На позитиве

7563

Среди наиболее серьезных проблем значительная часть респондентов выделила высокую конкуренцию и сложность со сбытом продукции.

Forbes Kazakhstan при помощи фонда «Даму» провел исследование настроений предпринимателей и местной исполнительной власти в части конкурентоспособности тех или иных секторов экономики в различных регионах страны, а также факторов, препятствующих более активному росту регионального бизнеса. Были опрошены путем анкетирования экономические и финансовые управления акиматов всех 16 регионов и 320 владельцев МСП (по 20 в каждом регионе, с численностью не более 50 работников). В результате выявилось несколько интересных фактов, присущих региональной экономике Казахстана.

По Дойчу (американский социолог и кибернетик, автор коммуникативной теории), механизм циркуляции информации осуществляется в двух плоскостях: горизонтальной – «социум – правительство» и вертикальной – «правительство – социум». К первому он относит донесение населением, предпринимателями в том числе, до правительства проблемных аспектов социально-экономического развития, а ко второму – донесение до социума тактики их разрешения.

В Казахстане в первом случае циркуляция информации явно нарушена. Оценки предпринимателями главных барьеров развития бизнес-среды совпадают с оценками чиновников только в отношении доступа к финансовым средствам и проблеме кадров (таблица).

Среди наиболее серьезных проблем значительная часть респондентов выделила высокую конкуренцию и сложность со сбытом продукции. Опрошенные отметили в качестве ключевых факторов, ухудшающих положение их фирм на рынке региона, следующие:

– финансовые проблемы, которые включают в себя отсутствие финансирования, высокие процентные ставки кредитов БВУ и лизинга. Эти факторы препятствуют конкурентоспособности большинства анкетированных в ЮКО, Астане, Акмолинской, Мангистауской и Актюбинской областях;

– коррупция. Ее наличие больше всего осложняет повышение конкурентоспособности в Алматы, Акмолинской, Карагандинской, Павлодарской и Северо-Казахстанской областях;

– проблемы административного характера, куда входят частые проверки со стороны государственных органов, бюрократия, административные барьеры, лоббирование интересов некоторых субъектов малого бизнеса. Недовольство состоянием данных вопросов выразило наибольшее количество предпринимателей СКО, ЗКО, Алматинской области и Астаны. 

По данным исследования участников программы «Дорожная карта бизнеса – 2020», проведенного фондом «Даму» в 2012 году, на пути развития бизнеса 68% респондентов сталкивались с административными барьерами со стороны органов власти и местного самоуправления.

При этом, когда надо поставить оценку различным факторам бизнес-среды своего региона, даже без конкретизации и анонимно, бизнесмены склонны ее завышать. Особенно ярко это проявилось в Актюбинской и Мангистауской областях. В Мангистау 100% опрошенных предпринимателей поставили максимально хорошую оценку развитию инфраструктуры, технологий, качеству бюрократии и налоговой политики (такое единодушие для людей, работающих в разных секторах экономики, само по себе странно), в Актюбинском регионе – 95%. Однако, когда речь заходит о проблемах собственного бизнеса, те же самые мангистаусцы отмечают в числе основных проблем как раз низкий уровень технологий. Это может быть связано с тем, что на всех уровнях отбора и фильтрации поступающей из окружающей среды информации происходит ее искажение в сторону позитивных событий, процессов и результатов. Какова бы ни была причина, главным следствием такой диспропорции в восприятии является неспособность с этой информацией работать. В таких условиях развивается коммуникация посредством использования неформальных контактов (прямой или внутренний лоббизм), что, конечно же, не меняет ситуацию системно.

Кроме того, это искажение, пройдя все уровни правительственных учреждений, возвращается к предпринимателям в виде искаженной тактики экономического развития (правительство – социум). Красочным примером здесь можно считать уверенность почти 100% опрошенных предпринимателей либо в высокой рентабельности туризма, либо в его абсолютной перспективности (приоритетность данного сектора варьируется между 2-м и 6-м местами среди наиболее выгодных для инвестиций, по мнению респондентов). При этом, за исключением нескольких человек, в этой сфере никто из них не работал и большинство имеют о ее рентабельности лишь поверхностное представление.

Тревожным можно назвать и тот факт, что ни один представитель власти не назвал в числе факторов, отрицательно влияющих на региональный бизнес, Таможенный союз, а вот бизнесмены дописали ТС со знаком минус в разделе «Другое».

А в Мангистауской области присутствует еще один уникальный барьерный фактор – «отсутствие моральных принципов в бизнес-среде», причем в двух анкетах.

Впрочем, несмотря на упомянутый дисбаланс в оценках проблем и, как следствие, неспособность управлять их решением, в большинстве своем работа региональных чиновников получила позитивные отклики, особенно на западе страны.

Среди так называемых компонентов внутренних возможностей (инфраструктура, телекоммуникации, налоговая политика, бюрократия, технологии, политическая система) наиболее высокая оценка была дана темпам развития телекоммуникационных услуг.

Гранты от Philip Morris

Асеин Бекболат, житель села Ащысай Енбекшиказахского района, уже четыре года арендует землю у своих односельчан для выращивания овощей. Работает со своей семьей, во время сбора урожая привлекая дополнительно рабочих. В конце января он выиграл грант – теплицу в сборе. Другой грантополучатель, Сейсенали Нурсеитов, скотовод из села Нура этого же района, обзавелся солнечной мини-электростанцией. Из 50 представителей МСБ района, подавших заявки, 13 получили гранты компании «Филип Моррис Казахстан» – оборудование для обработки шерсти, открытия швейных цехов, хлебопекарен, парикмахерских, фотосалонов и даже кукольного театра. Конкурс бизнес-идей организовал Фонд местных сообществ Енбекшиказахского района. Предварительно эксперты фонда «Даму» провели тренинг для его участников.

Политическая система оказалась на 2-м месте среди положительных компонентов бизнес-среды. 46% респондентов считают таковую стабильной и эффективной. Наибольшее количество хороших оценок было дано в Мангистауской и Актюбинской областях.

Почти одинаково были оценены такие компоненты, как технологии, инфраструктура и налоговая политика.

По мнению лишь 35% респондентов, в целом инфраструктура регионов находится в хорошем состоянии. Процент удовлетворенностью ею достигает 95% в Актюбинской области и 60% в Атырауской и Павлодарской областях и городах Астане и Алматы. 33% опрошенных доброжелательно оценивают налоговую политику правительства. 

В целом оценка казахстанскими предпринимателями перспектив собственного и регионального бизнеса оптимистична. Бизнесменов, верящих в рост своего дела и индустрии в регионах, оказалось в 11,8 раза больше, чем пессимистов. Не планирующих миграцию бизнеса в другой регион также в 10,4 раза больше, чем намеренных изменить дислокацию или развивать филиальную сеть. 81% респондентов ожидают роста инвестиций. Опрошенные в СКО и ЗКО полагают, что инвестиции в их регионы останутся на нынешнем уровне. Наиболее пессимистично настроена Жамбылская область – единственная, где ожидают снижения инвестиций. 

 

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить