Ландшафт электронной коммерции Центральной Азии: уроки пандемии

7119

Глобальная пандемия обнажила многие недостатки и несовершенства в структуре экономик центральноазиатских стран, но также раскрыла ряд возможностей для дальнейшего роста

ФОТО: архив пресс-службы

Сектор электронной коммерции (e-commerce) представляет одну из наиболее стремительно развивающихся и перспективных сфер, способных в кратчайшие сроки сократить экономический разрыв между странами, открыть новые рынки сбыта и улучшить положение малых и средних предприятий (МСП).

Сегодняшний ландшафт e-commerce почти неузнаваем по сравнению с тем, как он выглядел чуть больше года назад. Во всем мире пандемия привела к тому, что онлайн-торговля оказалась в центре внимания и стала необходимостью для большинства игроков рынка. Глобальный кризис не только перекроил традиционные паттерны ритейла, но и стал толчком для трансформации многих секторов, поставив цифровизацию во главу угла. Закономерно и ускорение распространения, а также роста электронной коммерции в таких странах Центральной Азии, как Казахстан, Узбекистан, Кыргызстан, Таджикистан и Туркменистан.

Постковидное состояние и перспективы развития e-commerce

Изучению постковидного экономического восстановления в Центрально-Азиатском регионе была посвящена исследовательская конференция Института Центральноазиатского регионального экономического сотрудничества (ЦАРЭС), прошедшая онлайн весной этого года. Актуальной темой стала перспектива развития сферы электронной коммерции в Центральной Азии как одной из наиболее стремительно развивающихся и перспективных индустрий.

По уровню развития электронной коммерции Казахстан значительно опережает соседей благодаря относительно развитой законодательной системе, открытости международным инвестициям, равной защите прав и законных интересов потребителей, предшествовавших пандемии. Однако Узбекистан также предпринимает усилия по ускоренному развитию этой отрасли, предлагая компаниям, задействованным в этом секторе, более выгодные условия ведения бизнеса. Главный научный сотрудник Центра налоговой политики Института финансовых исследований РФ Николай Милоголов, один из участников конференции Института ЦАРЭС, приводит положительный пример Узбекистана, где электронная торговля включает не только товары (как в Казахстане), но и услуги. Кроме того, в Узбекистане также установлен более низкий порог доли дохода от электронной коммерции в общем доходе – 80%, в то время как порог в Казахстане составляет 90%. Это сделано с целью создания прав для бизнеса на особые налоговые условия.

Согласно исследованию PWC, сегмент розничной электронной коммерции за 2020 год в Казахстане вырос на 93%, а также увеличились продажи в местной валюте. Посткарантинное время в целом характеризуется увеличением сумм продаж на 65%. Милоголов отмечает, что налоговая система Узбекистана была введена через два года после системы Казахстана, что может указывать на то, что существует международная налоговая конкуренция между двумя странами в регионе. По данным российского исследователя, контекст пандемии прошлого года подтолкнул узбекистанский МСП к внедрению е-торговли. Более удручающее положение у Кыргызстана, Туркменистана и Таджикистана, где законодательная база и налоговая система менее развиты и создают препятствия для более активного развития электронной коммерции.

Ситуация с развитием электронного правительства в Центральной Азии пока что оставляет желать лучшего. Фаррух Хакимов и Шавкат Алимбеков из Центра стратегии развития Узбекистана, участники и авторы конференции Института ЦАРЭС, отмечают неудовлетворительную инфраструктуру информационно-комуникационных технологий (ИКТ), дорогостоящий доступ в интернет, низкую цифровую грамотность граждан как общие препятствия на пути к цифровизации в странах региона.

Согласно аналитической записке Института ЦАРЭС «Нормативно-правовая база для развития электронной коммерции в ЦАРЭС», страны Центральной Азии находятся на пути к созданию работоспособного законодательства и регулирования электронной коммерции. Создание специальной межведомственной группы с представителями частного сектора, координация юридических экспертиз в правительстве и другие инициативы на государственном уровне необходимы для регулирования и стабильного развития электронной коммерции. 

Будущее e-commerce

Положительные примеры Казахстана и Узбекистана могут быть взяты на вооружение другими республиками, учитывая местный опыт и особенности рынка. В своем исследовании Милоголов указывает введение налога на цифровые услуги на основе гармонизированной региональной модели как оптимальный шаг для нахождения баланса между целями мобилизации необходимых налоговых поступлений для финансирования восстановления после пандемии и созданием простых  определенных условий для иностранных цифровых платформ, работающих внутри этих экономик. Кроме того, привлечение иностранных платформ в местную экономику центральноазиатских стран имеет решающее значение для цифровой трансформации МСП и может частично компенсировать их потери из-за ограничений Covid-19.

Согласно исследованию Института ЦАРЭС «Развитие электронной коммерции в странах ЦАРЭС: текущее состояние и проблемы развития ее инфраструктуры», успешная электронная коммерция требует наличия и интеграции таких компонентов инфраструктуры, как запуск сетей 5G, повышение цифровой грамотности и качества логистики, расширение финансовой доступности и увеличение скорости платежей, разработка стратегии электронной коммерции. По утверждению Хакимова и Алимбекова, инвестиции в цифровую инфраструктуру, технологии и услуги не только помогут центральноазиатским странам подготовиться к будущим кризисам, но и определят пути ускорения инклюзивного роста. Также авторы конференции Института ЦАРЭС отмечают расширение доступа к недорогим интернет-соединениям и обеспечение безопасности данных и вычислительной инфраструктуры как основные цифровые инструменты, способствующие развитию государственных электронных платформ, цифровых финансовых услуг, цифровых навыков и новых инновационных бизнес-моделей во всех секторах.

Для дальнейшего успешного развития электронной коммерции в странах Центральной Азии необходимо понимание и взаимодействие между всеми заинтересованными сторонами, начиная от государственных чиновников, игроков частного сектора и заканчивая потребителем. Как отмечают исследователи Института ЦАРЭС, в странах Центральной Азии существует значительный потенциал для дальнейшего успешного развития электронной коммерции. И время пандемии показало возможности для роста. Необходимые меры экономической политики и стратегии для улучшения внутренней и трансграничной электронной коммерции и содействия цифровой торговле могут быть разработаны государственными органами с помощью частного сектора и партнеров по развитию, таких как в рамках программы ЦАРЭС и программы ЮНКТАД «Электронная торговля для всех».

Алия Боранбаева

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить