Нацфонд как подъемный кран экономики

10819

Доля услуг в Казахстане превысила половину ВВП. Но это говорит не о том, что наша страна построила постиндустриальную экономику западного типа, а лишь о вялости производственного сектора. Взбодрить его призван 1 трлн тенге из Национального фонда

Поменяли локомотив

На дворе уже весна, но только что подвели экономические итоги прошлого года. До этого о них говорили вскользь – на уровне общих цифр, а также в связи с девальвацией. Более подробные детали прозвучали лишь на коллегии Министерства экономики и бюджетного планирования, а затем на выступлении главы этого ведомства Ерболата Досаева в парламенте.

«По итогам 2013 года сохранена макроэкономическая стабильность и положительная динамика роста экономики», - заявил министр. Формально так оно и есть. ВВП вырос на 6%. Никаких отраслевых или бюджетных провалов не случилось.

Между тем, в структуре экономики произошли очень серьезные изменения. В первую очередь, сменился драйвер роста. Когда-то им была нефтянка, затем финансовый сектор, потом строительство, в особо урожайном году в этой роли выступило даже сельское хозяйство.  

«Наблюдаемый рост экономики в 2013 году был обеспечен за счет высокой инвестиционной активности, значительного роста в машиностроении и динамичного роста в производстве услуг», – сообщил г-н Досаев. А вот это уже что-то новенькое. Что касается машиностроения, то бурный рост – 14% - здесь наблюдается за счет нескольких проектов, связанных с автопромом, выпуском вагонов и локомотивов.

Низкая база в отрасли, господдержка через заказы нацкомпаний и госорганов, а также таможенные льготы сделали свое дело: производство в автопроме увеличилось на фантастические 78%! Однако доля этой отрасли, как и машиностроения в целом, настолько мала, что обрабатывающая промышленность выросла всего на 1,6%, отставая по темпам в полтора раза от промышленности в целом (2,3%) и почти в четыре раза от экономики (6%).

Поэтому взлет машиностроения, безусловно, вытянул обрабатывающий сектор и фактически спас его от позорного – с учетом программы ФИИР – спада. Но на экономику в целом он, конечно, совершенно не повлиял, как не может повлиять подорожание коммуналки на благосостояние олигархов.

Услужливая  экономика

Зато услуги как второй фактор роста, названный главой экономического ведомства, повлияли. По словам г-на Досаева, «65% прироста ВВП обеспечено за счет производства услуг, в частности опережающего роста в торговле (12,7%), транспорте (7,5%) и связи (14%)». И далее прозвучал знаменательный вывод: «В результате доля услуг в ВВП составила 52,6%».
Иными словами, именно услуги стали безоговорочным локомотивом экономики. По своему вкладу они обошли даже сырьевые отрасли.

Что это означает для Казахстана?  Теоретически развитый сервисный сектор – это признак постиндустриальной экономики. В западных странах доля услуг в ВВП и в числе занятых превышает 60%. Однако процесс деиндустриализации там связан не с упадком производственного сектора, а с тем, что знание становится более значимым фактором производства, чем капитал. Рост сферы услуг сопровождает развитие инновационной экономики.

Бурными темпами поднимаются не только традиционные услуги (торговля, общепит), но и те, которые связаны с производством, так называемые бизнес-услуги (финансовое посредничество, транспорт и хранение, телеком). А услуги, связанные с разработкой продукции и технологий ее изготовления, вносят львиную долю добавленной стоимости в конечную цену. Иными словами, являются более прибыльными и капиталоемкими, чем само производство. Таким образом, рост доли услуг в развитых странах отражает их переход к экономике знаний.

Вместо лабораторий - казино

В Казахстане же ситуация складывается по-иному. К постиндустриальной стадии мы не подошли, и деиндустриализация совсем не была связана с переходом к новым технологиям. Скорее, наоборот. Разрушение промышленности переместило активность людей из сферы производства своих товаров в сферу торговлю чужими товарами. Рост сервисного сектора стал не ступенью индустриального развития, а компенсацией индустриального отката.

Поэтому и рост сферы услуг идет, к сожалению, не в сфере высоких технологий. В прошлом году объем услуг по научным исследованиям и разработкам, по инженерным изысканиям остался неизменным. Зато услуги по организации азартных игр и заключению пари, а также рекламные услуги выросли на 20%.

Кроме того, следует учесть, что в общем объеме ровно треть приходится на услуги государственного управления. Вслед за ними идут услуги, связанные со строительством и продажей недвижимости. Этот сектор также имеет большие обороты во многом благодаря государству. Крайне сложные процедуры оформления земельных участков и получения разрешений на строительство создают искусственный спрос на услуги по изысканию и проектированию, которые зачастую нужны больше для получения справок, чем для самого строительства.

Таким образом, вместо научных лабораторий у нас процветают казино и букмекерские конторы, а архитекторы и проектировщики заняты не разработкой оригинальных проектов, а документацией для чиновников. Понятно, что при такой структуре сферы услуг экономика не может претендовать на постиндустриальный  уровень. 

Рост закончится вместе с кредитами

Чтобы оценить дальнейшие перспективы роста сферы услуг, следует понять причины ее сегодняшнего подъема. Торговля вдвое обогнала общий рост экономики, и в четыре раза – реальные доходы населения. При этом соотношение оборота торговых предприятий и базаров остается примерно одинаковым. Это свидетельствует о том, что торговля росла как на дрожжах вовсе не за счет внедрения революционно новых форматов, улучшения обслуживания и доставки. Причина – расцвет потребительского кредитования, которое сделало доступным приобретение электроники и бытовой техники, мебели, автомобилей.

Быстрый рост услуг связи происходит за счет двух факторов. Во-первых, пока еще низкий уровень проникновения интернет-коммуникаций в стране. Во-вторых, те же потребительские кредиты, которые позволяют все большему числу населения приобретать смартфоны и планшеты, чтобы пользоваться услугами мобильного интернета.

Очевидно, что потенциал для подобного роста исчерпается вместе с ростом потребительского кредитования. А его темпы будут неминуемо сокращаться – и за счет естественного насыщения рынка, и за счет введения Нацбанком ограничений, включая предельную величину совокупной долговой нагрузки заёмщика.

Таким образом, нынешний бурный рост торговли и связи - достаточно дутые величины. После торможения потребительского кредитования они просядут. Их дальнейший рост возможен только за счет повышения производительности и внедрения совершенно новых технологий обслуживания, ныне бесконечно далеких от стандартов развитых стран. Качественные изменения в этих секторах услуг потребуют времени.

В разведку за рубеж

Других секторов, которые могут показать такой же рост, как связь и торговля, пока не наблюдается. И, что самое главное, государство в своих программах поддержки вообще игнорирует этот сектор. ФИИР и другие инструменты не ставят целью создание в стране развитой, конкурентоспособной сферы услуг.

Хотя не только развитые государства, но и ряд развивающихся стран стали специализироваться на отдельных секторах услуг, являясь их глобальными поставщиками. Например, Индия становится мировым центром услуг в информационных технологиях, Дубаи – в торговле и финансах. Другие концентрируются на туризме, в том числе медицинском, и образовании. Эти сферы обеспечивают мультипликативный эффект и приносят доход, сопоставимый с экспортом сырьевых ресурсов.

В Казахстане на роль экспортоориентированных услуг в свое время претендовали финансовые. Зарубежная экспансия отечественных банков, создание регионального финансового центра в Алматы, казалось, приблизили эту цель. Но сейчас банковская сфера не конкурентоспособна даже на внутреннем рынке.

Неоднократно предпринимались попытки поставить на ноги индустрию туризма, с тем чтобы она приносила валютную выручку. Но до сих пор, несмотря на многочисленные программы развития туризма (сейчас пишется очередная) и анонсированные мегапроекты, ситуация не изменилась. И причина видится в дефиците трезвого экономического подхода и ориентации на то, чего реально хотят зарубежные туристы, а не на то, что мы хотим от них.

Также глава государства поставил перед правительством задачу, чтобы Казахстан вышел на мировой рынок услуг геологоразведки. Задача амбициозная, правильная: именно по такому пути шла Норвегия, которая, не имея никакой базы, за относительно короткий период стала мировым центром нефтяного сервиса. Однако для этого она сделала огромные вложения в исследования и подготовку собственных кадров. Теоретически Казахстан может повторить эту модель, но ее плоды мы почувствуем лишь много лет спустя.

Наконец, наиболее перспективным с точки зрения специализации остается сектор транспортно-логистических услуг. Правда, здесь наши транзитные возможности зависят от третьих стран. Например, мы усиленно строим свою часть автокоридора «Западный Китай – Западная Европа», однако Россия со своим участком не спешит. Также мы проложили свой отрезок железной дороги Казахстан – Туркмения - Иран, но без участия иранской стороны этот маршрут оказался пока бессмысленным.

Триллион на вырост

Можно надеяться, что туризм, геологоразведка и транспорт когда-нибудь начнут генерировать экспортные доходы, став ключевыми сферами. Но в ближайшей перспективе эти услуги не смогут быть локомотивом экономики. Между тем, Министерство экономики и в этом году прогнозирует рост ВВП на 6%. За счет чего он будет обеспечен?

Во-первых, это рост доходов традиционных экспортных отраслей: нефтянки и металлургии - за счет проведенной девальвации тенге. В случае запуска Кашагана, возможно, вырастут и физические объемы добычи нефти.

Во-вторых, оживление внутреннего рынка за счет объявленного выделения 1 трлн тенге из Национального фонда для кредитования экономики. Правительство уже определило предварительные условия.

Через холдинг «Байтерек» деньги будут выдаваться под проекты малого и среднего бизнеса в обрабатывающей промышленности по ставке до 7% годовых на срок до 7 лет. Через коммерческие банки будут выдаваться кредиты на более крупные проекты, до $50 млн, сроком до 10 лет. Наконец, через Банк развития Казахстана будут кредитоваться проекты от $50 млн на 15 лет по ставке 6,5%.

Из этого следует, что локомотивом роста в ближайшие два года станет государство. Вливание средств из Нацфонда само по себе подстегнет рост экономики, поскольку реализация проектов увеличит спрос на товары и услуг. Если проекты создания новых обрабатывающих производств станут успешными, то они сами будут обеспечивать экономический рост. А если деньги будут просто проедены? Что ж, государство вновь распечатает Нацфонд… 

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить