уголовного правонарушения признается время осуществления общественно опасного действия (бездействия) независимо от времени наступления последствий.  Вместе с тем при квалификации деяния следует также учитывать наличие норм, предусматривающих обратную силу закона.

В соответствии с подпунктом 5 пункта 3 ст. 77 Конституции РК, законы, устанавливающие или усиливающие ответственность, возлагающие новые обязанности на граждан или ухудшающие их положение, обратной силы не имеют. Если после совершения правонарушения ответственность за него отменена или смягчена новым законом, применяется  новый закон. Пунктом 2 статьи 4 Конституции Республики Казахстана определено, что Конституция имеет высшую юридическую силу и прямое действие на всей территории Республики.

Частью 1 статьи 6 УК РК, в развитие конституционных положений применительно к уголовному праву, закреплено, что закон, устраняющий преступность или наказуемость деяния, смягчающий ответственность или наказание, или иным образом улучшающий положение лица, совершившего уголовное правонарушение, имеет обратную силу. То есть закон распространяется на лиц, совершивших преступление до введения его в действие.

Часть 1 статьи 5 УК РК в прежней редакции содержит аналогичную норму.  Преступность и наказуемость деяния определяются законом, действовавшим во время совершения деяния. Однако, если есть закон, смягчающий ответственность или наказание,  улучшающий положение лица, совершившего уголовное правонарушение, он имеет обратную силу. Закон, согласно которому деяние квалифицируется как преступное и привлекают к уголовной ответственности, также является законом, устраняющим преступность деяния с меньшим размером неуплаченных налогов.

Поэтому, на взгляд автора, необходимо пересмотреть практику. Если на период досудебного расследования или рассмотрения дела в суде нет криминального размера неуплаты налогов, нужно освобождать людей от уголовной ответственности.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить