Новые возможности и трудности на пути к цифровому предприятию

11411

«Ну, и как продвигается ваша цифровая трансформация?» - «С цифрами все в порядке, а вот с людьми не очень!»

Иллюстрация: bizjournals.com

Можно смело предположить, что все организации так или иначе используют цифровые технологии, но это вовсе не делает их цифровыми компаниями. Дигитализация — достаточно размытый термин, который может иметь различные значения. Я склоняюсь к такому определению: дигитализация — это использование цифровых технологий и сетей для покупки и продажи товаров или услуг. Получается, что это ключевая составляющая нашей трудовой деятельности и личной жизни, совместной работы и потребления.

Несколько недель назад я имел удовольствие выступить на мероприятии, которое проводилось Московской международной высшей школой бизнеса (МИРБИС) и SAP и было посвящено трансформации бизнеса в цифровую эпоху. Поскольку эта тема представляет большую важность для многих ИТ-директоров, мы с МИРБИС регулярно проводим обучающие курсы, чтобы поделиться полученными знаниями с российскими клиентами, а также продемонстрировать влияние и возможности цифровых технологий. Позвольте же в этом контексте поделиться личным опытом жизни в нецифровом («аналоговом») мире.

К поездке в Москву всегда приходится готовиться заранее. Чтобы я, гражданин Германии, мог запросить российскую визу (через сайт), мне необходимо получить приглашение (в бумажном виде), а также подписать заявление у работодателя. Затем я лично несу все документы вместе с паспортом в посольство и через две недели получаю на руки визу. По прибытии мне приходится заполнить еще и иммиграционную форму. Водитель, который должен был забрать меня из аэропорта, прибывает вовремя, но второй пассажир, собиравшийся ехать с нами, задерживается. И вот, наконец, мы попадаем в пробку в час пик, что приводит к целой цепочке последующих задержек.

Почему я так подробно об этом рассказываю? Я просто хочу показать, что существует множество аналоговых точек взаимодействия и несогласованных между собой процессов, которые можно было бы связать с помощью новых технологий, и в конечном итоге поездка стала бы совсем другой — начиная от запроса визы и заканчивая прибытием в Москву. Представьте, что изменилось бы, если бы на разных этапах моего путешествия использовались цифровые технологии, и к каким впечатляющим результатам это могло бы привести.

Но все-таки, несмотря на очевидные плюсы, подготовка компании к превращению в цифровое предприятие ставит перед руководителями огромные по сложности задачи. Я хочу рассказать о возникающих возможностях и проблемах, о том, почему так важен переход к цифровому предприятию и что придется сделать руководству.

Трудности и преимущества перехода к цифровому предприятию

Работая с разными клиентами, я начал замечать определенные общие черты, свойственные успешным компаниям. Вот некоторые из моих наблюдений:

- Поддержка со стороны высшего руководства. Чтобы находить новых клиентов и сотрудничать в сети, предприятиям приходится все активнее использовать цифровые технологии. Этот фактор может стать ключевым для рыночного успеха, и он создает совершенно новые преимущества (например, дополнительные каналы получения прибыли). Поэтому я считаю, что высшее руководство должно быть в курсе всех потребностей и оказывать необходимую поддержку, так как ставки и риски очень высоки.

- Создание правильного настроя. Для успешного перехода к цифровому предприятию эту трансформацию должны поддерживать все сотрудники организации. Её нельзя грубо навязывать сверху. Чтобы создать в компании правильные настроения, возможно, придется менять некоторые укоренившиеся привычки и приобретать новые знания. В зависимости от корпоративной культуры может потребоваться осуществление таких инициатив, как формирование кроссфункциональных рабочих групп и сообществ, проведение открытых совещаний по вопросам стратегии и отказ от жесткой иерархии в пользу равноправного сотрудничества для обмена знаниями и притока свежих идей.

- Управление портфелем. Переход к цифровому предприятию редко оказывается прямолинейным и последовательным процессом: обычно он осуществляется методом приближений и использует гибкую методологию. По своей природе он требует сбалансированного управления портфелем, четких и измеримых целей на пути к успеху и гибких процессов составления бюджета, позволяющих быстро сменить направление и повторить попытку.

- Передовой стиль руководства. Осуществление перехода затрагивает множество заинтересованных лиц в компании, а значит, необходимо уметь управлять различными рабочими группами, руководить проектами, преодолевать препятствия и осуществлять комплексные изменения. Это трудная задача, особенно если приходится руководить, не обладая официальными полномочиями.

Рекомендации

Проект трансформации для перехода к цифровому предприятию лучше всего объяснить и обосновать с помощью схемы и описания. Очень полезной в таких ситуациях оказывается канва бизнес-модели (Business Model Canvas — BMC). В SAP Business Transformation Services мы пользуемся этим представлением для описания последовательности «создание ценности – предоставление ценности – получение ценности» для преображенного предприятия (ракурс предприятия), а также для сети, в которую оно входит (сетевой ракурс).

Примечание. Смотрите также www.businessmodelgeneration.com.

Нужно не только представлять себе будущее вашего цифрового предприятия, но и правильно оценивать свои цифровые возможности (в том числе человеческий капитал, организационные и ИТ-ресурсы, данные, культуру и тд.), чтобы принести бизнесу ожидаемые преимущества и получить необходимую поддержку руководства.

 И наконец, помимо инструментов, методов и консультаций для достижения успеха организации необходима культура, позволяющая рискнуть, проиграть и попробовать снова, учась на своих ошибках.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить