Жанар Джандосова: Для МСБ нужно резервировать часть госзаказа

10149

Сфера государственных закупок, по экспертным оценкам и данным финполиции, остается в Казахстане одной из самых коррумпированных. Не первый год бизнес хочет добиться от государственных органов подотчетности и реальной, а не декларируемой прозрачности. Своим видением того, как можно усовершенствовать систему госзакупок в стране, поделилась с Forbes Kazakhstan директор центра исследований «Сандж» Жанар Джандосова

фото: Сергей Астрелин

– Как вы считаете, является ли казахстанская система государственных закупок прозрачной? Какие, на ваш взгляд, основные проблемы имеются в этой сфере?

– Несмотря на то что Казахстан в 2008 году ратифицировал Конвенцию ООН против коррупции и в стране существует политическая воля к повышению прозрачности в сфере государственных закупок, приходится с сожалением констатировать, что именно она остается одной из самых коррумпированных. 

Конечно, есть примеры того, что поставщики из бизнеса и без вмешательства государства снижают проектное качество для увеличения доли своей прибыли в ущерб потребителю. Это часто происходит в строительной отрасли, когда возведенные объекты грешат недоделками или вовсе рушатся. Однако в госзакупках снижение качества объясняется именно коррупцией. Заказчики-коррупционеры проводят конкурс по сговору, чтобы получить откат, в результате существенная доля средств изымается из производства товаров или услуг, а поставщик вынужден снижать качество.

В последнее время заказчики (чиновники), которые определяют стоимость работ, закладывают неоправданно высокие суммы. Делается это на основе коммерческих предложений, полученных опять же по сговору с определенными поставщиками или без сговора, но у наиболее дорогих из них. Получается ситуация, когда и чиновник, закладывая свой откат в стоимость товаров или услуг, и поставщик, гарантированно получающий обещанный контракт, сыты, но потребитель (население) страдает. Эти схемы известны, но доказательная база сложна, тем более что количество конкурсов огромно и фактически невозможно за каждым из них осуществлять должный контроль.

– С введением электронного формата госзакупок ситуация как-то изменилась?

– С 2012 года, когда началось внедрение системы электронных госзакупок, сфера, на мой взгляд, стала существенно прозрачнее. Однако прозрачность, к которой мы стремимся, не решит многих вопросов. Это лишь одна из необходимых сторон, наряду с развитой конкуренцией, честностью чиновников и т.д. Россия, к примеру, тоже достигла большей прозрачности за счет электронной системы закупок, однако проблемы коррупции это не решило – постоянно совершенствуются и методы обхода закона. Например, объявляя конкурс, заказчик пишет отдельные буквы латиницей для затруднения интернет-поиска и проверки условий. В России было раскрыто множество подобных методов, у нас они пока еще не настолько изощренные, хотя тоже есть. В Казахстане обычно действуют по старинке: смешивают несколько позиций услуг или товаров из разных сфер, прописывают нереально жесткие сроки выполнения, выдвигают особые условия или требования к квалификации.

Кстати, еще одна проблема госзакупок – недостаточно развитый рынок поставщиков, из-за чего сложно найти квалифицированного, что особенно касается высокотехнологичных, специ-фических добывающих, информационно-коммуникационных компаний. 

– Какое влияние на экономику оказывают непрозрачная система государственных закупок и коррупция в ней?

– Объем госзакупок за 2013 год у нас сложился на сумму в 1 трлн тенге. Если даже предположить, что откаты составили лишь 10%, то мы фактически теряем 100 млрд тенге, хотя, вероятно, больше. Это достаточно существенные потери для экономики, и они имеют мультипликативный эффект. Если кто-то в этой сфере что-то недоделал, допустим недостроил дорогу, то, естественно, это влияет на всех, кто ею пользуется. Самое же главное: коррупция деморализует МСБ. Предприниматели не верят, что смогут честно выиграть в тендере.

– Какие меры нужно, на ваш взгляд, предпринять, чтобы госзакупки стали эффективными? 

– Для рационального использования государственных средств нам необходима конкуренция подрядчиков, чтобы обеспечить требуемое качество по низким ценам при минимальных затратах на проведение и контроль госзакупок. 

Во-первых, нужна предквалификация поставщика, которая гарантирует, что фирмы-однодневки или без должной квалификации не будут иметь возможность принимать участие в конкурсах, что сейчас имеет место. Черные списки не помогают, поскольку очень легко перерегистрировать фирму. 

Во-вторых, низкая цена часто связана с контрафактной или некачественной продукцией, поэтому необходимы как должный контроль за качеством, так и исключение несертифицированного товара. Для этого надо принимать и внимательно рассматривать жалобы на продукцию или недобросовестных поставщиков, с публичным оглашением результатов.

В-третьих, следует включать в конкурсные комиссии представителей потребителей и общественности, обеспечивая их ротацию.

Для того чтобы обеспечить конкуренцию подрядчиков, необходимо широкое оповещение потенциальных поставщиков, предотвращение дискриминации в условиях тендеров, при совмещении лотов, предоставлении электронных данных. Нужно разъяснять конкурсные процедуры по разным каналам – посредством информационных листков, телефона, интернет-презентаций. Обсуждать типичные ошибки, одновременно установив шкалу снижения баллов за них: за одни – не допускать к конкурсу, за другие – просто увеличивать условную цену на определенный процент. Также должна быть публичная информационная система госзакупок для контрактов стоимостью более 4 млн тенге. Следует издавать мониторинговые отчеты, проводить анализ того, какие госорганы злоупотребляют ценовыми предложениями, несостоявшимися конкурсами, высокими ценами на обычные товары. Для развития МСБ надо резервировать для него часть госзаказа (20%) и делить крупные лоты на несколько мелких.

Чтобы предотвращать сговор и коррупцию, нужно назначать на должности распределения госзаказа независимых лиц, подотчетных Счетному комитету, проводить ротацию этих кадров, ввести публичные декларации об активах и доходах всех лиц, имеющих отношение к принятию решений по госзакупками их родственников, проводить аудит условий конкурса на предмет выявления особых преференций отдельным поставщикам, неоправданных с точки зрения исполнения заказа, а также на предмет технических уловок для исключения других поставщиков. Необходимо ввести систему жалоб на действия заказчика, причем рассматривать их в ускоренном режиме, а также систему оспаривания решений.

Кроме того, следует снизить затраты поставщиков и заказчиков на проведение и контроль госзакупок. Это, в частности, предполагает введение упрощенной процедуры электронных торгов по контрактам менее 20 млн тенге по опыту США, Мексики, Канады и других стран, а также опять-таки наличие информационной системы с четкой и понятной рубрикацией по товарам, услугам, объемам, условиям, госорганам, примерным ценам и т.д. 

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить