Казахстанские стройкомпании хотят вернуть своё министерство

7884

По программе «Доступное жилье – 2020» Казахстану необходимо через 6 лет выйти на объем строительства в 10 млн кв. м в год. В 2013 этот показатель оказался равен 6,843 млн кв. м. О возможных путях достижения поставленной цели и проблемах сектора корреспондент Forbes Kazakhstan поговорил с президентом «Элитстройгрупп» Кайратом Оразбековым

Фото: Андрей Лунин
Кайрат Оразбеков.

F: Кайрат Айтмолдаевич, каковы, на ваш взгляд, перспективы рынка социального жилья?

– Рынок недвижимости Казахстана можно поделить на четыре класса. Первые два – премиум и коммерческая недвижимость. Доступное и социальное жилье – это 3-й и 4-й. Последние два практически не охвачены ни финансовыми институтами, ни крупными строительными компаниями, хотя в них как раз заинтересована большая часть граждан. Вот этот сегмент сейчас надо охватить и обеспечить жильем – доступным и качественным. Для нас это, а также снижение социальной напряженности среди населения - перспективная точка роста

Именно эту задачу и ставит перед нами государство. Если рассматривать реальный ценовой диапазон, в котором надо предоставлять жилье 3-го и 4-го класса, то это, на мой взгляд, $1000–1150 и $700–800 за «квадрат», соответственно.

На данный момент только 25% населения страны может позволить себе недвижимость 3-го и 4-го класса. Остальные казахстанцы, нуждающиеся в крыше над головой, должны быть обеспечены ею в рамках программы «Доступное жилье – 2020». Но для этого необходимо решить целый комплекс проблем…

F: Каких конкретно?

– Во-первых, есть препятствия в действующем Законе «О долевом участии в жилищном строительстве». Это краеугольный камень, который на текущий момент вместо того, чтобы быть точкой опоры, выступает неким тормозом развития. Те поправки, которые вводились во время кризиса, были приняты на некоем отрицательном эмоциональном фоне. Сегодня же они только мешают государственно-частному партнерству.

«Элитстройгрупп» в этом году заканчивает строительство ЖК «Асыл Арман» площадью в 265 тыс. кв. м. Это отличный пример государственно-частного партнерства, когда мы работали совместно с Фондом недвижимости «Самрук-Казына» (ФНСК). Параметры финансирования проекта: 80% со стороны государства и 20% – с нашей. Первая очередь объекта будет сдана к середине, вторая – к концу этого года. При этом уточню: данный проект был начат еще до последних изменений в законодательстве, и мы смогли успешно воплотить его в реальность. Посему сейчас необходимо четко понимать: для того, чтобы поднять строительную отрасль, очень важно установить партнерские отношения между государством и бизнесом.

F: Как можно понять, проблемы носят в основном финансовый характер?

– Именно. Объемы поставленных задач несоразмерны с теми ценами, которые предложены МИО, и, по правде говоря, в сектор социального строительства никто при нынешних условиях не вложит и копейки, потому что не обеспечен приемлемый компромисс между ценами госпрограмм строительства социального жилья и рыночной мотивацией строительных компаний. Убежден: когда этот баланс будет достигнут - тогда и произойдет рывок в строительной отрасли. А призывать бизнес, занятый в жилищном строительстве, к необоснованному разделению социальной ответственности с государством – это не выход из ситуации.

По госпрограммам заложенная цена за квадратный метр 4-го класса – 90 тыс. тенге, или около $500. Смогут ли строительные компании возвести жилье по такой цене в чистовой отделке – большой вопрос.

Да, возможно, после кризиса они «голодают» и возьмутся за любой проект. Но, если мы не хотим, чтобы качество застройки сильно упало или чтобы застройщики опять, осознав, что «не потянут», начали уходить за рубеж, надо садиться за стол переговоров.

Диктуемый ныне ценовой диапазон вкупе с девальвацией приведет к банкротству большинства строительных компаний: если своевременно не принять необходимые решения, немногим повезет уйти «при своих». Нужно, чтобы само государство стало реальным регулятором и начало активно инвестировать в строительный сектор, защищать свою строительную отрасль от девальвационных и иных форс-мажорных процессов.

F: Как государство может поддержать стройкомпании в возведении доступного жилья?

– Необходимо стимулировать и поддерживать строительство доступного жилья, чтобы привлечь крупные строительные компаний и инвесторов. Возместить инфляционные и девальвационные затраты, то есть индексировать их. Разработать более приемлемые механизмы государственно-частного партнерства. Упростить разрешительно-согласовательные процедуры для участников строительства социального жилья.

Если мы хотим строить действительно социальное жилье, то и подходить к нему должны соответственно. В апреле пройдет обсуждение соответствующего законопроекта в парламенте, и мы надеемся, что необходимые механизмы будут выработаны.

F: Ну, а Жилстройсбербанк (ЖССБ) может помочь в этом деле?

– На мой взгляд, работа таких финансовых институтов по социальному жилью должна быть построена в двух направлениях. Во-первых, со стороны спроса, а во-вторых, со стороны предложения. Складывается впечатление, что программа доступности жилья реализуется участниками процесса методом проб и ошибок. Сам ЖССБ не строит жилье и по программе не может приобретать жилье 4-го класса или поощрять потребительский спрос, так как жилье ценой $1000 за кв. м не является социальным. Требуется пересмотр социальной политики банка. Этот институт должен стимулировать спрос со стороны населения, поддерживать его. Он должен быть проводником средств от государства к людям, чего сейчас не наблюдается.

F: Насколько реально выйти на показатель в 10 млн кв. м к 2020?

– Вполне реально, если нас поддержат. Однако это не предел. К примеру, в Европе ежегодно вводится 1–1,2 кв. м на каждого жителя. Мы вводим 6,8 млн кв. м, это получается примерно 39,8 кв. см на каждого казахстанца. 10 млн кв. м – это всего лишь 58 кв. см на душу населения Чтобы выйти на большие мощности, нужно подходить к решению проблем рынка комплексно.

Суммируя обозначенные проблемы, хочу сказать: ввиду их масштабности считаю целесообразным вернуть Министерство строительства как единый орган контроля, который бы системно решал задачи развития жилищного строительства и занимался обеспечением населения доступным жильем.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить