Казахстанскому селу нужен свой Столыпин

13418

Бизнесмены Жарас Ахметов и Галим Хусаинов специально для Forbes.kz проанализировали госпрограмму «Агробизнес 2020» и пришли к выводу, что она не решает проблемы села. Авторы предлагают свой вариант реформ, направленных на поддержку аула

Фото: azattyq.org

В стране, где доля сельского населения на протяжении уже многих лет не изменяется и составляет примерно половину всего населения страны, а вклад в ВВП неуклонно снижается, вопрос развития сельского хозяйства является самым главным. Особенно если принять во внимание, что производительность труда и уровень доходов в сельском хозяйстве значительно ниже, чем, соответственно, в промышленности и в городе – это наглядно демонстрируют статданные.

Доля сельхознаселения и доля сельхозпродукции в ВВП РК 

Данные: Агентство РК по статистике.

Сравнение производительности труда в промышленности и сельском хозяйстве

Данные: Агентство РК по статистике. Расчеты авторов.

Сравнение зарплаты

Данные: Агентство РК по статистике. Расчеты авторов.

Наконец, если сравнить долю самозанятого сельского населения с долей его доходов - на 69,9% самозанятых приходится 17,4% доходов сельского населения, можно сделать вывод о наличии на селе скрытой безработицы. Все эти данные являются характерными особенностями аграрной перенаселенности, когда фактическое трудоспособное население превышает реальную потребность в нем.

По данным статистики, в 2012 в сельском, лесном и рыбном хозяйствах самозанятыми работниками числилось 1, 519 млн человек. Статистическая отчетность не дает сведений о том, сколько из этих полутора миллионов живет за счет ведения личного хозяйства, но исходя из того, что в 2012 на 66,1 тыс. га коллективным садоводством занималось 557,5 тыс. семей, можно предположить, что значительная часть.

Следовательно, основу нашего сельского хозяйства составляет бедное крестьянство, работающее на клочках земли, что определяет некоторые особенности нашего сельского хозяйства. С таким состоянием сельского хозяйства поступательное и устойчивое развитие страны невозможно.

Распределение сельхозугодий по типам хозяйств. К хозяйству населения относятся личные подсобные хозяйства, коллективные сады и огороды, дачные участки

Данные: Агентство РК по статистике. Расчеты авторов.

Распределение валового выпуска сельхозпродукции по типам хозяйств

Данные: Агентство РК по статистике. Расчеты авторов.

Производительность 1 га сельхозугодий по типам хозяйств

Данные: Агентство РК по статистике. Расчеты авторов.

Было бы несправедливо утверждать, что государство игнорирует проблемы сельского хозяйства. Уже было реализовано две программы, сейчас реализуется третья – «Программа по развитию АПК в Республике Казахстан на 2013-2020 «Агробизнес 2020»» (ознакомиться с ней можно здесь). В Программе «Агробизнес 2020» дана жесткая оценка состояния нашего сельского хозяйства: «…низкий уровень производительности труда в отрасли, несовершенство используемых технологий, мелкотоварность производства не позволяют вести сельхозпроизводство на интенсивной основе, обеспечивать наиболее полное использование материальных, трудовых и других ресурсов, соблюдать экологические требования». Исходя из такой оценки, была поставлена цель: «создание условий для повышения конкурентоспособности субъектов АПК РК».

При знакомстве с программой бросается в глаза, что, детально описывая текущее положение дел, ее разработчики не обращают внимания на аграрную перенаселенность – главную причину сложившейся в сельском хозяйстве ситуации. Оговоримся: под аграрной перенаселенностью понимается превышение фактического трудоспособного населения над реально необходимым. Выражается такая перенаселенность не только в открытой, но и в скрытой безработице, в низкой производительности труда.

Возникает естественный вопрос: может ли в таком случае быть достигнута поставленная цель? Другой важный вопрос: что случится, если проблемы аграрного развития не будут решены?

Основным инструментом принятой госпрограммы является субсидирование. Субсидируется всё: ставки по кредиту, стоимость разбивки садов и огородов, стоимость племенного скота, стоимость образовательных услуг и т.д. и т.п. Но, игнорируя аграрную перенаселенность, программа упускает, что население, зажатое в тисках бедности, невосприимчиво к инвестициям, направленным на интенсификацию производства, которые могут принести отдачу только через несколько лет - их волнуют проблемы выживания сегодня.

Если посмотреть на нижний рисунок, можно увидеть, например, что более актуальной для хозяйств населения является проблема обеспечения кормами, а не улучшения племенного состава. Но субсидирование кормов программой не предусматривается.

Количество голов КРС на 1 га сенокосов и пастбищ

Данные: Агентство РК по статистике. Расчеты авторов.

Собственно, такой же анализ можно провести по всем видам субсидий, заложенных в программе. Соответственно, в какой бы мере ни была реализована программа, она мало скажется на уровне производительности и, что более важно, на уровне жизни основной массы сельского населения. Более того, ее результатом может стать еще больший социальный и экономический спад. При этом рост производства и инвестиций (по данным статагентства, производство сельхозпродукции в РК увеличилось за год на 11,3% - F) не должен вводить в заблуждение. Например, перед первой русской революцией в Российской империи сельхозпроизводство росло в среднем на 2,5% в год, объем инвестиций - на 2%. Но при общем росте производства и уровня жизни увеличивался и разрыв между бедным и зажиточным сельским населением.

Еще более важно то, что программа создает дополнительные конкурентные преимущества для средних и крупных сельхозтоваропроизводителей (СХТП), более восприимчивых к субсидиям, перед мелкими производствами и хозяйствами населения, что означает вытеснение последних первыми. Такая ситуация в программе даже не рассматривается, а ведь надо будет как-то занять высвободившуюся рабочую силу. Какая-то ее часть (скорее всего незначительная) найдет себе работу на селе, а остальные мигрируют в город, который не готов их принять.

Решение аграрного вопроса требует комплексного подхода, и программа развития аграрной отрасли должна быть составной частью общей стратегии развития страны. Причем, как нас учит история, отказ от такого подхода может привести к самым тяжелым последствиям. В качестве примера можно взять пореформенную царскую Россию, в которой решалось не существо «аграрного вопроса» (все та же аграрная перенаселенность), а его внешние проявления.

Самая масштабная и комплексная попытка решить аграрный вопрос была предпринята Петром Столыпиным. По проведенным им законам крестьянин был уравнен в правах с другими категориями населения, ему был разрешен свободный выход из общины, сняты ограничения по перемещению внутри страны, было разрешено выделение крестьянского хозяйства из общины вместе с надельной землей. Помимо этого, в Крестьянский поземельный банк передавались удельные и государственные земли для последующей продажи в кредит крестьянам. Наконец, было предусмотрено поощрение переселения крестьян за Урал: в Сибирь, Среднюю Азию и Казахстан. Тем не менее, Столыпину не удалось решить проблему аграрной перенаселенности и тем самым устранить причины крестьянской бедности. Так, к 1914 сельское население, с учетом переселения и миграции в город, выросло ориентировочно на 4 млн человек в сравнении с 1909. То есть, острота проблемы перенаселенности не только не смягчилась, но даже обострилась. Дело в том, что Петр Столыпин не принял во внимание, что проблему аграрной перенаселенности можно решить только в комплексе с промышленным ростом и развитием городского хозяйства. Сделано же им в этих направлениях было слишком мало.

Вообще «аграрный вопрос» в пореформенной России решался несвоевременно, с большим опозданием; его рассмотрение сопровождалось бюрократической волокитой, тормозилось межведомственными противоречиями. В результате из промедления с решением крестьянского вопроса родилась Первая русская революция 1905 – 1907. Февральская же революция, преимущественно интеллигентская (если к интеллигенции отнести, помимо кадетов и октябристов, генералитет русской армии, который почти единодушно выступил за отречение Николая II от престола), оказалась возможной только благодаря поддержке крестьянства или, по крайней мере, его нейтралитету.

Если вернуться в сегодняшний день, то, по нашему мнению, Казахстану в первую очередь требуется широкое общественное обсуждение состояния дел на селе, подобное Особому совещанию о нуждах сельскохозяйственной промышленности, проведенному в начале XX века, о котором лидерской кадетской партии Павел Милюков написал: «Можно с уверенностью ожидать, что самый факт широкого обмена мнений, получившегося в результате опроса, содействовал в весьма значительной степени дальнейшему объединению взглядов на задачи внутренней земской политики и, — что не менее важно, — этот обмен мнений и публичность, которую получили прения в комитетах, должны были выровнять также и настроение общественных кругов, прикосновенных к этому обсуждению. В огромном большинстве члены комитетов вышли из заседаний иными людьми, чем вошли: более осведомленными, более развитыми и воспитанными в общественном смысле».

Наше видение того, что можно было бы включить в Программу, изложено ниже.

Развитие мер финансовой поддержки самозанятого населения

В этом направлении наиболее оптимальной формой организации является кооперация мелких СХТП. Добровольная кооперация может получать государственную поддержку для решения проблем мелких производителей, в частности, для привлечения финансирования строительства складов хранения продукции, совместного оптового закупа удобрений и семян, приобретения техники для общего использования.

К слову, развитие кредитной кооперации оказалось одной из самых успешных столыпинских реформ.

Развитие кредитной кооперации в России с 1901 по 1914

Данные: Проект "Динамика экономического и социального развития России".

Развитие финансовых инструментов для самозанятого населения

Кредитные ресурсы для личных хозяйств населения являются недоступными. Меры, предусмотренные Программой (субсидирование процентных ставок, государственные гарантии и страховые полисы) направлены на средних и крупных производителей.

В первую очередь, нужно усовершенствовать вексельное обращение. Этот финансовый инструмент был популярен еще в царские времена. Те же кооперативы могут выступить проводниками вексельного обращения в сельских взаиморасчетах. Например, мелкие товаропроизводители могут рассчитываться собственными векселями за ГСМ, удобрения, семена, а платежи по ним производить после реализации своей продукции.

Во вторую очередь, нужно развивать предоставление товарных кредитов, в том числе используя товарные расписки, выпускаемые складами хранения продукции, которые бы принимали в качестве обеспечения банки. В настоящее время в кредитных организациях запасы не являются залоговым обеспечением, однако у большинства СХТП основными активами являются именно запасы.

Развитие городских агломераций и возможность переселения сельского населения в пригороды

У нас уже существуют программы по развитию продовольственных поясов вокруг Астаны и Алматы, скоро появится программа по развитию агломераций Алматы и Астаны, но минус этих всех программ в том, что они не связаны друг с другом.

Развитие городских агломераций решает две задачи:

- организация рынков сбыта для малых СХТП;

- решение вопросов перенаселения сельских местностей.

Малым производителям трудно выйти со своим товаром на отдаленные рынки страны, они больше ориентированы на ближайшие к ним города или Алматы и Астану, дающие более высокие цены. С другой стороны, развитие городских агломераций позволит трудоустроить безработное сельское население.

Также необходимо срочно реализовывать уже принятые решения о развитии инфраструктуры вокруг наших крупнейших городов:

- организация кооперации малых СХТП для совместной реализации готовой продукции на рынках Астаны и Алматы;

- строительство доступного жилья в пригородах Астаны и Алматы, выделение под ИЖС земельных участков с инфраструктурой и разработка механизма по предоставлению всего этого переселенцам из сельской местности;

- организация учебных центров на бесплатной основе для обучения востребованным в крупных городах специальностям.

Субсидирование строительства промышленных производств в сельской местности, где стоит вопрос перенаселенности

Программа форсированного индустриально-инновационного развития (ПФИИР) сегодня ориентирована на строительство крупных производств вблизи источников сырья (нефтехимические производства на западе Казахстана, Балхашская ТЭЦ и т п). Однако в густонаселенных районах, где высока доля сельского населения (юг и север Казахстана), масштабные программы не реализуются. Строительство производств рассчитывается, исходя из многих параметров, однако вопрос трудовых ресурсов редко учитывается при принятии решений, но затраты на переселение и создание инфраструктуры могут быть выше, чем затраты по субсидированию транспортировки сырья для производств.

Необходимо стимулировать создание малых производств в сельской местности, например, по производству кормов, первичной переработке сельхозпродукции и т.д. и т.п., которые создадут дополнительные рабочие места на селе.

В любом случае, решить аграрный вопрос отдельной программой невозможно: требуется комплексный, продуманный подход с глубокими экономическими расчетами и факторным анализом влияния тех или иных процессов при реализации программ.

Сегодня к нашей политике в области сельского хозяйства можно отнести слова известного дореволюционного экономиста Петра Мигулина, написанные им по поводу ликвидации последствий неурожая 1891: «Что же сделало правительство для предотвращения на будущее время подобных бедствий? Да ровно ничего. Исписано было, сколько следует, бумаги за разными №№, много было разговоров в разных заседаниях, состоялось много весьма приятных командировок на места для изучения бедствия <…>, но дело ни на шаг вперед не продвинулось. Крестьяне остались при своем малоземелье, при своих нищенских наделах, без всякой возможности перехода к интенсивному хозяйству, к сельскохозяйственной промышленности. <…>. Во всем положились на волю Божию. Даст Бог во-время и для всех мест обширной Российской империи дождика, урожай обеспечен, а следовательно – и хлопотать не о чем».

В целом можно констатировать, что в современном Казахстане с удивительной точностью и последовательностью воспроизводится аграрная политика пореформенной России, с тем лишь исключением, что не учитывается общественное мнение. И можно предположить, что пока проблема аграрной перенаселенности не решается энергично и своевременно, повышаются риски социальных потрясений, которые могут принести множество бед нашей стране. Так что стоит выучить этот урок истории, чтобы не наступить на те же грабли.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить
ЧТО НЕ ТАК С СУДОМ НАД БИШИМБАЕВЫМ Смотреть на Youtube