Опыт диверсификации Норвегии и Казахстана: возможно ли сравнение?

18584

Стейн Олаф Кристиансен, профессор Школы управления Агдерского университета (Осло), и Ныгмет Ибадильдин, ассистант профессор КИМЭП (Алматы), изучили «нефтяную историю» и процесс диверсификации экономик Норвегии и Казахстана в рамках совместного исследовательского и образовательного проекта вузов двух стран

Фото: amellie.ru

Норвегия и нефть

Норвегия всегда была своеобразным эталоном в управлении и распоряжении нефтяными и газовыми ресурсами. Эта страна стабильно занимает первые места в сравнительных исследованиях по качеству жизни, индексу человеческого развития и счастью. Роль углеводородов в достижении такого высокого положения скаендинавского государства в мире неоспорима. У Казахстана богатство природных ресурсов, особенно нефти и газа, исключительное. И пример Норвегии – всегда перед глазами.

Норвегия, как и Казахстан, - счтрана, небольшая по населению, но достаточно большая по площади. Бывшая колония Швеции, Норвегия имеет славное боевое прошлое: в свое время викинги наводили страх и ужас на территории от Англии до Византии. 

Стейн Олаф Кристиансен.

Отличия между странами также очевидны. В Норвегии много лет существует либеральная демократия с большими полномочиями парламента и развитой рыночной экономикой, с выстроенной защитой частной собственности и независимой судебной системой. Географически Норвегия имеет удобный выход к морю и примыкает к одному из самых богатых и платежеспособных регионов мира – Западной Европе. Инженеры и предприниматели страны вовлечены в самые современные тенденции на рынке. Основное отличие Норвегии и других скандинавских стран от остального Запада в том, что в обществе четко поддерживается принцип равноправия. Разница в доходах между высшими управленцами и рабочими – одна из самых низких в мире.

Основной параметр при разработке углеводородных ресурсов, находящихся в общественной собственности, - это соблюдение общественного интереса и блага. Норвегия в этом смысле образцовая страна как по разработке углеводородных ресурсов, так и по использованию доходов от этой отрасли. Национальная компания Statoil,  разместившая часть акций на рынках в 2002, является одной из лучших в отрасли.  Размер государственного пенсионного фонда, преобразованного из Нефтяного фонда,  составляет около $850 млрд. Хотя еще после Второй мировой войны Норвегия была одной из самых бедных стран Европы.

Нефтяной и газовый экспорт в 2013 составил в Норвегии около 58% от общего экспорта (для сравнения: в Казахстане этот показатель равен 80%). Помимо углеводородов, существенные статьи экспорта в Норвегии - это рыба и морепродукты, а также услуги и товары для нефтяного и газового сектора. Доля нефтяного и газового сектора в ВВП на 2012 в Норвегии составляла 29% (в Казахстане – 25%). Доля услуг и товаров в экспорте Норвегии в 2013 составила в денежном выражении более $20 млрд. Коэффициент извлечения нефти в Норвегии составляет 46%, что очень много по мировым стандартам. Такое высокое извлечение нефти обусловлено необходимостью окупать инфраструктуру при офшорной добыче.

Норвегия и диверсификация

Сегодня власти Норвегии не предпринимают никаких усилий для диверсификации экономики. Основное правило регулирующих органов – как в учебнике: невмешательство государства и создание конкурентной среды. Даже Statoil была частично выведена на биржу, чтобы отвечать перед частными инвесторами – это заставило бы её конкурировать с международными публичными компаниями нефтяной отрасли.

Гранты и поддержка бизнеса существуют, но это больше поддержка нового бизнеса в виде "посевного капитала" вне зависимости от сферы деятельноьтсти. Выделение грантов происходит на конкурентной основе.

Компания Phillips Petroleum в 1962 предложила правительству Норвегии полностью выкупить права на разработку норвежского сектора Северного моря, но получила отказ. Разработку шельфа иностранные компании начали на основе аукционов.

В 70-е Норвегия нацелилась на повышение извлечения экономической ренты при добыче углеводородов двумя способами – через налогообложение и через участие государства в проектах нефте- и газодобычи. Поэтому Statoil как представитель государства автоматически получала 50% акций в каждом иностранном проекте в Норвегии. Впоследствии, опасаясь быстрого роста Statoil и, соответственно, влияния на экономику Норвегии, правительство страны ввело такой инструмент, как «прямой государственный финансовый интерес» в добывающих проектах. «Правило 50%» также было пересмотрено, и парламент принимал отдельное решение о доле государства по каждому новому месторождению.

Некоторые нефтяные транснациональные компании не выдержали высоких  налогов и покинули Норвегию. В результате Statoil с 1981 стала на равных конкурировать с нефтяными мейджорами за позицию оператора. Стоит отметить, что никакого предпочтения от государства в аукционах на перспективные блоки Statoil теперь не имеет. Тем не менее, на сегодняшний день более 60% нефти и газа в Норвегии добывает именно Statoil. Но за свою историю эта госкомпания пережила несколько коррупционных скандалов, повлекших за собой судебные разбирательства и громкие отставки.

Диверсификация в Норвегии происходила естественным путем вокруг бурно развивающегося нефтегазового сектора. Правительство поощряло промышленные кластеры, но не финансово, а организационно и консультативно. Согласно законодательству страны, деятельность правительства полностью прозрачна.

Никакого ответственного органа или специальных программ по диверсификации в Норвегии не существует. Льгот для бизнеса в плане налогообложения по диверсификации или прямых субсидий нет. Норвежские власти направили основные усилия на контроль над ресурсами, их переработку и доставку, извлечение ренты, а также на выстраивание знаний и компетенций бизнеса и работников в этой сфере. 

Казахстан и нефть

В Казахстане нефть добывается с 1911, а активный рост добычи начался с месторождения Тенгиз в 1993. Во времена СССР были разведаны основные месторождения, и Казахстан являлся крупным производителем нефти. Но в советской нефтяной отрасли республика не была приоритетной по сравнению с Татарстаном, Западной Сибирью и Азербайджаном.

Сегодня в Казахстане есть три гигантских месторождения мирового класса – это Тенгиз, Карачаганак и Кашаган. Национальная компания КазМунайГаз имеет доли в этих проектах и выступает оператором в других, более старых и не столь крупных проектах. Основное дочернее предприятие, в котором сконцентрированы добывающие мощности, – «Разведка Добыча «КазМунайГаз» - частично приватизировано.

Ныгмет Ибадильдин.

С момента обретения независимости Казахстан активно привлекал инвестиции иностранных нефтяных транснациональных компаний. Условия контрактов, в рамках которых идет работа на трех крупнейших месторождениях страны, не разглашаются ввиду их коммерческой конфиденциальности. Тем не менее, общественность Казахстана часто утверждает, что эти контракты не выгодны стране из-за чрезвычайно низкого налогообложения и их компрадорского характера, и требует публикации документов. В ответ власти традиционно говорят, что на момент заключения контрактов цены на нефть были низкими, Казахстан не имел капиталов для самостоятельной разработки этих месторождений или разведки, отсутствовали профессионалы-инженеры и юристы по контрактному праву, а также технологии по разработке.

Оппозиционные политики, говоря об этих контрактах, указывают не только на коррупционную составляющую, но и и сознательное решение о недопуске национального бизнеса к этим проектам ввиду нежелания властей взращивать национальную буржуазию как политического конкурента с потенциально огромными финансовыми ресурсами. Западные авторы писали о желании Казахстана привлечь американские компании как знак присутствия США, чтобы обезопасить себя от имперских поползновений России.

Казахстан и диверсификация

Казахстан принял несколько программ по диверсификации, однако их реализацию критиковала как оппозиция, так и политики, работающие на официальных должностях, включая и президента страны.

Последняя по времени крупная программа диверсификации – ФИИР – была запущена относительно недавно, и оценить ее результаты сейчас сложно. Но отдельные ее пункты уже настораживают:

1. Слишком много государственного присутствия в форме капитала и собственности в этих проектах, что ведет к меньшей ответственности исполнителей.

2. Желание исполнителей отрапортовать о немедленном исполнении проекта без его дальнейшей выживаемости и остутствие обратной связи с бизнес-сообществом.

3. Вмешательство различных группировок в правительстве в принятие решений об осуществлении тех или иных проектов, что ведет к ухудшению и непредвзятости этих решений.

4. Амбициозные планы в тех областях, которые не имеют отношения к нефтяному сектору и в которых остутствует необходимая квалифицированная  рабочая сила, инженеры и предприниматели.

5. Отстутствие последовательности и преемственности в политике индустриализации.

6. Неопределенная политическая ситуация, селективность правоприменения и неопределенность прав собственности, что также подрывает уверенность бизнес-сообщества и вынуждает бизнес-игроков концентрироваться на краткосрочных планах в ущерб долгосрочным.

7. Отсутствие современных стандартов по материалам и безопасности, что снижает конкурентность произвденных товаров и услуг на мировых рынках.

Видимо, Казахстану надо проделать долгий путь, чтобы приблизиться к варианту Норвегии по диверсификации, и этот путь потребует множества усилий и реформ по улучшению институтов, прав и образования. 

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить