Казахстан отвечает на глобальные и внутренние вызовы

7308

Программа «100 шагов» – это конкретный ответ не только на глобальные, но и на внутренние вызовы. Она содержит меры по диверсификации национальной экономики, переходу от ресурсной к производственной модели развития. Так оценила программу Елена Кузьмина, заведующая сектором экономического развития постсоветских стран Института экономики РАН

Иллюстрация: pavon.kz

Ситуация в мировой экономике последние годы нестабильна, и все государства, особенно развивающиеся, ищут возможности укрепления своих экономик. Для новых независимых государств на постсоветском пространстве экономическая ситуация осложняется резким спадом на Украине, имевшей до прошлого года вторую по объему экономику в СНГ, тесно связанную фактически со всеми постсоветскими экономиками, а также санкциями против России, рассказала заведующая сектором экономического развития постсоветских стран Института экономики РАН Елена Кузьмина для ИА Новости-Казахстан.

В свете этого большой интерес для всех государств Содружества представляет предложенный президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым «План нации – 100 шагов по реализации пяти институциональных реформ».

Программа «100 шагов» – это конкретный ответ не только на глобальные, но и на внутренние вызовы. Она содержит меры по диверсификации национальной экономики, переходу от ресурсной к производственной модели развития. Страна ставит перед собой амбициозный план по вхождению в тридцатку развитых государств мира.

При этом «100 шагов» – это полномасштабный план по реализации не только экономических, но и политических реформ в Казахстане на ближайшее десятилетие. В случае успешного воплощения в жизнь программа позволит коренным образом преобразовать и общество и государство, преодолеть системные проблемы страны.

Модернизация госаппарата, транспарентность, образование

Программа включает пять направлений реформ, охватывающих все сферы жизни государства и граждан. Два из них предполагают модернизацию государственного аппарата для сокращения его коррупционной составляющей и создания транспарентного подотчетного государства, другой блок предполагает реформу законодательства для усиления подотчетности судей и формирование Международного арбитражного центра в Астане.

Достаточно внушителен список реформ в области индустриализации и экономического роста: от создания современной инфраструктуры – транспортной, энергетической и финансовой – до развития агропромышленного комплекса, инновационных производств и совершенствования системы образования.

Цикл под названием «Нация единого будущего» предполагает мероприятия по созданию целостной гражданской общности на базе региональных культурно-туристских кластеров: «Астана – сердце Евразии», «Алматы – свободная культурная зона Казахстана», «Единство природы и кочевой культуры», «Жемчужина Алтая», «Возрождение Великого Шелкового пути», «Каспийские ворота», а также разработку интернет-проекта «Энциклопедия Казахстана».

Первое, что бросается в глаза, – продуманность и полномасштабность предложенных реформ. Речь не идет только об экономических проектах. Но остановимся именно на предлагаемых экономических преобразованиях.

Продумано все до мелочей. Предлагается изменение налоговой системы и упрощение налогового режима: упрощение процедуры легализации имущества и личных средств, создание сети налоговых центров и внедрение системы управления рисками в налоговом контроле, оптимизация косвенных налогов. Параллельно будет проводиться программа по совершенствованию таможенных процедур: сокращение количества документов для экспорта и импорта и времени их обработки, введение режима таможенной очистки «постфактум» и т.д. Естественно, что этот блок вопросов должен быть увязан с единым Таможенным кодексом и другими таможенными документами ЕАЭС.

Не забыто и образование, которое является базой для любой экономики, а тем более для страны, стремящейся преодолеть чрезмерную ресурсную направленность своей экономики. Изменяется финансирование в старшей школе – с акцентом на каждого конкретного ученика; определены базовые колледжи и вузы для шести ключевых отраслей экономики, с усиленной подготовкой квалифицированных кадров именно для них.

Транспорт, финансы, арбитраж

Разработана и целая программа по повышению открытости национальной экономики. С нашей точки зрения, очень прагматично начинать реформы с инфраструктурных транспортных проектов, особенно, на которые уже есть инвесторы и частично или полностью определено финансирование.

Например, проект по созданию мультимодального транспортного коридора «Евразийский трансконтинентальный коридор» по беспрепятственному транзиту грузов из Азии в Европу. Первое направление – через территорию Казахстана, Российской Федерации и далее в Европу – уже частично осуществляется. Второе направление – через территорию Казахстана от Хоргоса до порта Актау, далее по Каспийскому морю в Азербайджан, а затем через Грузию.

Эти проекты проработаны в рамках национальной транспортной стратегии и имеют уже возводимые коммуникации. Они также эффективно встраиваются в китайские транспортные проекты в рамках Экономического пояса Шелкового пути, что поспособствует существенному расширению инвестиционных возможностей для Казахстана в транспортной отрасли.

Возможно, что при сопряжении проектов ЕАЭС и Экономического пояса Шелкового пути будут рассмотрены не только широтные транспортные магистрали, но и проекты в казахстанско-российском приграничье – это было бы крайне ценно.

Очень хороший экономический ход – создание международного финансового центра в Астане (AIFC) на базе инфраструктуры выставки ЭКСПО 2017. Этот центр должен стать финансовым хабом не только для стран СНГ, но и всего региона Западной и Центральной Азии. Важно отметить, что на территории финансового центра будет введен английский язык в качестве официального. Правда, это решение никак не коррелируется (во всяком случае, в данном документе) с ранее принятым в рамках Евразийского экономического союза решением о создании финансового центра ЕАЭС в Алматы.

Более того, планируется создание независимой судебной системы с собственной юрисдикции, которая будет функционировать на принципах английского права. Судейский корпус предполагается формировать из числа иностранных специалистов. Сейчас большинство дел из стран ТС рассматриваются по арбитражным регламентам Международного арбитражного суда в Международной торговой палате, Арбитражном институте Торговой палаты Стокгольма и Лондонском международном арбитражном суде. При этом за последние 10 лет на треть увеличилось число международных споров со сторонами из СНГ.

 

Я хочу подчеркнуть, что здесь Казахстану придется иметь дело с очень серьезными конкурентами, работающими на этом рынке уже не один десяток лет. Во всяком случае, ранее подобным региональным структурам на пространстве СНГ и в ЕврАзЭС не удалось выдержать такую конкуренцию.

Возможно, более эффективным шагом станет разработка Стратегии развития финансового центра со специализацией на обслуживании рынков капитала и исламском финансировании, развитие новых видов элитных финансовых услуг, внедрение, по примеру Дубаи, принципа инвестиционного резидентства.

Весьма серьезна заявка на создание в приоритетных секторах экономики совместных предприятий с «якорными инвесторами» – международными стратегическими партнерами. При этом акцент делается на обрабатывающих отраслях. В дальнейшем доля государства в совместных предприятиях будет выведена на IPO.

Помимо прочего, предлагается создать благоприятный миграционный режим по примеру США, Канады, Австралии для привлечения высококвалифицированных специалистов из-за рубежа. Это даст возможность улучшить положение в обрабатывающих отраслях.

Также планируется создание международного авиационного хаба под Алматы, что уменьшит географическую замкнутость республики. Однако отметим, что подобный хаб уже строится в соседнем Узбекистане – в Навои. Здесь необходимо будет учитывать географически близкого конкурента.

Одним из важнейших для Казахстана секторов экономики является аграрно-промышленный. Последнее время молочная и мясная промышленность испытывают определенные производственные и инвестиционные сложности. Поставлена задача: привлечение стратегических инвесторов в эти отрасли и обеспечение экспорта до половины выпускаемой ими продукции на рынки стран СНГ в течение трех лет.

Планы грандиозны, но они возникли не на пустом месте. Ценно, что эта программа – результат анализа предыдущих программ развития страны, с учетом побед и ошибок. Правительству и бизнесу еще предстоит создать дорожные карты к этим планам и реализовать конкретные проекты.

С нашей точки, зрения у Казахстана есть реальные шансы воплотить программу «100 шагов» в жизнь – при учете всех возможных подводных камней и издержек. А для его соседей это наглядный пример своевременных преобразований государства и общества, путь преодоления системных проблем.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить