Так ли необходимо ли увеличение ставок налогов в 2020 году в Казахстане?

10203

По данным Комитета госдоходов, за январь – май 2020 в бюджет поступило 4,3 трлн тенге налогов и сборов, что на 14,8% ниже в сравнении с аналогичным периодом прошлого года

ФОТО: © Depositphotos.com/racorn

Почти на треть уменьшились налоги и другие платежи нефтяного сектора в Нацфонд – с 1,4 трлн до 1,03 трлн тенге соответственно.

По мнению экономического обозревателя Сергея Домнина, снижение доходов бюджета произошло достаточно критичное:

- По состоянию на апрель Минфин прогнозировал выпадение доходов в размере чуть менее 2 трлн тенге, при этом расходная часть увеличивалась за счет дополнительных расходов на антиэпидемиологические мероприятия и программы стимулирования экономики. Даже с учетом увеличения трансферта до 4,8 трлн тенге в стране сохраняется достаточно большой дефицит бюджета – около 2,4 трлн. Чем меньше правительство берет из Нацфонда, тем больше ему придется занимать и тем выше будут расходы на обслуживание долга в следующие периоды. Особенно если этот долг будет инвалютным.

По словам эксперта, вероятно, что коррекция цен на нефть в мае - июне обнадежила Минфин относительно прогноза доходов, но кардинально ситуацию не изменила:

- Новый локдаун может вызвать новые расходы бюджета, причем нет уверенности, что июльский локдаун – последний. По докризисным расчетам, бюджет должен был быть сверстан с общим дефицитом в районе 2,1% к ВВП и ненефтяным в районе 7,0%. Кризис внес коррективы: общий дефицит в этом году будет ближе к 3,5% к ВВП, ненефтяной – к 10,8%.

Прогрессивная ставка ИПН

В феврале этого года Международный валютный фонд опубликовал доклад по налогам на трудовые ресурсы в Казахстане, которые, по словам исследователей, «несмотря на сравнительно низкий уровень собираемости в настоящее время обладают потенциалом стать важным источником бюджетных доходов без учета нефти».

Исследователи отмечают, что, хотя ставка каждого налога и взноса в отдельности сравнительно низкая, комбинированная эффективная ставка налога на трудовые ресурсы высока. Докладчики рассматривают введение прогрессивной шкалы ИПН как вариант для увеличения собираемости налогов на трудовые ресурсы. Совокупные налоги и обязательные взносы составляют в сумме от 22 до 31% валовых доходов, без учета введенного в 2020 году взноса ОСМС в размере 1%. В документе упоминаются дополнительные 5% отчислений в пенсионный фонд, уплачиваемые работодателями, которые планировалось вводить в 2020, но позже были отложены до 2023-го. Эти новые взносы увеличат совокупное налоговое бремя работника.

Отдельно затрагиваются самостоятельно занятые, коих в экономике, по данным МВФ, почти 25% занятого населения, однако налогов от декларируемых самостоятельно занятыми доходов всего примерно 9–11% от общих поступлений ИПН. В частности, рекомендуется ограничение в использовании фиксированных платежей и регистрации индивидуального предпринимательства. Кроме этого, предлагается администрирование других источников дохода, сведения о которых могли бы предоставлять фискальным органам третьи стороны: организации, выплачивающие доход (в случае процентов и дивидендов), и организации, обрабатывающие или регистрирующие операции (прирост стоимости капитала).

При введении прогрессивной шкалы ИПН важна система вычетов из доходов, ведущая к снижению налогооблагаемой базы, подчеркивает экономист Жарас Ахметов. Выгода государства в вычетах может быть в стимулировании потребления казахстанской продукции и услуг.

Возможное увеличение ставок НДС и КПН

В июне этого года СМИ стало известно о предложениях рабочей группы по совершенствованию Налогового кодекса и увеличению госдоходов. В числе инициатив, в частности, упоминается и повышение НДС с 12 до 16% и КПН с 20 и 24%.

По словам Домнина, самый важный вопрос – с какого периода планируется повышать ставки налогов? Если уже в этом году, то это не самая логичная мера.

- Сейчас экономика находится в кризисе, ВВП упадет более чем на 3%. В этих условиях такие меры, как повышение ставки НДС, снижение порога для постановки на НДС, повышение КПН, приведут лишь к еще большему замедлению деловой активности, особенно в той части малого и среднего бизнеса, которая является плательщиком НДС, и отобьет интерес малого и микробизнеса, работающего «по упрощенке», к росту. Понятно, что Минэкономики, в зоне ответственности которого находятся эти новации, может видеть картину иначе: например, они могут аргументировать, что основными плательщиками НДС и КПН являются крупные компании, а для них повышение на несколько процентных пунктов будет мало ощутимо. Но и крупный бизнес сейчас не в лучшей форме: многие большие компании сворачивают или откладывают инвестпроекты, выводят часть персонала на «удаленку». Это значит, что у них есть проблемы с ликвидностью, и логичнее было бы снизить НДС, чтобы оставить больше ликвидности в обороте, – считает эксперт.

В целом правительство перебрало весь стандартный набор мер поддержки: освобождение или отсрочка от налогов, перенос сроков сдачи отчетности, правительство стимулирует спрос через госпрограммы инфраструктурного строительства и стимулирования частного потребления, констатирует Домнин.

- Вопрос в масштабах и качестве реализации этих программ. Есть опасения, что программы поддержки не охватят большую часть пострадавших предприятий – деньги получат строительные компании, которые продолжат расти даже в этом кризисном году, а МСБ из сферы услуг, который сильнее всего пострадал от локдауна, окажется за бортом. Между тем ему бы помогли, например, беспроцентные кредиты или гранты на поддержку части рабочих мест. Налоговые каникулы станут в принципе неэффективной мерой для малых предприятий из тех отраслей, где обороты упали на 50% и больше, – их проще полностью освободить от всех налогов и внебюджетных платежей до конца года, – говорит Домнин.

Что касается КПН, то уровень, на который предлагается повысить этот налог, не так уж и высок:

- Раздражителем для инвесторов в данном случае может стать не новая ставка налога, а сам факт, что правительство РК может внезапно, в абсолютно не располагающей к этому ситуации повысить налог на доходы, при этом не предложив ничего взамен – никакой компенсации, переходного периода, налогового маневра и так далее.

До объявления пандемии правительство ставило целью повышение уровня собираемости налогов. «К 2025 году мы должны увеличить долю налоговых поступлений к ВВП до 25%. Сейчас она составляет 17%. Это огромные цифры; дополнительные доходы составят 5,4 трлн тенге», – было заявлено вице-министром финансов Русланом Енсебаевым на сайте Всемирного банка в феврале 2020. В то же время в июле президент Токаев сказал, что «в условиях, когда нужно оживлять экономику, механическое увеличение налогов может серьезно ухудшить и без того непростую социально-экономическую ситуацию».

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить