Односторонние санкции России противоречат Договору о ЕАЭС

10592

По мере того, как казахстанские грузовики с турецким грузом постепенно пропускают через российскую границу, создаётся видимость, что ситуация «рассасывается». Но никуда не деть тот факт, что очередные санкции Россия приняла вне правового поля ЕАЭС

Фото: customsforum.ru

На границе фуры ходят хмуро

Как и следовало ожидать, российско-турецкий конфликт уже аукнулся в государствах, входящих в Евразийский экономический союз (ЕАЭС). Причем произошло это ещё до вступления в силу экономических санкций, введённых Москвой против Анкары. Если подготовка ограничительных мер заняла какое-то время, то включить административный рычаг и затормозить пропуск грузовиков, следующих из Турции, российские чиновники смогли практически незамедлительно.

При этом «под раздачу» попали и фуры, идущие транзитом в Казахстан, – что совершенно неудивительно. Как говорится, лес рубят, щепки летят.

Показательно, что в этой ситуации интересы других государств ЕАЭС оказались для России именно в роли «щепок». Ведь на самом деле скорость введения запрета на «турецкие помидоры» никакого экономического значения не имела. Тогда как недопущение каких-либо недомолвок или противоречий с партнёрами по ЕАЭС – имело. Поэтому было бы логичнее потратить какое-то время на то, чтобы уведомить членов Евразийского союза о вводимых против Турции санкциях и предпринять меры, чтобы не пострадали интересы партнёров, пусть даже речь идет о нескольких десятках фур с грузом. Но этого не произошло, что вызвало у отечественных бизнесменов (и не только у них) крайне эмоциональную реакцию: нас не ставят ни в грош. 

При этом все соглашаются, что по Договору о Евразийском экономическом союзе его члены имеют право в одностороннем порядке вводить ограничительные меры, и буква закона тут не нарушена, но попран дух интеграции. То есть вновь всё упирается в неуважение партнёров.

Но это категорически неправильно. На самом деле вся ситуация не сводится к грузовикам и эмоциональным перебранкам типа «ты меня уважаешь?». Дух интеграции – это мифическое понятие. Значение имеет лишь то, что написано на бумаге. Поэтому обратимся к Договору о Евразийском экономическом союзе.

Основания, да не те

Статья 46 Договора предусматривает, что в торговле с третьими странами союзом применяются единые меры нетарифного регулирования. Во-первых, запрет ввоза и или вывоза товаров. Во-вторых, количественные ограничения ввоза и вывоза товаров. В-третьих, исключительное право на экспорт или импорт товаров. В-четвертых, автоматическое лицензирование  экспорта и импорта. В-пятых, разрешительный порядок ввоза и вывоза товаров.

А статья 47 Договора о ЕАЭС допускает введение меры нетарифного регулирования в одностороннем порядке. При этом она отсылает к процедурам, указанным в специальном приложении, именуемом «Протокол о применении мер нетарифного регулирования». Там расписано применение различных мер нетарифного регулирования. Отметим сразу – сделано это достаточно размыто, нормы приложения, по сути, являются нефункциональными: то есть если придётся их завтра использовать, то сразу же возникнет масса противоречий. 

Хотя в статье, посвященной применению мер нетарифного регулирования в одностороннем порядке, всё регламентировано более или менее чётко. В одностороннем порядке ограничительные меры вводятся не абы как, а по установленным основаниям – для предотвращения дефицита на внутреннем рынке, если это нужно для охраны жизни и здоровья населения, окружающей среды, защиты культурного наследия, обеспечения обороны и безопасности, выполнения международных обязательств и даже для «соблюдения общественной морали или правопорядка».

Ещё одним основанием является «защита внешнего финансового положения и обеспечение равновесия платежного баланса». Иными словами, когда складывается критическая ситуация с платежным балансом, может быть сокращен импорт.

Очевидно, что запрет на ввоз пресловутых «турецких помидоров» ни с одним из этих оснований не сообразуется. Указ, ограничивающий импорт турецких товаров, работ и услуг, вообще отсылает к другим основаниям - защите национальной безопасности и национальных интересов России, защите её граждан от преступных и иных противоправных действий.

Неприятная процедура

Член ЕАЭС, который намеревается ввести ограничительную меру в одностороннем порядке, сначала уведомляет Евразийскую экономическую комиссию ЕЭК - не менее чем за 3 дня и вносит предложение о введении такой меры на таможенной территории Союза. ЕЭК предложение рассматривает и принимает решение – если она не соглашается, то мера считается действующей на срок не более 6 месяцев.

Указ президента России, которым вводятся односторонние меры о запрете ввоза товаров из Турции, был принят 28 ноября (кстати, первые фуры тормознули на таможне ещё 25 ноября). На сайте ЕЭК нет никаких сообщений в этой связи, то есть никаких процедур он не проходил.

Таким образом, упрёки, которые в настоящее время раздаются с казахстанской стороны относительно ненадлежащего уведомления Россией о принятых односторонних ограничениях в отношении турецкого импорта и отдельных ущемлениях прав бизнеса, очень поверхностны. Истинный вывод гораздо глубже. Речь идет о том, что эти ограничительные меры ни по основаниям, ни по процедуре не отвечают требованиям Договора о ЕАЭС о применении односторонних мер нетарифного регулирования.

Именно так и нужно ставить вопрос. И делать это нужно не путем метания стрел в «коварную Москву», а через существующий механизм – ЕЭК. Там от Казахстана  делегировано достаточно людей, которые получают достаточно неплохие оклады, чтобы вспомнить о своих непосредственных обязанностях. Понятно, что им комфортнее жить тихо-мирно международно-офисной жизнью, но если мы от самих себя не можем потребовать, то чего же ждать от России?

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить