Как развитым и развивающимся странам замедлить глобальное потепление

Одна из рекомендаций – глобальный ценник на выбросы – могла бы превратить неопределенные политические амбиции в реальные инвестиционные стимулы

Фото: © Depositphotos.com/paradoxdes

В новом исследовании The Boston Consulting Group (BCG) анализирует, как страны, ответственные за 60 % выбрасываемых в атмосферу парниковых газов, могут минимизировать последствия изменения климата. Для каждой из них (Германия, Китай, США, Индия, Бразилия, Россия и Южная Африка) BCG рассмотрела три экономических сценария: с учетом текущей политики, с помощью проверенных технологий, согласно цели Парижского соглашения.

Оставить без изменений

Придерживаясь текущей политики в отношении изменения климата, ни одна из стран не сможет достичь индивидуальных целей, выработанных для удержания глобального роста температуры ниже 2°С к 2100 (задача Парижского соглашения). Даже с учетом того, что благодаря повышению эффективности, распространению электротранспорта и постепенной замене углеродного топлива большинство развитых стран находятся на пути к снижению выбросов.

Развитым экономикам, таким как США и Германия, уже удалось устранить связь между экономическим ростом и увеличением выбросов, но существуют некоторые ключевые различия между Европой и Америкой. Например, в то время как численность населения Европы (несмотря на постоянную иммиграцию), вероятно, сократится, население США, по прогнозам, увеличится на одну пятую к 2050. Это около 67 млн человек, что эквивалентно населению Великобритании. В США из-за большой территории и любви к большим автомобилям транспорт является более значимым источником выбросов. Хотя Европе приходится импортировать большинство энергии, для США ввиду высоких запасов природных ископаемых замена углеродного топлива невыгодна. Поэтому если Германия к 2050 сократит выбросы загрязняющих веществ на 45 % в рамках текущей политики, выбросы США сократятся всего на 11 %.

Развивающиеся страны, чтобы преуспеть в экономике, продолжают использовать недорогие и углеродоемкие технологии, увеличивая уровень выбросов. Ожидается, что экономический рост Китая превысит 300 % к 2050, но выбросы увеличатся только на 6 %, поскольку сократится население, возрастет эффективность, и страна будет сжигать меньше угля. В то же время в Индии, где к тому же сроку рост экономики составит более 700 %, население увеличится на 26 %, а выбросы – вдвое. В этих странах и в Юго-Восточной Азии уголь остается основным источником энергии.

В Бразилии экономический подъем и рост населения приведут к увеличению выбросов во всех секторах. Главный вызов для страны в том, что более 40 % выбросов приходится на сельское хозяйство, продукция которого идет на экспорт.

Среди крупных развивающихся стран сократит выбросы только ЮАР, несмотря на рост экономики и прирост населения более чем на 40 % к 2050. По мере замены старых производств процент не­эффективного использования угля уменьшится. Но в целом африканский континент движется к увеличению выбросов.

Довериться технологиям

На взгляд BCG, все семь стран могут закрыть разрыв в 65–90 % между текущими показателями выбросов и задачей Парижского соглашения с помощью проверенных и общепринятых технологий.

Так, к 2050 страны могли бы обеспечить по меньшей мере 80 % своей мощности низкоуглеродными технологиями, такими как ветряная, солнечная, гидро-, атомная и использование биомассы. Точное сочетание зависит от конкретных страновых условий, но применение угля непременно должно сокращаться. Это может быть обеспечено как регулятивными мерами, так и экономическими возможностями. По мере того как стоимость ВИЭ (возобновляемые источники энергии) продолжит падать, а их доля в производстве электроэнергии возрастать, уголь перейдет в разряд резервного источника энергии.

Экономически эффективное сокращение выбросов на транспорте требует широкого перехода к электрическому двигателю. Исследование показывает, что примерно половина всех новых автомобильных силовых агрегатов будут частично или полностью электрическими к 2030. Все новые легковые авто и легкие грузовики могут к 2050 стать электрическими в США, Китае и Германии. В зависимости от динамики обновления автопарка это привело бы к общей доле электронной мобильности в 50–75 %.

В секторе строительства прямые выбросы могут быть значительно сокращены за счет повышения эффективности зданий и бытовых приборов и путем расширения использования тепловых насосов вместо газового отопления и использования жидкого топлива в сельских районах. Для стран, использующих системы централизованного теплоснабжения (Китай, Германия и Россия), будет легче отказаться от ископаемого топлива в городах. В теплых странах (Индия и Бразилия) может возрасти роль солнечного тепла для нагрева воды. Повышение эффективности строительства поможет замедлить увеличение спроса на электроэнергию для охлаждения воздуха.

В сельском хозяйстве действенными будут нитрификация почвы, эффективное использование навоза (например, для производства биогаза), отходов и запрет на их захоронение. Для борьбы с ростом выбросов в результате обезлесения государства должны прибегнуть к более устойчивой политике землепользования.

Стоимость перечисленных шагов – около $28 трлн до 2050. США, Китай, Бразилия, Германия (и большинство других членов ОЭСР) должны будут инвестировать около 1 % ВВП. Индия, Россия и Южная Африка – почти в 2 раза больше. Однако правильное планирование и управление, а также узконаправленная борьба с последствиями изменений климата могут оказать положительное влияние на ВВП, ведь инвестиции создают экономические стимулы.

Приложить максимум усилий

Самый нереалистичный сценарий – полное соответствие целям Парижского договора. Для этого семь стран должны будут увеличить инвестиции еще на 60 % (до $45 трлн к 2050). В глобальном масштабе это $75 трлн, или 2–6 % от годового ВВП государств. Хотя большинству стран потребуется добавить менее 1 % от своего ВВП, сильно поистратятся ЮАР (плюс 1,6 %) и Россия (3,9 %).

В решительной борьбе с потеплением государствам трудно будет действовать без широкого международного консенсуса хотя бы на G20. Но, считает BCG, амбициозные усилия не нанесут ущерба экономическому росту. Напротив, такие меры подготовят экономики, работающие на ископаемом топливе, к неизбежному переходу на ВИЭ.

Некоторым странам потребуется помощь с инвестициями. Одна из рекомендаций – глобальный ценник на выбросы – могла бы превратить неопределенные политические амбиции в реальные инвестиционные стимулы. Еще один инструмент – торговля квотами на выбросы – имеет определенный потенциал для повышения экономической эффективности, позволяя развитым странам с высокими расходами на борьбу с загрязнением платить за более дешевые меры в менее развитых. Однако страны с низкими индивидуальными показателями по борьбе с потеплением не будут видеть стимула для долгосрочной торговли и распределения бремени выбросов.

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
4531 просмотров
Поделиться этой публикацией в соцсетях:
Об авторе:
Загрузка...
21 сентября родились
Мухамеджан Турдахунов
член совета директоров АО «ССГПО»
Сатыбалды Сазанов
независимый директор АО «Банк Китая в Казахстане»
Самые Интересные

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить