Новая цель: догнать ОЭСР за 4,5 трлн тенге

10354

Новый министр по инвестициям и развитию Женис Касымбек назвал новую цель - догнать наиболее развитые страны по производительности труда. Однако для этого пока предлагается лишь один метод - увеличение вливаний, прежде всего, государственных

Иллюстрация: 101biznesplan.ru

Новая старая задача

Как заявил глава министерства по инвестициям и развитию Женис Касымбек во время традиционного Дня индустриализации, сравняться со странами ОЭСР по средней производительности труда Казахстану предстоит в ближайшие 20 лет. Срок, вроде бы, большой, но таковым на самом деле не является, если вспомнить, что развитые страны не только не стоят на месте, а, наоборот, ежедневно увеличивают свой технологический отрыв от нас.

Впрочем, по словам министра, у нас все ходы записаны - в том плане, что имеется даже модель, как мы будем догонять высокопродуктивный запад. Расклад, по расчетам ведомства, следующий.

По итогам 2015 Казахстан отставал в производительности от стран ОЭСР на 60%, к  2020 отставание сократится на 6%, то есть разрыв составит 54%. А уже к 2025 ставится задача уменьшить отставание до 32%. Еще через десятилетие разрыв каким-то образом исчезнет вовсе.

Прежде чем перейти к анализу способов, при помощи которых будет совершен прорыв в производительности труда, следует вспомнить, что попытка является не первой, а сама цель не такой уж и новой. В первой индустриальной пятилетке о повышении производительности уже говорилось. Более того, еще в 2011 была принята даже специальная программа «Производительность 2020» (сложно назвать страну, в которой существует аналогичный документ). В этой программе отмечалось, что производительность труда в Казахстане в среднем на человека составляет $30-40 тыс., тогда как в развитых странах - $200 тыс. Назывались и причины, среди которых высокая стоимость заимствования, неразвитость индустриальной инфраструктуры, износ основных фондов большинства предприятий обрабатывающей промышленности, ресурсоемкость продукции, недостаток высокопрофессиональных управляющих кадров, способных внедрять и реализовывать высокотехнологичные инвестиционные проекты, низкий уровень квалификации рабочего персонала.

Бег в обратную сторону

Тем не менее, программа «Производительность 2020» свелась к одному-единственному инструменту – лизинговому финансированию по линии Банка развития Казахстана (через «БРК-Лизинг»). При реализации первой программы ФИИР также никаких системных мер, нацеленных именно на рост производительности, предпринято не было – упор делался на число предприятий и объемы производства. В результате динамика получилась отрицательной. По данным статкомитета, в 2012 производительность труда в обрабатывающей промышленности составляла $61,8 тыс. на человека, в 2013 она снизилась до $57 тыс., в 2014 - до $44,1 тыс., в 2015 – до $33 тыс.

Таким образом, за последние четыре года производительность труда упала без малого в 2 раза! Иными словами, мы бежим не за ОЭСР, а в обратную сторону. Падение показателей в 2015 еще можно объяснить девальвацией тенге, но отрицательная динамика отмечается не год и не два. Кстати, девальвация – тоже не оправдание. Если валюта не стабилизируется, то догнать страны ОЭСР по производительности, исчисляемой в долларах, нам вообще не светит.

Следует отметить и очень большой разброс по регионам. Так, производительность труда в обрабатывающей промышленности в Карагандинской области составляет $58,7 тыс. на человека (а когда-то было $119 тыс. – почти европейский показатель), в Южно-Казахстанской области – $48,2 тыс., а в Алматы – всего $19,6 тыс.

Как видим, ни первая индустриальная пятилетка, ни специальная программа не помогли остановить падение производительности труда в обрабатывающей промышленности. Про добывающую отрасль даже говорить не будем – обвал цен на нефть автоматически уронил и этот показатель. Как же тогда правительство намерено изменить столь сложную ситуацию, не просто начав рост, но еще и догнав страны ОЭСР?

Не основные фонды

Как следует из пояснения г-на Касымбека, главным инструментом станет наращивание инвестиций в основной капитал обрабатывающего сектора. По его расчетам, потребуется 4,5 трлн тенге. Срок не был уточнен, также как и источник. Министр лишь отметил, что «на каждый тенге бюджетных средств будет привлечено порядка 4 тенге частных инвестиций».

Также стало известно, что государственная поддержка будет сконцентрирована на 8 приоритетных секторах. Впрочем, предприятия в других обрабатывающих отраслях, как заверил министр, тоже не останутся без помощи при повышении производительности.

Конкретизировать приоритетные направления сейчас не имеет особого смысла – их перечень в Казахстане регулярно дополняется или сокращается. Неважно даже, насколько верен расчет необходимых инвестиций для достижения требуемого уровня производительности.

Здесь важно само обстоятельство, что государство вновь бросает ресурсы на те же  факторы, с которыми работает уже шесть лет – обновление индустриальной инфраструктуры и основных фондов. В то же время ничего, по сути, не делается для решения остальных проблем, которые хорошо известны и были названы в той же программе «Производительность 2020». Например, кредитование для промышленных предприятий не стало дешевле, напротив, без государственного субсидирования оно совершенно недоступно. А вместо подготовки квалифицированных менеджеров промышленных проектов мы вновь видим, как чиновники пытаются рулить процессами в ручном режиме.

Если уж мы пытаемся догнать ОЭСР, то неплохо было посмотреть на факторы производительности, которые считаются ключевыми в самом этом «клубе богатых». Инвестиции в основные фонды - лишь один из них. Остальные включают инновации и генерирование идей, уровень квалификации персонала, предпринимательскую активность и конкуренцию. Пока мы не начнем работать над катастрофическим отставанием в этих сферах, реального роста продуктивности не будет. Закачивание денег в избранные предприятия вызовет лишь временный рост производительности труда, который закончится вместе с субсидиями. 

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить