Казахстан привязал тенге к нефти

17911

Введение плавающего курса национальной валюты РК, означающего её привязку к стоимости «черного золота», ознаменовал победу «партии экспортёров», но не открыл ясных перспектив другим субъектам экономики

Переход к тонущему курсу

Государство не изменило своему правилу о проведении девальвации тенге резко, одномоментно, без предупреждения и без упоминания самого слова «девальвация». Если в феврале 2014 она именовалась «корректировкой курса», то сейчас – «переходом к плавающему курсу».

Более того, данный шаг преподносится не как разовое вынужденное решение, а как осмысленная реформа, новая экономическая и денежно-кредитная политика. Употребляются такие красивые определения, как «системная» и «структурная». Но давайте разберемся, в чём здесь новизна, и в чем, собственно, экономическая политика. 

У политики должна быть чёткая и понятная цель, рассчитанная если не на долгосрочный, то хотя бы на среднесрочный период.

Какова же цель перехода к плавающему курсу? Если правительство хочет перейти на полностью свободное формирование стоимости тенге, на основе исключительно  рыночных факторов спроса и предложения, то это утопия. Такую роскошь могут позволить себе лишь страны с устоявшейся сложноорганизованной экономикой. У нас её структура очень примитивна – извлечение сырьевой ренты и её распределение путем оборота через иные отрасли. При таком раскладе курс национальной валюты станет полностью зависимым от стоимости нефти. Фактически переход к плавающему курсу именно это и означает.

А поскольку нефть является одним из наиболее волатильных индикаторов, то наш «петротенге» ожидает такая же участь – непрерывные скачки. Но в подобных условиях невозможно вести долгосрочные инвестиционные проекты, да и просто очень сложно жить. Наевшись такой «свободы», большинству субъектов экономических отношений вскоре захочется стабильности, а плавающий курс её обеспечить не может. Ну какой может быть равновесный курс в экономике, которая находится в жёсткой сцепке с колебаниями сырьевых цен?!

Поэтому рано или поздно правительство и Нацбанк заявят о необходимости введения фиксированного коридора курса тенге. Этого не произойдёт только в том случае, если в течение пары лет в Казахстане удастся создать сильную диверсифицированную экономику с развитым несырьевым сектором, что в наших сегодняшних условиях похоже на фантастику.

Пора играть по правилам

Поэтому в случае с регулированием курса тенге мы имеем дело не с какой-то последовательной политикой. Вместо неё есть набор разрозненных ситуативных действий, которые являются производной от  изменения обстоятельств на рынке и, главное, интересов различных групп влияния.

Не случайно глава государства, проводя в четверг, 20 августа, совещание с предпринимателями, подчеркнул: переход к плавающему курсу – «вынужденная мера», принятая «по просьбе экспортеров, Национальной палаты предпринимателей «Атамекен», малого и среднего бизнеса». 

Внятной валютной политики как не было, так и нет, но она нужна. Невозможно дальше вести бизнес в условиях непредсказуемой и непоследовательной политики обменного курса, и переход в свободное плавание, как уже отмечалось, ничего не решает.

«Либо мы всегда будем жить тревожными ожиданиями и по ночам бегать по обменникам, либо мы уже перейдем в ту стадию, когда курс определяется рынком, более объективными обстоятельства, и население будет спокойно ночью спать, а малый и средний бизнес заниматься на основе фондирования своим бизнесом», – заявил шеф Нацбанка Кайрат Келимбетов.

Однако на деле бегать по ночным обменникам людей заставляет исключительно непоследовательная политика государства. К примеру, что означало установление валютного коридора 170-198 тенге за доллар чуть больше месяца назад, в середине июля? Зачем он был нужен и почему с такой небрежностью выброшен на свалку?

Легкость принятия решений по валютному курсу и такая же легкость их отмены порождает хроническую неопределённость и недоверие. Переход к плавающему курсу, озвученный сейчас властями, – это тоже не более чем слова, которые с лёгкостью могут быть перечеркнуты. Наверное, настала пора уже каким-то образом жёстко регламентировать процесс выработки и реализации валютной политики, обеспечивая её прозрачность, постепенность и последовательность, а также соблюдение прав всех субъектов экономических отношений, а не только отдельных групп. Население, кстати, тоже относится к числу субъектов, а не бессловесных объектов.

Об этом мы подумаем завтра

Это же относится и к экономической политике в целом. Отсутствие открытых правил игры и последовательности остается её фундаментальной проблемой. Если мы говорим о том, что курс тенге должен устанавливаться в результате рыночного взаимодействия спроса и предложения, то это же должно распространяться и на ключевые группы товаров и услуг. Однако по большинству из них чисто рыночное ценообразование не работает. Это касается нефтепродуктов, транспорта, услуг естественных монополистов, рынков закупок государства и квазигосударственного сектора. Не может быть свободного рынка валюты при несвободном рынке товаров и услуг.

А что происходит сейчас? Государство объявляет, что курс валюты отныне будет формироваться рынком, без его участия, и тут же заявляет о том, что не допустит резкого роста цен на товары и услуги и будет вести за ними контроль… Государство объявляет, что переходит на новый формат взаимодействия с предприятиями, отказываясь от прямой господдержки, и тут же становится известно, что еще 10 млрд тенге выделяется на субсидирование автокредитов…

У нас забывают, что валюта существует не сама по себе, а как средство платежа за товары и услуги. Поэтому их стоимость должна определяться по синхронизированным принципам. В противном случае будут регулярно возникать дисбалансы.  

Замена коридора для курса тенге привязкой его к цене нефти решает только краткосрочные задачи. Совсем скоро понадобится думать о дальнейшем осуществлении валютной политики.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить