Менять надо не министров, а систему оценки их деятельности

9821

Досым Сатпаев, директор Группы оценки рисков: «Казахстану нужны не новые министерства, а профессиональные учителя, квалифицированные врачи, опытные инженеры, активные ученые-исследователи и др. То есть все те, кто составляет человеческий капитал любой страны и от которого зависит образование будущих поколений, здоровье нации, инновационный и технологический прорыв»

Фото: chessdom.ru

Не знаешь, как решить проблему, - придумай себе другую

Любую реорганизацию давно пора начинать снизу, с введения реального, а не мифического местного самоуправления. Бесконечные астанинские рокировки, оптимизации, административные реформы больше напоминают кадровую карусель. И пока чиновники катаются на ней, страна, с точки зрения человеческого развития, катится всё ниже. Качество образования падает, особенно в регионах, медицина хиреет, инженеры стареют и не видят себе замены, безработица среди молодежи растет. А ведь для решения всех этих проблем в нашей стране за последние 20 с лишним лет уже проводились аналогичные реорганизации. Появляются новые министерства и министры. А проблемы остаются старые. Опять возвращаются бывшие бастыки и с наигранной энергией принимаются решать проблемы, которые когда-то сами создали своей бездеятельностью.

Несколько лет назад руководство страны вспомнило о советских пятилетках. Последняя реорганизация кабмина говорит о том, что в Казахстане теперь решили создать аналог советских мега-министерств. С масштабными функциями и колоссальными бюджетами. Кстати, названия некоторых новых ведомств четко указывают на приоритеты правительства. Это привлечение новых инвестиций и развитие энергетики.

Причин реорганизации, на мой взгляд, несколько.

Во-первых, провал многих госпрограмм, в том числе индустриально-инновационной. Поэтому самый лучший способ начать все сначала - провести реорганизацию. То есть, если уже не знаешь, как решить одну проблему, придумай себе другую. Во-вторых, неустойчивость казахстанской экономики под влиянием внутренних и внешних факторов, от нестабильности финансовой системы Казахстана и проблем с Кашаганом - до ужесточения западных санкций против России. 

Номенклатурная генетика                                        

Объединение некоторых министерств вызывает серьезные вопросы. Например, «генетический» эксперимент по слиянию Министерства труда и социальной защиты с Министерством здравоохранения. При этом Минтруда и так демонстрировало низкую эффективность работы, теперь ему в нагрузку дали проблемы, которые так же безуспешно пытался решить Минздрав. И в данном случае два минуса вряд ли дадут плюс.

Странным является и вхождение МЧС в состав МВД. Ликвидация последствий экологических и техногенных катастроф все-таки отличается от борьбы с криминалом. Как бы не возникла ситуация, когда в случае этих катастроф МВД будет больше ловить мародеров, чем заниматься спасательной работой, которая имеет свою специфику и должна иметь отдельный бюджет.

Но ключевая проблема в том, что, проводя уже не первую реорганизацию правительства, мы теряем драгоценное время, которое будет тратиться не на решение проблем, а на пересаживание чиновников из одних кресел в другие. А за ними стоят лоббистские группы, для которых любая такая перетряска - хорошая возможность для перераспределения своего влияния и расширения доступа к ресурсам. Здесь также заложен риск активизации внутриведомственных трений и конфликтов. Ведь новые вице-министры, они же бывшие министры, а также руководители агентств будут вливаться в новые ведомства не поодиночке, а вместе со своими командами.

Что касается упразднения финпола, то, как говорил Дэн Сяопин, неважно, какого цвета кошка, главное - чтобы она ловила мышей. Поэтому не суть важно, как теперь именуется финполиция, главное - чтобы в Казахстане снижался уровень коррупции. Теперь эту функцию будет выполнять Агентство по делам госслужбы и противодействию коррупции. Его руководителем стал бывший глава финполиции Кайрат Кожамжаров. То есть финпол де-факто остался, только получил новую вывеску и существенно расширил  полномочия – к прежним добавилось проведение административной реформы. Осталось выяснить, кто теперь будет курировать деятельность нового агентства: лично глава государства, как это было с финполом, или кто-то еще. Часть функций контроля за экономическими и финансовыми правонарушениями были переданы Министерству финансов. Правда, не ясно, за какими именно.

Эффективная неэффективность

Реорганизация обосновывалась необходимостью повысить эффективность работы госаппарата в условиях роста внутренних и внешних факторов давления на экономику страны. Ее инициаторов понять можно: бюрократическая система разрослась и стала малоуправляемой. В ней царили межведомственные распри и перетягивание административных канатов. Но кто такой аппарат создал? Явно не марсиане. А в том числе и те, кто сейчас инициирует его реорганизацию. И дело здесь в том, что за многие годы абсолютно не изменилась сущность нашей бюрократии, в которой настоящих государственников - как 9 граммов золота на тонну сульфидной руды.

К тому же любая реорганизация призвана сделать то, чего всегда боится чиновник, – конкретизировать степень ответственности за вверенный участок работы. Иначе говоря, меняться должна не только структура правительства, но и – главным образом - механизм оценки эффективности работы каждого госслужащего. Этого механизма у нас вообще нет. Хотя сколько раз уже говорилось о введении рейтинговых оценок в работе чиновников в центре и на местах. Но в некоторых новых министерствах теперь так много направлений работы, что ответственность опять будет размыта.

В истории мало позитивных примеров, когда эффективность госаппарата повышалась благодаря тому, что кадровую реорганизацию проводили сами чиновники. Ведь эффективность любого государственного аппарата зависит от четырех факторов. Первый - контроль со стороны общества, на низовом уровне и в центре. Второй - прозрачность в работе госструктур и нацкомпаний, которые все еще напоминают «черные ящики». Третий - низкий уровень коррупции. Четвертый - доминирование государственников над временщиками.

Приведет ли последняя реорганизация к проявлению этих факторов, пока не ясно. Прошлые административные эксперименты говорят, что вряд ли.

Конечно, в мире нет идеального бюрократического аппарата. На неэффективность его работы жалуются и в США, и в Европе. Но Казахстану нужна новая генерация молодых и профессиональных управленцев. Необходимы механизмы ротации административной и политической элиты. Текущие потребности политического и экономического развития не оставляют времени на раскачку. Эффективная реализация государственных программ необходима уже сейчас. Это значит, что реформировать надо не только правительство, а всю политическую систему, в которой бюрократический аппарат является лишь составной частью.

Кстати, никто не сказал, сколько государство сэкономит на  структурных изменениях. Упоминали, правда, о сокращении числа госслужащих. Но это миф. В 2007 тоже хотели сократить госаппарат на 30%, но количество чиновников только увеличилось. Как бы, наоборот, мы не стали свидетелями того, как будут расти бюджеты и штаты мега-министерств. При этом основная часть средств будет уходить на содержание «материнского» ведомства, которое поглотило другие структуры. А последние могут финансироваться по остаточному принципу. И как бы со временем на голодном пайке не остались такие сферы, как здравоохранение или работа по предотвращению чрезвычайных ситуаций.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить