Кто не рискует

4962

Внутри банковского сектора крепнет единство мнений относительно сути надежного управления рисками, но осуществление такового на практике пока сложная задача

фото: Visage/StockByte RF/fotobank.ru

38 банков второго уровня в настоящее время осуществляют деятельность в Казахстане. Для почти 17-миллионного населения это солидное число, но вполне обычное, если сравнивать с другими странами СНГ. Финансовый кризис 2008–2009 годов не обошел стороной Казахстан, серьезно пошатнув его финансовый рынок и экономический рост. И хотя страна в значительной степени смогла восстановиться после спада в экономике, в секторе финансовых услуг остались «следы» в виде высокого процента безнадежных кредитов.

Кризис помог осознать, насколько важно согласовывать инициативы по развитию бизнеса с задачами управления рисками, чтобы не принять на себя чрезмерные риски. Он ускорил процесс внесения изменений в регулирующие документы и принципы государственного надзора. «Делойт» определил четыре фундаментальных фактора, которые особенно важны при рассмотрении практики управления рисками в Казахстане. А именно: изменения в соответствующем законодательстве; организация управления рисками; отчетность и работа с данными; культура управления рисками. 

Что изменилось

Последние несколько лет были отмечены целым рядом масштабных изменений в соответствующей законодательной базе разных стран. Основные реформы были направлены на создание более стабильной и прозрачной финансовой системы. С нормативно-правовой средой связаны самые большие трудности, с которыми сталкиваются финансовые институты. В государствах и юрисдикциях по всему миру, в том числе в Казахстане, были введены новые требования к капиталу, отчетности и компенсациям.

Так, недавно в Казахстане были инициированы, помимо прочих, некоторые инструменты регулирования банковского сектора. Среди них Базельское соглашение III, которое будет внедряться поэтапно и повлечет требования более высокого качества и размера капитала, а также большей ликвидности. К этим же инструментам можно отнести введение Нацбанком условия для всех банков по снижению доли невозвратных кредитов. Кроме того, повышены требования к собственному капиталу банков. Последним также предъявлены новые нормы в отношении системы управления рисками и средств внутреннего контроля, которые должны быть выполнены к 1 января 2015 года (Инструкция №29).

Несмотря на уже вступившие в силу и объявленные значительные изменения в законодательстве, банки должны быть готовы к дальнейшему развитию событий, ведь ожидается, что законодатели, в том числе международные, равно как и другие заинтересованные стороны, могут повысить планку в отношении управления рисками в секторе финансовых услуг.

Изменение действующей модели 

Изменения в законодательной базе привели к серьезным испытаниям для моделей ведения банковского бизнеса. Пересмотр стратегии управления в условиях неопределенности сложен и отнимает огромное количество времени у топ-менеджмента. В сравнении с докризисным периодом во всем мире возросло внимание правлений банков и их комитетов к управлению рисками. Определенные улучшения в этом вопросе можно отметить в Казахстане. Но в целом, чтобы соответствовать международным стандартам, банкам страны еще предстоит поработать над целым рядом вопросов – участия высшего руководства в управлении рисками, надзора со стороны правления за этой функцией, ответственности и полномочий отдела управления рисками.

Отчетность и управление данными 

Как показывают исследования «Делойт», в глобальной банковской индустрии назревает необходимость реорганизации операционных процессов, отчетности и управления данными. Это позволит более эффективно отбирать сведения для заинтересованных лиц и представлять их в формате, который требуется по закону и наиболее удобен для тех, кто принимает решения в самом банке. Не является исключением и Казахстан, где БВУ сталкиваются с законодательными требованиями в отношении внедрения средств внутреннего контроля и управления рисками. Может возникнуть нежелательная тенденция, когда банки будут все больше сосредоточены на формальном соответствии этим требованиям, нежели на действительной реализации процессов управления рисками, формирования отчетности и распределения ответственности внутри института.

Культура управления рисками

Глобальные тенденции свидетельствуют о возобновлении внимания к так называемой культуре риска, а именно к поддержанию некоего баланса между культурой штата, который стремится наращивать объем продаж, и культурой ведения бизнеса, которая ставит риски во главу угла. Поддержание такого баланса является пока одной из основных трудностей в организации бизнеса. Упомянутая тенденция не столь заметна в Казахстане в связи со спецификой местного рынка. 

Что ждет впереди

Хотя внутри банковского сектора крепнет единство мнений относительно того, что такое надежное управление рисками, определение его принципиальных параметров по-прежнему вызывает трудности. В банковской среде есть понимание того, что необходимо формировать устойчивую культуру управления рисками, разрабатывать, обсуждать и внедрять эффективную систему управления рисками, усиливать роль правления банков и его комитетов в этой работе, роль основного риск-менеджера. Однако реализовать на практике эти рекомендации по-прежнему сложно.

Исходя из уровня зрелости процессов управления рисками в Казахстане, законодательных требований, ожиданий со стороны заинтересованных лиц и общественности, следует рассмотреть ряд задач. Во-первых, это объединение ключевых заинтересованных лиц с целью оценки действующей модели управления рисками в банках и построения действенной структуры управления. Во-вторых, определение лидирующей роли совета директоров и высшего руководства банка в управлении рисками и поощрение культуры, основанной на понимании важности управления рисками на всех уровнях ведения банковского бизнеса. В-третьих, в целях внедрения эффективной структуры управления – разработка верного формата предоставления информации с учетом специфики целевой аудитории. В-четвертых, согласование новых программ с уже существующими процессами управления рисками. В-пятых, построение системы отчетности для отслеживания соблюдения требований и оценки достижения целей. В-шестых, регламентирование роли основного риск-менеджера, комитетов по управлению рисками, менеджеров отделов, высшего руководства и внутреннего аудита в рамках новой модели. Сведение к минимуму дублирования функций или, напротив, их упущения при регламентировании работы комитетов правления. В-седьмых, распределение ответственности исполнителей за результаты деятельности и информирование о последствиях несоблюдения требований. В-восьмых, при необходимости обновление качества данных по рискам и технологической инфраструктуры. И, в-девятых, периодическая оценка того, соответствует ли структура управления рисками нормативно-правовой базе и ожиданиям заинтересованных сторон.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить