Нерезидентам в Казахстане придётся платить налоги с дивидендов

47170

С 1 января 2021 в Казахстане введены в действие поправки в Налоговый кодекс, направленные на изменение налоговой политики государства в отношении налогообложения дивидендов, распределяемых казахстанскими компаниями иностранным акционерам. Детально о этом рассказывают эксперты Deloitte

ФОТО: Depositphotos.com/olly18

В целом, налогообложение доходов нерезидентов в Казахстане регулируется нормами национального законодательства с учетом положений международных договоров, заключенных Казахстаном с иностранными государствами. Дивиденды, получаемые нерезидентами от юридического лица-резидента, облагаются в Казахстане по ставке 15% (или 20% в случае регистрации нерезидента в стране с льготным налогообложением) согласно Налоговому кодексу и могут облагаться по сниженной ставке налога, предусмотренной международным договором.

На протяжении более чем десяти последних лет государство предоставляло нерезидентам (как юридическим, так и физическим лицам) освобождение от налогообложения доходов, полученных в виде дивидендов из источников в Казахстане. Применение такого освобождения направлено, в том числе, на привлечение долгосрочных инвестиций в Казахстан и возможно при соблюдении определенных условий. Среди ключевых – регистрация нерезидента в стране с высоким и средним уровнем налогообложения, трехлетний минимальный период владения акциями или долями участия, отсутствие связи с активами недропользователя в Казахстане и соблюдение требований по доле последующей переработки минерального сырья на собственных производственных мощностях, при выплате дивидендов недропользователями.

Поправки в Налоговый кодекс, принятые и подписанные президентом Казахстана 10 декабря 2020, расширяют перечень ограничений. Так, с 1 января 2021 освобождение от налогообложения дивидендов, выплачиваемых нерезидентам применяется только в отношении доходов, ранее обложенных корпоративным подоходным налогом (при соблюдении прочих условий).

Введенная поправка, на наш взгляд, кардинально меняет налоговую политику государства в отношении налогообложения дивидендов, выплачиваемых казахстанскими компаниями учредителям-нерезидентам в сторону ужесточения и оставляет открытым ряд вопросов, связанных с применением данной нормы на практике.

Противоречия принятой концепции «доходов, ранее обложенных КПН»

Законодатель не предлагает детальных инструкций по определению случаев, когда полученные доходы могут считаться «ранее обложенными КПН», предоставляя обширные возможности для различных толкований и интерпретаций. Как нам кажется, очевидна неоднозначность в отношении следующих вопросов.

Определение лица, на уровне которого требуется налогообложение дохода КПН

В качестве примера приведем ситуацию, когда дивиденды распределяются в пользу нерезидента с уровня казахстанской холдинговой компании, которая, в свою очередь, получает дивиденды от операционных дочерних предприятий в Казахстане. Учитывая законодательную норму в отношении корректировки совокупного годового дохода на сумму полученных дивидендов, холдинговая компания может не иметь налогооблагаемого дохода для целей КПН, при этом доходы, послужившие источником для полученных дивидендов, были полностью обложены КПН на уровне дочерних предприятий.

Следовательно, с экономической точки зрения, такие дивиденды можно было бы рассматривать как ранее обложенные, но на уровне операционных предприятий. Отсутствие четкой нормы, позволяющей признавать такие доходы «ранее обложенными», очевидно приведет к двойному экономическому налогообложению одного и того же объекта налогообложения – на уровне как дочерних операционных компаний, так и холдинговых компаний.

Определение чистого дохода, распределяемого юридическим лицом-резидентом, а также периода, когда такой доход должен быть «ранее обложен КПН»

На наш взгляд, рассматриваемые изменения не учитывают случаи возникновения у налогоплательщиков неизбежных разниц в бухгалтерском и налоговом учете из-за различных принципов признания доходов и расходов. Пожалуй, самым значимым и важным с позиции инвесторов и производственных компаний моментом в этом отношении является объективная разница между налоговым и бухгалтерским учетом в расходах по амортизации фиксированных активов, обусловленная различными методами начисления амортизации, различными ставками и возможностью дополнительных налоговых вычетов по фиксированным активам в виде инвестиционных налоговых преференций. Таким образом, из-за временных разниц, обусловленных различиями в правилах по ведению налогового и бухгалтерского учета, казахстанская компания, выплачивающая дивиденды, может иметь в налоговом учете убытки при сформированной чистой прибыли по данным финансовой отчетности в периоде, за который осуществляется выплата дивидендов.

В других случаях, налогоплательщик, выплачивающий дивиденд, может иметь источником распределения чистый доход (прибыль), полученный в прошлом: три, пять, десять и более лет назад. Непонятно, каким образом, с учетом ограничений по сроку исковой давности, налоговые органы намереваются в таких случаях проводить анализ на предмет того, применялся ли КПН к распределяемому чистому доходу (прибыли), и к какой именно части применялся.

Иными словами, доходы могли быть обложены КПН в предыдущем налоговом периоде (либо будут обложены в будущих налоговых периодах), однако освобождение от налогообложения может быть не применимо на основании введенной поправки.

Отметим далее, что налоговое законодательство не содержит дефиниции чистого дохода для целей налогообложения дивидендов.

В соответствии с общепринятым подходом источником для выплаты дивидендов служит чистый доход (или чистая прибыль), определяемый по данным бухгалтерского учета и финансовой отчетности. Согласно казахстанскому законодательству о ТОО такой чистый доход, полученный по результатам деятельности за год, распределяется на основании решения очередного общего собрания, посвященного утверждению результатов деятельности товарищества за соответствующий год.

Учитывая, что дивиденды не формируются по результатам налоговой отчетности компании, мы считаем некорректным приравнивать чистый доход, распределяемый в пользу учредителя в соответствии с данными бухгалтерского учета к налогооблагаемому доходу, отраженному в налоговой декларации компании.

Кроме того, непонятно, для чего делать такое приравнивание и на каких методологических аспектах основывается закладываемая в измененный Налоговый кодекс логика. Если предположить, что логика нового подхода направлена на то, чтобы не допустить предусмотренное Налоговым кодексом освобождение дивидендов от налога в случаях, когда чистый доход не подвергался налогообложению в Казахстане или, так сказать, не был очищен от налогов, то такая концепция не учитывает, что по правилам бухгалтерского учета такого не может произойти, поскольку законодательство Казахстана в области бухгалтерского учета и финансовой отчетности предполагает признание доходов и расходов по методу начисления, в том числе и в отношении расходов по налогу на прибыль. Метод начисления приводит к тому, что даже если в текущем налоговом периоде налогоплательщик не имеет налогооблагаемого дохода и текущих расходов по КПН, его финансовая отчетность тем не менее должна отражать расходы по отложенному налогу на прибыль, которые уменьшают его чистый доход, подлежащий распределению между акционерами / участниками. Такой механизм признания расходов по отложенному налогу исключает ситуации, при которых в качестве дивидендов распределялся бы чистый доход (прибыль), не подверженный налогообложению. Таким образом, отказ в освобождении от налогообложения на основании отсутствия налогооблагаемого дохода в текущей редакции поправки основан на смешении понятий налогооблагаемого дохода после уплаты КПН по налоговому учету и чистого дохода (чистой прибыли) по финансовой отчетности, что приводит, соответственно, к искажению общего принципа формирования дивидендов.

На наш взгляд, применение новых правил освобождения дивидендов будет создавать неравные условия для разных налогоплательщиков: например, те из них, которые воспользовались инвестиционными налоговыми преференциями и получили за счет этого дополнительный вычет по КПН, в вопросе налогообложения дивидендов будут находиться в дискриминирующем их положении в части применения в этом же периоде льготы по дивидендам, то есть такие налогоплательщики будут обязаны заплатить лишние 15% налога. Такие же налогоплательщики, не применившие дополнительный вычет в текущем периоде (сохранившие его для будущего), применят освобождение от налога на дивиденды. Сигнал, который в данном случае получают инвесторы, можно сформулировать так: капитальные инвестиции в производственные активы, для которых собственно и предусматривались дополнительные налоговые вычеты, более не выгодны, поскольку могут привести к обратному эффекту в виде появления дополнительного налога на дивиденды.

Ретроспективное применение новой концепции налогообложения дивидендов

До принятия рассматриваемых поправок мы не встречали на практике случаи, когда нерезиденту отказывали в применении локального освобождения на основании того, что полученные доходы ранее не были обложены КПН в Казахстане (за исключением предусмотренных случаев по уменьшению КПН на 100% по определенным видам деятельности).

Отметим, что комментарий к Налоговому кодексу, изданный НПП «Атамекен» и представляющий собой постатейное научно-практическое разъяснение норм Налогового кодекса (по состоянию на 19 апреля 2019) также не содержит каких-либо указаний на особенности налогообложения в Казахстане доходов нерезидента в виде дивидендов в зависимости от обложения или необложения таких доходов КПН на уровне лица, выплачивающего дивиденды нерезиденту.

Однако в недавних разъяснениях налоговых органов, опубликованных до принятия поправок в Налоговый кодекс, выражена позиция, согласно которой освобождение дивидендов от налогообложения не применяется в случае отсутствия налогооблагаемого дохода у лица, выплачивающего дивиденды. Насколько мы понимаем, такая позиция основана на определении чистого дохода, распределяемого учредителю-нерезиденту, как дохода после налогообложения, что, как мы отмечали выше, не соответствует основным принципам формирования дивидендов.

Несмотря на то, что разъяснения налоговых органов не носят обязательный характер, подобное толкование положений Налогового кодекса может иметь далеко идущие последствия и позволяет налоговым органам рассматривать поправки, введенные с 1 января 2021, как носящие уточняющий характер. Таким образом, выраженное в разъяснениях мнение налоговых органов может выступать инструментом для легализации ретроспективного применения вводимых ограничений и обусловить доначисления в ходе налоговых проверок, в том числе, за прошедшие периоды.

Интересно также, что такая позиция ставит под сомнение освобождения, которые применялись при выплате дивидендов не только иностранным акционерам, но и физическим лицам-резидентам Казахстана.

Учитывая, что уже инициируются первые камеральные проверки по данному вопросу и негативные последствия могут возникнуть, в первую очередь, для компаний, выплативших дивиденды нерезидентам, мы рекомендуем казахстанским компаниям, распределявшим дивиденды иностранным акционерам в прошлые периоды подготовить защитную линию по данному вопросу.

Уточняющая vs ухудшающая поправка в Налоговый кодекс

Как известно, Налоговый кодекс предусматривает возможность внесения изменений, среди прочего:

  • в части изменения объекта налогообложения или налоговой базы и отмены льготы по уплате налогов в бюджет, которые могут быть приняты не позднее 1 июля текущего года и введены в действие не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, а также
  • в части дополнений по налоговому администрированию, особенностям установления налоговой отчетности, улучшению положения налогоплательщика (налогового агента), которые могут быть приняты не позднее 1 декабря текущего года.

Принятие ограничений для освобождения от налогообложения в качестве улучшающих или уточняющих изменений после 1 июля 2020, а также введение их в действие с 1 января 2021, на наш взгляд, не является обоснованным, так как фактически данные поправки изменяют объект налогообложения и отменяют предусмотренные Налоговым кодексом льготы.

Таким образом, во исполнение принципа определенности налогообложения вопрос ограничения налоговых льгот в отношении доходов нерезидента требует, на наш взгляд, дальнейших дискуссий и выработки пруденциальных решений в части формирования механизма и порядка определения возникновения налоговых обязательств.

Назира Нурбаева, партнер, департамент налогов и права

Андрей Захарчук, партнер, департамент налогов и права

Карина Калимжанова, менеджер, департамент налогов и права

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить