Оправдано ли решение поднять ставку НДС до 16% в Казахстане?

45217

Вопрос о совершенствовании налоговой политики Казахстана ради увеличения доходной части государственного бюджета был в повестке дня еще до текущего кризиса, вызванного эпидемией коронавируса

ФОТО: Depositphotos.com/gosphotodesign

Текущая макроэкономическая ситуация в стране во всей полноте обнажила остроту данной проблемы, и в этой связи как один из возможных вариантов решения некоторыми экспертами, в том числе лицами, принимающими политические решения, предлагалось повышение ставки КПН до 24% и НДС до 16%.

Это предложение вызвало отрицательную реакцию общественности, поскольку очевидно, что в условиях тяжелейшего экономического кризиса подобные меры будут способствовать дальнейшему ухудшению конкурентных преимуществ, а значит, и экономического положения большинства агентов бизнеса. Если в скором времени общая экономическая ситуация в стране стабилизируется, то даже и тогда нужно очень обдуманно подойти к повышению действующих ставок, поскольку существуют огромные резервы пополнения бюджета через улучшение процессов налогового администрирования. При этом надо всегда помнить, что разные налоги по-разному влияют на поведение хозяйствующих субъектов, функционирующих в различных отраслях экономики.

Например, если повышение ставки корпоративного подоходного налога (КПН) приводит к удорожанию себестоимости производимой продукции из-за того, что КПН является прямым налогом, то иначе обстоит дело с НДС, поскольку он является косвенным и затрагивает не только производителей, но и потребителей, так как именно они являются конечными плательщиками НДС. Из-за существующих ограничений мы хотели затронуть проблемы только НДС, оставив на потом проблемы КПН и других налогов.

На данный момент ставка НДС в Казахстане составляет 12%. Для сравнения, в России ставка НДС составляет 20%, в Польше – от 5 до 23% (в зависимости от группы товаров), в Беларуси – 20%. В странах Европы ставка НДС находится в пределах 15-23%. Конечно, если посмотреть на эти цифры, то кажется, что повышение ставки НДС в Казахстане является закономерным. Но возникает вопрос: всегда ли повышение ставки налога сопровождается ростом поступлений в бюджет? А что, если такое решение приведет к обратному эффекту из-за неэффективности действующей политики налогового администрирования?

Для того чтобы ответить на этот вопрос, надо попытаться оценить эффективность текущего налогового администрирования через объективные расчеты, показывающие выпадающие объемы налогов (или налоговых уклонений) из-за коррупции, значительности теневого бизнеса в отдельных секторах экономики и, конечно, из-за наличия различных необоснованных налоговых льгот и преференций, а также лазеек и схем, узаконенных в рамках действующих законодательных актов и способствующих уклонению от уплаты налогов в бюджет. Объективно оценив масштабы потерь бюджета в рамках действующих ставок, мы можем более осознанно говорить, стоит ли повышать ставку НДС или же лучше заняться улучшением качества администрирования НДС.

Для ответа на поставленный вопрос мы воспользовались расчетом потенциального НДС по методологии МВФ (RA-Gap Model). В данном случае потенциальный НДС – это поступления НДС, которые государство могло бы собрать в рамках текущей налоговой политики, если бы все соблюдали Налоговый кодекс (т.е. если бы не было уклонений от налогообложения) и не было бы преференций в виде необлагаемого оборота на территории СЭЗ для определенной части оборота по импорту. Расчет данной величины и ее сравнение с фактическими поступлениями НДС в государственный бюджет позволит понять, какой объем НДС государство недополучает в рамках текущей налоговой политики и каковы причины этого.

Расчет проводился на основе данных за период 2015-2018 в силу недоступности более поздних данных таблиц «Ресурсы-Использование» Комитета по статистике МНЭ РК. Многие результаты расчетов совпали с нашими первоначальными ожиданиями и пролили свет на многие аспекты проблемы. В целом за весь рассматриваемый период, по нашим расчетам, бюджет недополучил 8,845 трлн тенге по НДС. На первом рисунке приведены данные по фактическим поступлениям НДС в бюджет и потенциальным (расчетным) НДС, разница между которыми и составляет величину недополученного объема НДС.

Динамика потенциального НДС и НДС, поступившего в государственный бюджет

При этом по секторам экономики потери бюджета по НДС распределились следующим образом:

  1. обрабатывающая промышленность – 38,05%;

  2. операции с недвижимым имуществом – 25,58%;

  3. транспорт и складирование – 11,38%;

  4. оптовая и розничная торговля – 4,25%.

  5. предоставление прочих видов услуг – 4,26%.

Следует обратить внимание на то, что с 2016 резко улучшилась ситуация со сбором данного налога по виду деятельности «Оптовая и розничная торговля» в связи с внесением изменений в Закон Республики Казахстан от 12 апреля 2004 года №544-II «О регулировании торговой деятельности». В рамках данных изменений были урегулированы вопросы выездной и уличной торговли, что облегчило возможность контроля за их оборотом.

Теперь, если говорить о причинах недополучения поступлений НДС, то акцент необходимо сделать на трех причинах:

  1. налоговые льготы и преференции в рамках Налогового кодекса РК;

  2. незаконное уклонение от уплаты НДС;

  3. снижение налоговой дисциплины, выражающееся в несовпадении фактически начисленного за налоговый период НДС и оплаченного за этот налоговый период НДС (недоимки).

Структура недополученного государством объема НДС в разрезе указанных трех причин представлена на рисунке ниже.

Причины уклонения от уплаты по НДС

Как видно из второго рисунка, основной причиной непоступлений в бюджет является незаконное уклонение от уплаты налогов хозяйствующими субъектами. Хотя здесь наблюдается некоторый положительный тренд, однако его доля остается высокой (65,2%), а доли выпадающих доходов из-за наличия налоговых льгот в СЭЗ занимают 16,6%.

Проведенный анализ показал, что в Казахстане есть потенциал для увеличения поступлений в государственный бюджет за счет улучшения налогового администрирования по НДС до 2 трлн тенге в год без изменения действующей налоговой ставки, прежде всего путем сужения масштабов незаконного уклонения от налогообложения. При этом наиболее уязвимыми с точки зрения сбора поступлений от НДС являются сектора обрабатывающей промышленности, операции с недвижимым имуществом, а также транспорт и складирование, на долю которых приходится более 75% выпадающих доходов в бюджет.

Теперь, если вернуться к первоначальному вопросу о целесообразности повышения ставки НДС, то очевидно, что при существующих условиях администрирования налоговых сборов смысла в повышении ставки НДС нет, потому что повышение НДС усугубит положение честных плательщиков и в то же время предоставит дополнительные конкурентные преимущества недобросовестным предпринимателям, которые, в силу разных причин, научились обходить требования налогового законодательства.

Таким образом, на данном этапе все усилия уполномоченных государственных органов следует направить на улучшение собираемости и полноты сбора налогов путем улучшения общей налоговой дисциплины в стране, принимая необходимые меры, направленные на сужение простора для незаконного уклонения от уплаты налогов в государственную казну. Вопрос непростой, однако без обеспечения полноты сбора налогов в бюджет говорить о последовательном решении социально-экономических проблем общества не приходится. Следовательно, в данное трудное для страны время каждый член нашего общества должен осознать банальную истину о том, что платить законно установленные налоги и сборы – это гражданский долг и обязанность и от этого зависит будущее нашей страны.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить