Экономисты: Налог на бедность – не выход, а тупик

19746

Опрошенные Forbes.kz эксперты не оставили камня на камне от проекта введения единого совокупного платежа для самозанятых

Фото: pixabay.com

Министерство труда и соцзащиты в лице своего вице-министра Нуржана Альтаева ещё раз напомнило об идее ввести единый совокупный платёж (ЕСП) для неформально занятых, или, как его окрестили противники, «налог на безработных». Судя по всему, правительство определилось с размером этого «налога» - 1 месячный расчётный показатель (МРП) для жителей города и половина – для сельчан, 2405 и 1202,5 тенге соответственно.

Даётся и раскладка, какой фонд сколько заберёт себе из этих денег: пенсионный – 30% (721,5 и 360,75 тенге), медстрахования – 40%, соцстрахования – 20%, и ещё 10% составит индивидуальный подоходный налог (ИПН). Эти суммы, по замыслу Минтруда, выведут самозанятых из тени и введут их в систему социального обеспечения.

Мы попросили экспертов-экономистов оценить идею министерства и дать свои альтернативные предложения.

Вместо налога на бедность - налог на роскошь

- Предложение ввести ЕСП основывается на стремлении государства упорядочить, классифицировать самозанятых. И, конечно, получить от них хоть что-то в виде налогов, для увеличения поступлений в бюджет, - объясняет экономист Рустем Жансеитов. - Как все прекрасно знают, основная масса самозанятых работает в сфере услуг и торговли. И если торговлю ещё как-то можно поставить под контроль, то с услугами сложнее.

На это предложение можно и нужно смотреть с разных ракурсов, считает эксперт. С точки зрения чиновников - нужно навести порядок с теми, кто не желает платить налоги, которые нужны для балансировки пенсионной системы. А с точки зрения самозанятых - большая часть их и так выживает как может. У них нет сверхдоходов, и каждый убыток воспринимается крайне болезненно и неодобрительно. Особенно, когда люди видят неэффективное управление пенсионными активами, после череды скандалов в этой сфере.

- С моей точки зрения, введение этого налога после обвальной и ползучей девальвации пока не оправдано, хотя бы до стабилизации ситуации в экономике и финансах, - делает вывод экономист. - Не нужно трогать людей с мизерными доходами. Деньги нужно находить в улучшении управления, оптимизации процедур, введении ответственности за неправильные и халатные решения, а также увеличении налогообложения богатых. Налог на роскошь давно необходим. Большая часть населения не одобряет введение ЕСП. Если они сомневаются - пусть проведут референдум. Кстати, введение института национального референдума, например в онлайн-режиме, могло бы давать более реальную картину желаний и мыслей людей.

Вперёд, в фавелы?

Директор форсайтингового агентства EXIMAR Айман Турсынкан напоминает, что новация, о которой идёт речь, заимствована из стран Южной Америки, так же как и накопительная пенсионная система. Так, единый налог «монотакс» распространён в Колумбии (95 место в индексе человеческого развития ООН за 2017).

- Почему минимальный налог с неформально занятого населения сработал там и не может сработать у нас? – задаётся она вопросом и сама же на него отвечает: - Разница в численности населения, климате и иных стандартах качества жизни. Монотакс работает при необразованной, постоянно увеличивающейся человеческой массе, высокой плотности населения и в условиях высочайшего уровня нищеты, где фавелы не обеспечены даже водой. Монтотакс работает там, где нужны экстремальные меры для того, чтобы просто поставить общественный уличный душ – один на общину (фавелу). Чтобы просто привить от самых критичных болезней людей во избежание пандемий. В условиях жесточайшего социального неравенства между городом и селом, когда только силой оружия внутренних войск купируется гражданская война. В условиях абсолютно коррумпированной и авторитарной системы государственного управления, сросшейся с организованной преступностью. Для Казахстана это не прогресс с 56 места в ИЧР ООН – это регресс к хвосту списка беднейших стран.

Айман Турсынкан видит два объяснения ввода ЕСП: первое – Минтруда и соцзащиты видит, что реально ситуация в Казахстане именно такая, что требует ввода монотакса, второе - в условиях крайне тяжёлого дефицита бюджета (около 50% в 2017) наше государство решило вычеркнуть понятие «социальное государство» из Конституции РК и полностью переложить заботу о жизни, здоровье, первичном образовании, инфраструктуре на само население.

У главы агентства есть своё видение, как решить проблему – взять в качества образца не Колумбию, а Норвегию – лидера ИЧР ООН.

- Моё предложение - объединить в единую национальную систему социального обеспечения ныне разрозненные ГФСС, ФСМС, ЕНПФ через единый национальный социальный полис (ЕНСП) с объединением действия законов РК о пенсиях, социальном страховании, медицинском страховании с добавлением гарантии 100-процентного бесплатного образования начального, среднего, специального и высшего уровней, - говорит экономист. - При этом ЕНСП нужно реализовывать в лучших бизнес-традициях с ранжированием по размеру и уровню доходов домохозяйств. Тогда держатели полисов (все граждане РК) смогут самостоятельно выбирать, кого из домочадцев вносить в полис и на какой срок, и выбирать уровень гарантированного сервиса. Это не налог, а полис - стимул, а не репрессии. Социально уязвимые слои населения должны беспрепятственно получать муниципальные полисы. Эта модель работает во всех странах, входящих в топ-10 ИЧР ООН и топ-5 ГИК ВЭФ.

Деньги нужно взять и отменить

У экономиста Айдара Алибаева проект ЕСП вызывает «огромный скепсис». Проблема самозанятых возникла ещё 20 лет назад, говорит он, и никого она не волновала.

- Но сейчас чиновники зашевелились, и знаете почему? Потому что денег нет: в бюджет исключительно низкие поступления. Если верить главе НПП «Атамекен» Тимуру Кулибаеву, у нас 1,4 млн плательщиков пенсионных взносов – это из 9 миллионов работающего населения, - назвал он говорящие цифры и выразил своё мнение: - Это заведомо тупиковый контрпродуктивный путь. ЕСП ровным счётом ничего не решит. Государство ничего не делает для самозанятых, так какого рожна они захотят пойти ему навстречу и встать на учёт только для того, чтобы что-то платить!

Как считает Алибаев, первый же уплаченный платёж переведёт безработного или самозанятого в категорию «зарегистрированного работающего человека».

- И сразу у нас картина изменится – безработных станет меньше, но по сути ничего не поменяется, - говорит эксперт. – Поэтому ЕСП ни одну проблему не решит: не обеспечит старость, не даст медицинскую помощь или социальное страхование, он просто улучшит картину и принесёт какие-то деньги бюджету. По 1 МРП с 3 миллионов самозанятых – серьёзная сумма, но её никогда не соберут. Если удастся собрать хотя 1-2% - я им поаплодирую.

Экономист Арман Байганов предлагает свой способ легализовать самозанятых и заодно решить все остальные проблемы государства.

- Нужно просто отменить на 100% наличные деньги, полностью перейти на безнал. Выиграют все. Любые операции будут прозрачными, исчезнет теневой оборот, любой доход будет учитываться. Даже корову купить у соседа в селе – придётся безналом оплачивать и налог платить. И коррупции не будет – никто же не будет взятки платить безналом. Бюрократия уменьшится. Бумажные деньги не надо будет печатать – а наличный денежный оборот составляет до 1% ВВП! Сократятся расходы на инкассацию, кассиров, банкоматы не нужны будут, - перечисляет он. - Сейчас банки устанавливают высокую процентную ставку за обслуживание, предпринимателям невыгодно обслуживаться безналичным путём. А если бумажные деньги отменят, комиссию сможет регулировать Нацбанк или даже взять эти расходы на себя. Не будет необходимости в налоговых декларациях. Нужно будет меньше чиновников, полицейских, судей, пенсии можно увеличить. Даже карманников не будет!

В развитых странах, таких как Норвегия и Южная Корея, доля безналичных платежей доходит до 97-98%, и у них самый низкий уровень коррупции, говорит наш собеседник. Но для Казахстана лучше на 100% отменить наличные деньги, уверен экономист.

Что касается безработных и самозанятых, то им стоит воспользоваться программами финансирования, предлагаемыми нацкомпаниями и «Даму».

- Благодаря отмене денег можно будет контролировать эффективность реализации программ и дальнейшее администрирование в части налогообложения самозанятых, определить, кто именно конкретно нуждается в госпомощи, - добавляет Байганов. – То есть не будет уравниловки, будет социальная справедливость. А эти предлагаемые полумеры малоэффективны и не решат всей проблемы самозанятых.

ЕСП подорвёт основы государства

Директор Национального бюро экономических исследований Касымхан Каппаров тоже выступает против ЕСП.

- Категорически нельзя вводить единый социальный платёж для всей искусственно выдуманной категории граждан, названных «самозанятые», - прямо говорит он. - Среднестатистический портрет самозанятого человека в Казахстане выглядит следующим образом: это мужчина-казах в возрасте 41 год, со средним образованием, обеспечивающий себя работой на индивидуальной основе, проживающий в сельской местности, состоящий в браке, имеющий большую семью, состоящую в среднем из 5 человек. Большинство самозанятых нуждается в переобучении и трудоустройстве - нельзя на пустом месте придумывать «налог на безработных», какими фактически являются большинство самозанятых. Считаю, что эта инициатива правительства принесёт больше вреда, чем пользы, а также больше расходов бюджетных средств, чем даст новых доходов.

Стоит вспомнить оценку экс-министра экономики Жаксыбека Кулекеева, данную на обсуждении проблемы самозанятых в июне 2018. Наёмный работник отдаёт около 30% зарплаты на налоги, а индивидуальный предприниматель – в разы меньше, напомнил он. Если ввести ЕСП, по всему Казахстану резко вырастет количество самозанятых.

- Мы можем просто подорвать основу нашего государства! – уверен экс-министр. - Местные бюджеты в основном формируются за счёт подоходного налога, и если все будут плательщиками ЕСП, то бюджет лишится налоговой базы.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить