Куда кабмин заведет Казахстан по пути в топ-30 развитых стран

14256

Финансист Мурат Темирханов: "Воодушевленные идеями НЭП чиновники могут забросить все остальные программы развития и еще больше отдалиться от цели попасть в топ-30 развитых стран мира"

Иллюстрация: niekvandenadel.nl

У Казахстана есть цель! Великолепная цель, поставленная главой государства, - войти в топ-30 развитых стран. Остается только консолидироваться, спланировать действия и двигаться вперед. При этом задача многократно облегчена тем, что страна чрезвычайно богата природными ресурсами, и доходы от этого богатства позволяют ускорить движение вперед.

К сожалению, на этом энтузиазм заканчивается. Можно сказать, что в обществе уже появилось стойкое чувство экономического застоя. Для Казахстана мировой финансовый кризис начался 2007 и закончился в 2009, а уже в 2010 наша экономика выросла сразу на 7%. Получается, что после кризиса прошло 5 полных лет, но ощущения экономического прорыва так и нет.

Сразу после кризиса был разработан ряд стратегических государственных программ по развитью несырьевой экономики - это форсированная индустриализация, развитие агробизнеса, вторая волна приватизации, стимулирование МСБ и т.д. Таким образом, у нас в стране уже 5 лет идут серьезные структурные реформы экономики. Но где результаты? Уже очевидно, что за это время ничего форсированного в индустриализации не произошло. И только государственные коммерческие активы ФНБ «Самрук-Казына» и других национальных холдингов значительно выросли (то есть возросла доля государства в рыночной экономике). Можно констатировать: на начало посткризисного периода экономика Казахстана была практически полностью зависима сырья. Сегодня ситуация не улучшилась и даже стала немного хуже.

Так почему мы пять лет топчемся на месте? Ответов на этот вопрос много, но я хотел бы остановиться на главных.

У кабмина сбиты прицелы

Глава государства в своих посланиях и стратегических документах чётко обозначил цели и свое видение будущего нашей страны. Здесь вопросов нет, но они возникают, когда правительство начинает преобразовывать поставленные цели в конкретные показатели. Еще больше вопросов появляется, когда непонятные показатели материализуются в еще более непонятные планы действий. Затем планы по структурному изменению экономики, включающие временами вполне неплохие элементы, просто не выполняются, и никто в правительстве не несет за это ответственность. Приведу несколько примеров. Начну с непонятных задач правительства.

Сначала Нурсултан Назарбаев поставил цель о вхождении РК в топ-30 развитых стран. Затем правительство уточнило термин «развитости» страны: по его версии, «Казахстан в 2050 войдет в число 30 самых развитых стран мира по уровню доходов граждан и качеству жизни населения, с производительной и устойчивой экономикой». Уже по одному этому определению ясно, что кабмин ведет нас не туда.

Что такое производительность экономики? Это ВВП страны, поделенный на количество работающего населения. Но сырьевому Казахстану равнение на этот показатель не поможет. Например, при долгосрочных ценах на нефть выше $200 мы легко сможем попасть в 30 развитых стан не за 36 лет, как планируется, а всего за 5. С другой стороны, в случае долгосрочных цен на нефть ниже $60 мы так же быстро можем скатиться во вторую сотню государств по уровню доходов и качеству жизни населения. То есть вся производительность нашей экономики просто упирается в цены на нефть.

Устойчивость нашей экономики тоже целиком зависит от сырья. Например, сейчас настали непростые времена, и мы тут же полезли в нефтяную кубышку – Нацфонд – для поддержания устойчивого роста. А что бы мы делали, не будь у нас нефти?

Самой главной ошибкой кабмина является отсутствие фокуса на конкурентоспособности несырьевой экономики. В «Концепции по вхождению Казахстана в число 30 самых развитых государств мира», разработанной правительством, отсутствуют системные планы в этом направлении. В документе есть запланированные мероприятия по развитию отдельных элементов конкурентоспособности, например, развитие человеческого капитала, развитие инфраструктуры и наукоёмкой экономики и т.д. Однако, если взять признанные во всем мире рейтинги конкурентоспособности, становится понятно, что стране нужно развивать не менее 100 факторов, которые охватывают все стороны развития.

Аспекты конкурентоспособности по рейтингу IMD

Экономическая деятельность

Эффективность бизнеса

Внутренняя экономика

Производительность и эффективность

Международная торговля

Рынок труда

Внешние инвестиции

Финансы

Занятость

Практика менеджмента

Цены

Отношения и ценности

Эффективность правительства

Инфраструктура

Государственные финансы

Базовая инфраструктура

Фискальная политика

Технологическая инфраструктура

Институциональная среда

Научная инфраструктура

Законодательство бизнеса

Здравоохранение и окружающая среда

Общественный строй

Образование

Источник: Ежегодный рейтинг глобальной конкурентоспособности (The IMD World Competitiveness Yearbook) — глобальное исследование и сопровождающий его рейтинг стран мира по показателю экономической конкурентоспособности по версии Института менеджмента (Institute of Management Development).

Казахстанская же Концепция охватывает лишь 30-40% от того, что нужно сделать, чтобы стать по-настоящему развитой несырьевой страной. Приведу пример.

В 2010 стартовала первая пятилетка индустриализации, основанная на развитии государственных компаний и поддержке отечественного производителя. Через 4 года правительство очухалось и наконец-то поняло, что без прямых иностранных инвестиций (ПИИ) не будет никакой индустриализации. В середине 2014 были предприняты беспрецедентные государственные меры по привлечению и стимулированию ПИИ. Но почему премьер Карим Масимов не предпринял их, когда только начинал программу индустриализации? Получи такие преференции иностранные инвесторы раньше, индустриализация действительно стала бы форсированной. То есть в результате бессистемного подхода страна потеряла целых 5 лет.

Теперь у властей есть еще одна обозначенная президентом цель – новая экономическая политика. Сама по себе она хороша, но как будет действовать правительство? Учитывая прошлый опыт, а также склонность чиновников к кампанейщине, можно предположить, что и кабмин, и другие исполнительные органы бросятся строить инфраструктуру и прочие составляющие НЭП и напрочь забудут обо всем остальном. Сейчас каждый уважающий себя госслужащий считает своим долгом сказать что-то в духе: ««Нұрлы жол» четко обозначил основные приоритеты». Получается, что другие факторы конкурентоспособности уже отодвинуты на второй план. В результате такого подхода мы опять потеряем насколько лет в нашем движении к топ-30.

На ручном управлении далеко не уехать

В экономической теории для богатых природными ресурсами стран есть два варианта процветания: унаследованное и созданное.

Унаследованное процветание связано с наличием природных ресурсов. Такое процветание является временным, так как ограничено размером этих ресурсов. В экономике подобного рода главное лицо - это государство как собственник и распределитель богатств от продажи полезных ископаемых.

Созданное процветание страны может быть достигнуто только за счет ценных продуктов и услуг, создаваемых компаниями. Такое процветание является неограниченным и постоянным, поскольку основывается на способностях компаний создавать и поддерживать свою инновационность и конкурентоспособность. В такой экономике главную роль играют компании, а не правительство. А основная задача государства – создать условия для развития частных компаний.

Очевидно, что Казахстан сегодня живет за счет «наследства», а главная цель Стратегии «Казахстан 2050» - окончательный и бесповоротный переход к созданному процветанию. Но важно, что две модели развития подразумевают совершенно разную роль государства в экономике. Чтобы перейти к созданному процветанию, правительству нужно полностью изменить свое мышление и идеологию, поскольку коренным образом должна измениться сама модель государственного управления рыночной экономикой. Но прогресса в этом направлении тоже не видно.

Простой пример. На расширенном заседании правительства 14 февраля 2014 президент принял крайне важное решение – довести к 2020 долю государственной собственности до уровня стран ОЭСР - 15% от ВВП. С учетом того, что сейчас эта доля составляет не менее 60%, выполнение этого поручения — невероятно сложная задача. Однако прошел уже без малого год, а кабмин так и не удосужился объяснить, как собирается выполнять поручение. По всей видимости, у министров другие приоритеты.

Как дойти до цели

Во-первых, необходим системный подход к развитию конкурентоспособности несырьевой экономики Казахстана. Необходимо кардинально переделать правительственную «Концепцию по вхождению Казахстана в число 30 самых развитых государств мира».  Перечень задач концепции должен включать абсолютно все факторы повышения конкурентоспособности несырьевой экономики. К каждому фактору должен быть «привязан» четкий план действий, отвечать за исполнение которого должно конкретное лицо. Ежегодно правительство должно отчитываться по каждому показателю конкурентоспособности перед парламентом. Ответственные лица, допустившие невыполнение плана, должны строго наказываться.

Такая система позволит нам получить уверенность, что правительство на пути к заветной цели ничего не упустило, четко понимает, что надо делать и несет реальную ответственность за невыполнение своих планов.

Во-вторых, необходимо проверять проекты каждого нормативно-правового документа и каждой стратегические госпрограммы на их возможное негативное влияние на факторы конкурентоспособности.

Это серьезная проблема. Например, сейчас мы активно применяем схемы субсидирования бизнеса. При этом есть множество исследований в разных странах, согласно которым любое государственное субсидирование частного бизнеса в любых секторах экономики вредно. Возьмем нашу программу агробизнеса: государство уже давно субсидирует процентные ставки, прощает и растягивает кредиты, но на самочувствии сектора это не сказывается. К сожалению, правительство так и не может понять: вместо того, чтобы субсидировать процентные ставки по кредитам, нужно снижать инфляцию. Если мы хотим, чтобы банки давали кредиты под 6%, нужно обеспечить инфляцию на уровне 1-2%. А Казахстан сегодня, согласно Индексу глобальной конкурентоспособности, находится по уровню инфляции на 107 месте из 144.

В-третьих, необходимо создать государственную программу по форсированному снижению роли государства в экономике и по коренному изменению принципов государственного управления экономикой.

В-четвертых, важно сконцентрироваться на эффективности государственных затрат и инвестиций, направленных на развитие экономики. Необходимо добиться, чтобы каждый тенге, потраченный на развитие, давал максимальную отдачу. В «тучные» годы наше правительство расслабилось, и отдача от госинвестиций была плачевной. Сейчас такого допускать нельзя. Также крайне важно, чтобы абсолютно все государственные расходы и инвестиции проходили только через бюджет. У нас же бюджет контролирует лишь часть государственных расходов и активов. Громадные государственные инвестиции идут напрямую из Нацфонда и государственных институтов (ФНБ «Самрук-Казына», НУХ «Байтерек», «КазАгро»). Отсутствие общественного контроля за такими инвестициями приводит к высокой неэффективности и прямому разбазариванию государственных средств.

Примечание. Автор подчеркивает в письме в редакцию, что изложенное им является только его личной точкой зрения.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить