На казахстанской границе добро даёт электронная таможня

19852

Forbes.kz публикует третью часть интервью с председателем комитета госдоходов Минфина РК Ардаком Тенгебаевым. Речь в ней пойдет о модернизации таможенных пунктов пропуска, которая, по предварительным оценкам, обойдётся в 121 млрд тенге

Фото: inform.kz

F: Ардак Мырзабаевич, хочу продолжить нашу беседу вопросами о таможне. Какая работа выполняется в этом направлении?

- Дорога Западная Европа - Западный Китай построена, теперь её нужно напитать и для этого создать комфортные условия на наших таможенных постах.

Мы уже начали работу с UNCTAD (United Nations Conference on Trade and Development) по электронному декларированию - проекту «Астана 1». У них есть готовый программный продукт, который мы адаптируем под наши нужды и требования. В итоге порядка 80% этой системы мы переделали.

Эта программа анализирует риски на основе заданных алгоритмов и «подсказывает» таможенной службе, какой груз стоит проверить. Эта система призвана оптимизировать все хождения по кабинетам до минимума.

F: Как это работает?

- Подаётся электронная декларация, которая анализируется системой управления рисками, по определенным параметрам, без участия таможенника. Если рисков нет, то декларация выпускается автоматически и груз идет по «зелёному коридору».

F: А если система посчитает, что у какого-то декларанта есть риск?

- Если, например, у нас товар стоит одну сумму, а декларант утверждает, что он стоит дешевле, то мы просим предъявить доказательства. А дальше есть два варианта развития событий. Первый – декларант предоставляет доказательства, и его заявленная для оплаты пошлин стоимость принимается. Второй – если доказательств нет, то принимаются меры таможенного контроля.

С 1 октября 2017 мы в пилотном режиме запустили эту систему для транзита. Согласно статистике, собранной за этот период, примерно к 7% деклараций возникают вопросы. А по экспорту, который запущен в «Астана-1» с 1 января этого года, система автоматически 99,3% грузов направит в «зелёный коридор».

F: Что будет, когда вы полностью реализуете этот проект?

- Помимо «Астаны 1» мы хотим сделать информационную систему налогового администрирования, интеллектуальную базу данных, отдельную систему по электронным счёт-фактурам, на которой будет строиться виртуальный склад. Всё это мы делаем для того, чтобы предоставить сервисы для экономии денег и времени тех, кто пополняет бюджет. В этом - наше ориентирование на добросовестных налогоплательщиков и участников внешнеэкономической деятельности.

Также совместно с UNCTAD мы реализуем единое окно по экспортным и импортным операциям. Здесь можно будет воспользоваться не только электронным декларированием, но и дополнительно в электронном формате получить разрешительные документы, предварительно посчитать все свои платежи, посмотреть, как делать классификацию товаров и многое другое.

Ардак Тенгебаев
Фото: Арман Найман
Ардак Тенгебаев

F: Над какими ещё проектами вы работаете?

- У нас имеются проблемы с пунктами пропуска на границе. Дело в том, что их модернизация проводилась давно, многие из них устарели и не соответствуют пропускной способности. Согласно международной практике, на вход должно быть четыре полосы. Первая полоса для легковых автомобилей, вторая для автобусов, третья для грузовиков и четвёртая для негабаритных грузовиков. Также должна быть специальная стоянка для автотранспорта, ожидающего досмотра груза. У нас, к сожалению, пункты пропуска зачастую только с одной полосой для всех видов транспорта. А иногда и по самому пункту пропуска плутать приходится, так как необходимо развернуться, чтобы пройти систему инспекционно-досмотрового комплекса (ИДК).

F: Какие капиталовложения необходимы, чтобы построить новые пункты?

- Модернизация пунктов пропуска, по предварительным оценкам, обойдется в 121 млрд тенге. Окончательная стоимость реконструкции будет определена после сдачи проектно-сметной документации (ПСД). Речь идет о модернизации 24 пунктов пропуска, куда входят аэропорты, 12 автомобильных и железнодорожные точки.

В первую очередь необходимо модернизировать 12 автомобильных пунктов пропуска. Но и из 12 таможенных постов есть приоритетные, которые нужно сделать очень срочно. По этой причине мы запросили в бюджете деньги на подготовку проектно-сметной документации (ПСД) и

строительство таможенного пункта им. Бауыржана Конысбаева (ЮКО). Там сейчас идёт очень большой товаропоток, и он будет нарастать, так как Узбекистан начал увеличивать экспортно-импортные операции с другими странами.

F: Реализация этих проектов осуществляется за счёт бюджетных средств?

- Мы хотели оформить заём у КНР, но пока ещё не подписали рамочное соглашение. Процедура получения займа такая - надо сначала заключить рамочное соглашение, потом ратифицировать его, после заключить договор с кредитором.

Так как с китайской стороной переговоры продвигаются очень медленно, мы решили, что ждать займа не стоит и нужно какие-то «горящие» работы финансировать из бюджета.

Сейчас мы ещё прорабатываем вопрос участия в реконструкции таможенных постов частных инвесторов. Хотим применить механизм государственно-частного партнерства (ГЧП).

F: Вы считаете, что частная компания может заинтересоваться такими проектами?

- Потенциальные инвесторы уже есть, но они пока думают. Речь ведь идёт о долгосрочных инвестициях.

Мы приглашали к сотрудничеству зарубежные компании, у которых уже есть опыт управления таможенными постами. Казахстанских инвесторов тоже приглашали.

Сейчас обсуждается один проект, который может быть реализован через ГЧП. Есть таможенный пост «Нуржолы», который находится в 12 км от «Хоргоса». Рядом с ним построен транспортно-логистический центр (ТЛЦ). Проект был реализован предпринимателями. Они строили ТЛЦ, и мы сразу заложили там пункт пропуска.

МЦПС «Хоргос» предназначен в основном для физических лиц, а «Нуржолы» - для юридических.

На «Нуржолы» 6 полос в одну сторону, 6 - в другую. Там две автомобильные полосы, две автобусные и 8 для большегрузов. Запустить этот пост мы планируем в 2018.

В 100 км от «Нуржолы» есть пост «Калжат», который мы хотим реконструировать. Там уже построен неплохой ТЛЦ. Тоже, кстати, реализован частной компанией.

F: То есть в принципе у предпринимателей есть интерес, они готовы сами строить транспортно-логистические центры?

- Есть посты, где транспортно-логистический центр можно построить – это и удобно, и выгодно. Есть посты, где делай - не делай ТЛЦ, никто там не будет растаможиваться, будут транзитом уходить и всё. Поэтому, естественно, бизнес смотрит, где он может заработать.

Вообще есть два направления развития транзитного потенциала страны. Первый - мы на границе выставляем ТЛЦ, там делаем таможенную очистку, и в страну входит только чистый товар.

Второй вариант - как у нас устроено сегодня: на границе грузы оформляют как транзит, и уже внутри страны растаможивают.

Мы идем к симбиозу. Нам премьер задачу поставил - строить зоны таможенного оформления внутри страны. Такая уже есть в Астане в молле «Кенмарт».

F: Эта зона таможенного оформления - тоже частный проект?

- Он построен в долях с КТЖ.

F: Где ещё есть такие центры?

- В Шымкенте есть, тоже КТЖ построила. Такой же центр сейчас строится в Актобе, должны закончить в 2018. В Караганде тоже строится - акимат нашел частников. КТЖ хочет реализовать такой же проект в Павлодаре. Такой же ТЛЦ, но железнодорожный хотят строить в Актау на площадке Морпорта. В Алматы мы хотим реализовать такой проект на базе ТЛЦ «Даму».

И такие ТЛЦ мы хотим создать во всех областных центрах.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить