Масимов вернулся отыграть Дорожную карту Ахметова

16457

Правительство Карима Масимова в понедельник, 14 апреля, одобрило проект "Дорожной карты" первоочередных мер социально-экономического развития РК на 2014. Это событие прояснило, на чем «погорел» прежний премьер Серик Ахметов

Фото: azattyq.org
Серик Ахметов и Карим Масимов.

И в прессе, и в Сети мелькало много версий по поводу внезапной смены премьер-министра, однако обсуждение этого решения президента больше походило на гадание на кофейное гуще. Чтобы понять, где же проштрафился старый премьер, требовалось прояснить, какие приоритеты поставит перед правительством новый. И, судя по заседанию правительства 14 апреля, главной проблемой Серика Ахметова оказалась невнятная реализация стратегии «Казахстан 2050» и связанных с ней поручений президента.

Напомню, на февральском расширенном заседании правительства, посвященном реализации стратегии, Нурсултан Назарбаев отметил, что на предыдущем аналогичном заседании в октябре 2013 он дал 33 поручения. Срок их исполнения уже наступил, однако полностью были исполнены только 11. Выполнение поручений главы государства на 33% уже тогда выглядело убийственно для правительства, но президент не стал делать оргвыводов и в целом почему-то положительно оценил работу кабмина. Правительство отделалось легким испугом, но при этом получило новые сложные поручения в дополнение еще не выполненным.

В статье «Возврат к рынку: серьёзный настрой или декларация?» я уже писал, что некоторые задачи, поставленные президентом на февральском совещании, явно вышли за привычные рамки и стали, по сути, крайне важными корректировками курса по реализации стратегии «Казахстан 2050». Прежде всего новой ключевой задачей стало «снижение участия государства в экономике». Также впервые президент потребовал «принятия кардинальных мер по оживлению фондового рынка». По-новому и очень жестко были поставлены задачи по «улучшению инвестиционного климата», по «активной диверсификации экономики» и по «сокращению теневой экономики». В поставленных задачах появился четкий фокус на привлечение прямых иностранных инвестиций в несырьевую экономику, чего раньше не было.  Кроме того, президент прямо сказал, что индустриализация страны невозможна без лучших транснациональных компаний. Это тоже является кардинальным изменением в политике индустриализации, поскольку до этого она ориентировалась на отечественного производителя и госкомпании.

По моему мнению, после этого заседания правительства все задачи, поставленные президентом по стратегии «Казахстан 2050», наконец-то сложились в более или менее цельную систему, и появилось понимание, каким образом мы собираемся войти в 30 развитых стран мира. Однако задачи сами по себе ничего не значат, если нет описания того, когда и какие меры будет предпринимать правительство для их решения. Поэтому после февральского разноса все ждали каких-то осязаемых результатов. Но, увы, правительство по-прежнему не соблюдало сроки выполнения поручений и, что еще хуже, все-таки выполнив некоторые из них, умудрилось сделать сразу несколько выстрелов в «молоко».

Например, проект «Комплексного плана приватизации на 2014-2016» даже рядом не стоял с задачей  снизить участие государства в экономике. Несмотря на слово «комплексный» в названии, документ касался приватизации лишь мелких государственных активов, и после изучения проекта осталось впечатление, что в правительстве в то время не знали, что кардинально (как требует президент) снизить участие государства в экономике можно только приватизацией.

Другой пример — проект «Концепции развития финансового сектора до 2030», который не предлагал никаких кардинальных мер по оживлению фондового рынка и увеличению корпоративного кредитования экономики банками. Также в течение почти двух месяцев у правительства Ахметова не было никакого понимания, как будет использован 1 трлн тенге, выделенный по поручению президента из Нацфонда для стимуляции экономики. И эти примеры можно продолжать.

Именно поэтому весьма показательно, что первым важным документом, одобренным правительством во главе с новым премьером, стал проект Дорожной карты первоочередных мер социально-экономического развития РК на 2014, специально разработанный, как было сказано на брифинге, для реализации основных положений стратегии развития Казахстана до 2050 и поручений главы государства.

Сам проект, кстати, так и не был опубликован, тем не менее, двухстраничный пресс-релиз, описывающий содержание этого документа, прояснил многие меры, которые собирается осуществлять правительство. Например, наконец появились планы по второй волне приватизации крупных госкомпаний. Стали хотя бы приблизительно понятны меры по привлечению новых инвестиций и новые подходы к тарифной политике. Были конкретизированы меры по сокращению теневой экономики. И так далее.

То есть положительные изменения от смены премьера стали видны сразу. Но хотелось бы, чтобы прогресс на этом не остановился. Очень важно, чтобы правительство в подготовке программных и стратегических документов работало максимально прозрачно и согласовывало свои планы со всем обществом.

Для начала хорошо бы опубликовать одобренный проект Дорожной карты, чтобы все знали о планах правительства не по пресс-релизам. Также необходимо, чтобы заранее для обсуждения был опубликован проект Программы по форсированному индустриальному развитию РК на 2015-2019, поскольку это очень важный для страны проект, на который будут потрачены огромные деньги налогоплательщиков.

Судя по пресс-релизу «Самрук-Казына», правительство совместно с ФНБ все-таки дорабатывает Программу приватизации на 2014-2016. Как было отмечено в документе, «реализация данной программы призвана сократить участие государства в экономике страны и упрочить ее основы за счет увеличения в ней доли частного сектора». Очень надеюсь, что именно так и будет, поскольку сегодня нет понимания, как будет реализовываться архисложное поручение президента – снизить к 2020 долю госсобственности до уровня стран ОЭСР - 15% от ВВП, учитывая, что сегодня этот показатель составляет более 60%. Поэтому проект этой программы тоже должен быть заранее опубликован для обсуждения

Примечание. Автор подчеркивает в письме в редакцию, что изложенное им является только его личной точкой зрения.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить