Нэп по-казахстански: анализ ошибок, 7% роста ВВП и запрет на прорывные программы

Какие конкретные шаги могут вывести страну на новый экономический курс, рассуждают эксперты в области экономики и финансов

Карикатура времён нэпа
Карикатура времён нэпа

На расширенном заседании правительства, прошедшем в пятницу, 24 января, президент Касым-Жомарт Токаев поручил разработать программу новой экономической политики. В ее основе должна быть взаимосвязь: денежно-кредитная политика и динамичный финансовый рынок обеспечивают долгосрочное и доступное финансирование экономики. В зоне особого внимания - развитие частного предпринимательства и кардинальное усиление механизма защиты конкуренции.

- Нам предстоит усовершенствовать наше законодательство и регулирование во всех сферах, от медицины до финансовых рынков, на базе наилучших мировых практик, в особенности стран ОЭСР, - заявил глава государства.

В связи с этим Токаев поручил «разработать единый программный документ» - план работы правительства на среднесрочный период.

Forbes.kz поинтересовался у экспертов в области экономики: какими должны быть основные параметры этого курса и какими - конкретные шаги по реализации новой экономической политики?

- Новая экономическая политика должна предполагать более высокие темпы реального экономического роста, минимум 7-8%, безо всяких приписок, - установил первый ориентир старший партнер CSI Олжас Худайбергенов.

Следующими пунктами его предложений являются: решение вопроса занятости по «самостоятельно занятым», большая часть которых является безработными; рост внутреннего производства потребительских товаров и стабильность/предсказуемость курса тенге.

- Правда, понадобятся еще неэкономические меры - полная перестройка системы госуправления для обнуления бюрократии, - добавил эксперт.

«Всё уже придумано до нас» - так можно коротко описать ответы на вопросы, которые дал финансовый консультант, член Ассоциации экономистов Казахстана Расул Рысмамбетов. Но вначале экономист перечислил несколько первоочередных шагов, которые смогли бы «обновить» экономическую политику страны:

  1. создание прозрачной и достоверной статистики – системы сбора и анализа информации, чтобы дать точный диагноз;

  2. внедрение прозрачного и понятного механизма отслеживания выполнения целевых показателей для госчиновников всех уровней – чтобы условный министр или аким мог точно сказать, что в случае выполнения всех показателей он/а будет работать 3-5 лет. Работа может быть продлена в случае превышения показателей на – скажем – 15% или сокращена – если министерство или регион ухудшают свои параметры;

  3. не мораторий, а даже запрет на создание новых государственных программ и прорывных предложений.

Касательно же именно экономического курса, отметил спикер, у нас уже принято немало отличных программ, они действуют, но «надо немного поднажать или назначить правильных администраторов». Неплохо бы также провести ревизию государственных и квазигосударственных функций и компаний, чтобы понять их ценность и целесообразность присутствия там государства.

- Думаю, все самые хорошие программы уже придумали до нас – импортозамещение и экспортоориентированность, - настаивает наш собеседник Forbes.kz. - То есть производить в стране продукты, которые мы больше всего импортируем – если мы владеем большей частью производственного цикла, от сырья до готового изделия. В идеале – хотелось бы выбрать стране производственную, экономическую специализацию, где бы и работало государство, оставив частному бизнесу все остальные сферы. Выбор экономического региона – Центральная Азия, со странами, близкими по культурным ценностям. На уровень выше – Европа, Россия и Ближний Восток. Данный выбор обоснован короткой логистической цепочкой и значительным объемом рынка в приграничных странах.

Уже больше 10 лет Левый берег выдвигает хорошие предложения, напомнил Рысмамбетов, например - развитие МСБ и через него диверсификация экономики.

- Их просто нужно реализовать: упростить условия для бизнеса и инвестиций в страну, сократить лицензионные и другие законодательные барьеры, - отметил он. - Демонополизация и деолигархизация экономики – следующий шаг, после того как мы сможем обеспечить защиту внутреннего потребителя.

Гораздо более пессимистичные взгляды на «нэп» у Бейбита Апсенбетова, в прошлом управляющего директора Казкоммерцбанка.

- Я думаю, что ни правительство, ни акиматы в сегодняшнем состоянии и главное - в сегодняшнем составе не способны предложить что-то вразумительного в области экономических реформ. Надо признать этот факт честно. Озвученные ранее политические реформы должны пройти первыми, - считает он. - Доклад премьера о проделанной работе и планах на последующие годы это максимально «лучшее», что это правительство могло предложить. Ставка на привлечение иностранных инвестиций - заезженная пластинка, которая уже не работает. Все привлечённые за последние годы «инвестиции» нельзя назвать инвестициями. Это долги квазигосударственного сектора, которые были неэффективно разбазарены. Приватизация, которая должна была снизить долю госсектора в экономике, идёт не транспарентно, ползуче, в результате чего лакомые куски попадают в руки кланов, связанных с правительством. Во всех сферах экономики действуют негласные сферы влияния кланов и олигополий, которые подавляют независимый бизнес или подчиняют его. В стране отсутствует свободный рынок и конкуренция. И дело зашло очень далеко, если сказать безнадёжно далеко.

По мнению эксперта, всё это - последствия проводимой в последние годы политики государственного капитализма и вмешательство государства в экономику. С чего же тогда начинать экономические реформы?

- Конечно, с детального анализа, почему так случилось. В стране господствует идеология госчиновников, основанная на конспирологической теории, что Запад и либералы хотят расшатать наше государство и всё должно быть под контролем. Под этой маркой уже никто не говорит об уважении прав частной собственности, о правах человека, об уважении личности, об открытой конкуренции, о вреде монополий. Эти забытые ценности свободного рынка уже непопулярны среди молодёжи. Наша экономика сплошь монополия на монополии. А это застой, угасание и неэффективность, - сделал он неутешительный вывод.

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
7825 просмотров
Поделиться этой публикацией в соцсетях:
Об авторе:
Загрузка...
21 сентября родились
Мухамеджан Турдахунов
учредитель Рудненского цементного завода, экс-президент ССГПО
Самые Интересные

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить