Мифы о недоступности кредитов для бизнеса

12716

Финансист Мурат Темирханов вступает в заочный спор с экономистом Рахимом Ошакбаевым на площадке Forbes.kz

Мурат Темирханов
Фото: Архив пресс-службы
Мурат Темирханов

Forbes.kz опубликовал отличный анализ Рахима Ошакбаева эффективности программы «Дорожная карта бизнеса – 2020». Однако, по моему мнению, выводы, сделанные в этой статье, требуют серьёзного пересмотра.

Главное заключение анализа, сделанного по программе ДКБ-2020, заключается в том, что она за счёт государственного субсидирования процентной ставки без всякого успеха пытается решить фундаментальную проблему низкой доступности кредитования в нашей экономике.

По поводу успехов программы больше всего «убивает» озвученная цифра, что охват субсидирования по программе является крайне низким – его получили 0,1% (!) от общего количества субъектов МСБ. При этом предприятия, получившие льготное финансирование, так и не смогли сделать никаких прорывов в улучшении своей деятельности. Хуже того, треть из них ухудшили свои финансовые показатели. Спрашивается, кто эти избранные, которые смогли выбить себе льготное финансирование от государства без видимой пользы для экономики страны?

Если с эффективностью программы всё ясно, то однозначно вызывает вопрос озвученная главная задача программы - решить фундаментальную проблему низкой доступности финансов в нашей экономике. Давайте разберёмся с этой проблемой более подробно.

Есть ли деньги у банков для кредитования бизнеса?

На конец мая этого года валовая сумма избыточной ликвидности, которую Нацбанк изымал из банковской системы, составляла чуть более 5 трлн тенге. Практически целиком эту сумму можно направить на кредитование бизнеса, поскольку кредитование физических лиц и так растёт быстрыми темпами. То есть чтобы резко ускорить кредитование бизнеса, у банков более чем достаточно денег.

Для сравнения, по информации Нацбанка на конец апреля (информация за май ещё недоступна), кредитный портфель банков юридическим и физическим лицам составлял ровно 13 трлн тенге. Из-них кредиты для МСБ составляли 4,1 трлн тенге. То есть избыточной ликвидности в банковской системе больше, чем сумма всех кредитов для малого и среднего бизнеса в стране.

Помимо этого, правительство утверждает, что в банковской системе отсутствуют длинные деньги. Однако это как раз и есть первый, но не самый главный из мифов о недоступности кредитования для бизнеса. К сожалению, правительство и почему-то Нацбанк упускают из виду одну из главных функций коммерческих банков, которая называется «трансформация ликвидности». В соответствии с ней банки во всем мире преобразуют краткосрочные счета и депозиты в долгосрочные кредиты. По моей оценке, из этих 5 трлн тенге избыточной ликвидности примерно 2 трлн – это долгосрочные средства, из которых можно давать ипотеку или долгосрочные инвестиционные кредиты для бизнеса.

То есть денег для кредитования предприятий в банках более чем достаточно и есть длинные деньги, однако кредитование малого и среднего бизнеса, который должен стать локомотивом роста экономики Казахстана, не растёт. Почему это происходит?

В своей презентации, сделанной на площадке партии Nur Otan, Рахим приводит слайд с опросом бизнеса по проблемам при получении банковских кредитов. С точки зрения бизнеса (39% опрошенных), главной проблемой доступности кредитования являются высокие проценты по кредитам. На втором месте (18% опрошенных) – проблемы с залогом. И на третьем (10%) – недостаточные сроки кредитования.

Высокие процентные ставки – главный миф недоступности кредитования

По моему мнению, этот миф был сформирован именно правительством за счёт ДКБ-2020 и прочих программ, где есть государственное субсидирование процентной ставки на кредиты бизнесу. Выдавая государственные средства по ставкам значительно ниже рыночных (ниже, чем по банковским кредитам), экономические власти таким образом создают мнение у бизнеса и всего населения о несправедливости кредитных ставок в банковской системе. По сути, давая льготы лишь 0,11% от общего количества субъектов МСБ, правительство выступает конкурентом банкам, нанося большой вред нормальному рыночному банковскому кредитованию.  

Основным аргументом правительства по поводу низкой доступности финансирования для МСБ было и остаётся то, что кредитные ставки очень часто выше рентабельности бизнеса, что делает такое кредитование невыгодным для заёмщика. Поэтому правительство помогает отдельным компаниям, субсидируя кредиты по ставкам гораздо ниже рыночных, а иногда даже ниже инфляции, делая это за счёт других налогоплательщиков.

Такой подход правительства неверен как с финансовой (на уровне предприятия), так и с экономической точки зрения (на уровне экономики страны).

Если рассматривать финансовую сторону вопроса, то прежде всего необходимо отметить, что Казахстан стремится стать развитой рыночной экономикой. В нормальных рыночных условиях, если рентабельность собственного капитала в бизнесе ниже ставки по кредитам, но выше ставок на депозиты в банках, то сразу возникает вопрос: зачем такой бизнес нужен его владельцам? Легче разместить свой капитал на депозитах или в низкорисковых ценных бумагах, чем каждый день заниматься бизнесом, который даёт меньшую доходность.

Когда чиновники говорят о рентабельности предприятий, часто трудно понять, о каком виде доходности идёт речь. Например, иногда они приводят в пример оптовую торговлю и говорят, что рентабельность продаж этого вида бизнеса в разы ниже ставки банковских кредитов. К сожалению, чиновники забывают, что нельзя напрямую сравнивать рентабельность продаж со ставкой кредита (подчёркиваю, рентабельность продаж, а не капитала). В оптовой торговле маржа низкая, поскольку оборачиваемость высокая. Поэтому для сопоставления с кредитными ставками необходимо рентабельность продаж умножить на коэффициент оборачиваемости капитала, тогда картина резко изменится.

В свою очередь, процентные ставки в нашей банковской системе также формируются на основе конкурентных рыночных отношений. Упрощённо говоря, ставки по кредитам состоят из трёх главных частей: стоимость привлечения денег на рынке (депозиты и прочее), ставка доходности для банка и ставка для компенсации кредитного риска заёмщика и других рисков, связанных с кредитом.

Банки – это коммерческие организации, зарабатывающие прибыль для своих акционеров. Поэтому финансовые организации очень ограничены в снижении процентных ставок, чтобы не нанести ущерб своим владельцам. То есть текущий уровень кредитных ставок отражает и уровень инфляции, и уровень развития рыночной экономики в Казахстане.

Чтобы снижать процентные ставки по банковскому кредитованию и при этом не нарушать и так плохо развитые рыночные отношения в экономике, правительство и Нацбанк должны прекратить практику кредитования по ставкам ниже рыночных и сконцентрироваться на следующих направлениях:

  • снижение инфляции в стране;
  • снижение рисков по отдельным заёмщикам;
  • снижение рисков в экономике, влияющих на возврат кредитов.

Всё государственное и квазигосударственное финансирование бизнеса и населения должно идти только по рыночным ставкам. В случае обоснованной необходимости государственная помощь бизнесу (что должно быть в крайне редких случаях) или определённым слоям населения должна идти только из госбюджета – напрямую и адресно. Это сделает такую госпомощь понятной и прозрачной, что, в свою очередь, позволит реально оценить её эффективность.

Выбор между сдерживанием инфляции и поддержкой неэффективного МСБ

Сейчас много говорят о том, что Нацбанку необходимо изменить свою монетарную политику и начать снижать базовую ставку, чтобы снизить кредитные ставки в банковской системе. Однако из-за структурных проблем в экономике такой подход однозначно приведёт к быстрому росту потребительских кредитов, но не к росту кредитов для МСБ, у которого доля в экономике очень низкая, и такие предприятия и так уже сильно перекредитованы. В таких условиях рост потребительского кредитования будет провоцировать инфляцию, что создаст очевидную проблему для Нацбанка по нахождению баланса между сдерживанием инфляции и снижением базовой ставки.

С точки зрения сдерживания инфляции очень беспокоят планы правительства по увеличению использования средств Нацфонда, которые появились уже при новом президенте. Здесь получается замкнутый круг. Правительство, поддерживая высокий уровень госрасходов за счёт более высокого использования Нацфонда, разгоняет инфляцию, а Нацбанк, поддерживая высокую базовую ставку и изымая таким образом избыточную ликвидность, пытается бороться с ней. Разорвать этот круг может только правительство, начав жить по средствам.

Также важно отметить, что искусственное снижение ставок на кредиты (за счёт снижения базовой ставки) будет стимулировать кредитование предприятий МСБ, которые не обеспечивают достаточную рыночную рентабельность. То есть когда кредитная ставка в банках формируется в нормальных рыночных конкурентных условиях, неэффективные проекты МСБ, не дающие необходимого уровня доходности, не будут финансироваться по причине своей убыточности.

Год назад я подробно писал о проблемах с кредитованием в банковской системе и необходимых мерах, чтобы исправить такую ситуацию. К сожалению, с того времени мало что произошло, чтобы простимулировать рост рыночного банковского кредитования для МСБ.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить