Кто пострадает в Казахстане от введения налога с продаж

Сферы экономики, для которых введение налога с продаж будет иметь негативный эффект, перечислил директор BRB Invest Галим Хусаинов

Фото: rostov.press

Базовым принципом налогообложения является принцип справедливости, который подразумевает равную налоговую нагрузку на любого экономического агента. Эксперты давно признали, что налог с оборота (почему-то в Казахстане его решили назвать налогом с продаж) является одним из самых несправедливых налогов, который не несёт никакой пользы, кроме простоты сбора.

Такое положение дел говорит лишь о том, что ленивый чиновник просто не хочет работать, а до эффективности этого вида налогообложения никому нет дела; главная задача – наполнить казну, а не развивать экономику.

Хочу пояснить, почему я придерживаюсь именно такой позиции.

Сегодня налоги являются не только источником пополнения бюджета, но и стимулятором экономики. Различные виды налогов поддерживают одни отрасли или направления и ограничивают другие.

1. Введение налога с продаж поддерживает сырьевые отрасли и убивает высокотехнологичные.

Любое сырьё проходит определённые стадии переработки. Каждая последующая стадия будет давать дополнительную нагрузку в виде 5% налога, и чем глубже будет переработка, тем выше – налоговая нагрузка. Это касается, в первую очередь, нефтехимии, которую так хочет развивать Казахстан.

Политика страны – стимулировать производство продукции высокого передела. Но введение новой системы налогообложения сделает конечный товар слишком дорогим и неконкурентным. В результате будет страдать индустриализация.

Думаю, НПП РК «Атамекен», в состав которой входят различные производственные компании, может сделать точные расчёты.

2. При введении налога с продаж пострадают экспортёры.

Сейчас экспортёры имеют право на вычет входного НДС, то есть при поставке продукции за рубеж государство возмещает им этот налог. Это означает, что себестоимость экспортной продукции не содержит косвенные налоги.

Налог с продаж, который не возмещается, будет «сидеть» в материалах и услугах экспортных товаров, делая их дорогими и неконкурентоспособными. Притом что в планах государства – создавать и всячески поддерживать экспортоориетированные производства.

3. При введении налога с продаж могут подорожать импортные товары.

Что делать с товарами, которые Казахстан импортирует? Будут ли они облагаться НДС? Если да, то фактический налог на импорт составит 17% (12% - НДС и 5% - налог с продаж, так как в основном эти товары закупают оптовики).

С другой стороны, те, кто импортирует товары для производственных нужд, будут платить НДС, который не возмещается, а это опять приведёт к удорожанию товара. Есть риск увеличения «серых» продаж, так как 17% - это много.

Если НДС на импорт будет отменён, казахстанские производители окажутся в неравных условиях. Готовая продукция, например, российского производства будет облагаться таксой в размере 5%, а казахстанского – 15%.

Объясню, как я получил эту цифру. 5% - это сумма налога, которую заплатит продавец с оборота. Для примера возьмем производство ГСМ. Нефтедобытчик заплатит 5% процентов с оборота и продаст сырьё нефтетрейдеру. Тот заплатит 5% за переработку и транспортировку и продаст ГСМ розничному продавцу. Последний, залив бензин в бак автовладельца, заплатит ещё 5%.

4. При введении налога с продаж пострадает малый и средний бизнес.

МСБ – основа любого развитого государства. Мобильность и новаторство малого и среднего бизнеса позволяют расширять линейку товаров. Но с внедрением налога с продаж крупные компании, имеющие полный цикл производства, будут иметь преимущество перед мелкими производителями.

Возьмём для примера мелкого производителя колбасы и крупного фермера, который занимается выращиванием скота, забоем и переработкой мяса. Фермер, создав конечный продукт, не заплатит налог с оборота, поскольку сам переработал мясо, а небольшой производитель будет покупать мясо, в котором уже будет сидеть налог, и оно обойдётся дороже на 5%.

Это приведет к уменьшению числа субъектов МСБ и монополизации рынка большими игроками.

5. При введении налога с продаж пострадают сельские жители.

Крупные игроки могут продавать продукцию в больших городах, минуя посредников. Но поставить товары в сельскую местность без участия ретейлеров невозможно. Каждое звено этой цепи будет платить пресловутые 5%, поэтому товары на селе подорожают.

6. При введении налога с продаж вырастет доля теневой экономики.

Пытаясь уклониться от уплаты налогов, бизнесмены будут придумывать различные схемы, особенно на второй-третьей стадиях переработки и продажи. Станут популярны различные схемы давальческой переработки, передачи на реализацию товара и т д. Налоговики, конечно, будут бороться с этим явлением. Вероятно, фискалы будут ссылаться на международные стандарты финансовой отчётности (МСФО) по признанию выручки.

Такие риски ожидают нас при введении налога с продаж. Все страны уходят от этого, а мы зачем-то возвращаемся к атавизму.

FЕсли вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Об авторе


Директор ТОО "BRB Invest"

 

Статистика

8410
просмотров
 
 
Загрузка...