Каковы сильные и слабые стороны казахстанского налогообложения

18798

Doing Business 2018: обзор изменений в системах налогообложения в Казахстане и мире

В конце 2017 группа Всемирного банка совместно с PwC опубликовала 12 выпуск исследования «Налогообложение» в рамках проекта Doing Business. Результаты проведенного исследования отражают интересные тенденции в части изменений в подходе к исчислению и оплате налогов в мире. Исследование оценивает благоприятность условий для уплаты налогов в 190 странах мира, моделируя налогообложение в каждой стране в отношении местной компании среднего размера.

Ключевыми показателями, по которым в сравнении с другими странами производится оценка эффективности налогообложения, являются:

  • эффективная налоговая ставка по основным налогам и обязательным платежам, которые предприятие средних размеров должно уплатить в соответствующем году;

  • время, необходимое для исчисления и уплаты таких налогов и отчислений;

  • количество производимых платежей;

  • процессы после подачи налоговой отчетности и уплаты налогов.

Изменения в показателе по эффективной налоговой ставке в 2018 незначительны и неоднородны по различным странам мира.

В то же время изменения в показателях по времени и количеству платежей демонстрируют наличие мировой тенденции по всё большему внедрению информационных технологий при исполнении налоговых обязательств предприятиями и их администрировании налоговыми органами.

Количество налоговых платежей и время для исполнения налоговых обязательств продолжают существенно сокращаться. Количество произведённых налоговых платежей сокращается в среднем по миру на один платёж в течение второго года подряд. При этом ключевыми движущими силами таких изменений являются внедрение возможности электронной подачи налоговой отчетности и оплаты налогов, а также совершенствование налогового и бухгалтерского программного обеспечения. Это является подтверждением тому, что налоговые органы во многих странах мира прикладывают всё больше усилий для упрощения и облегчения исполнения налоговых обязательств, прежде всего, посредством автоматизации процессов.

В то же время процессы после подачи отчётности и уплаты налогов продолжают представлять сложности для налогоплательщиков. Так, в 81 стране добровольная корректировка простой ошибки в налоговой декларации по корпоративному подоходному налогу (КПН) ведёт к началу налоговой проверки компании. А в 51 стране, применяющей НДС (включая Казахстан), процедура возврата НДС недоступна для рассматриваемой компании. Среднемировой показатель составляет 59,51 из 100 (где 100 означает наибольшую эффективность процессов), что указывает на значительный простор для совершенствования налогового администрирования.

В целом развитые страны показывают лучшие результаты по индексу процессов после подачи отчётности, по сравнению с развивающимися странами. Это может быть следствием более развитой системы налогообложения и доступности информационных технологий и ресурсов для осуществления возврата переплат по налогам.

Сравнивая Казахстан с другими странами мира в контексте этих изменений, очевидно, что показатели нашего государства по первым трем индикаторам (время и количество платежей, эффективная налоговая ставка) стабильно лучше среднемировых. Возможность электронной подачи налоговой отчетности и уплаты налогов существует в Казахстане продолжительное время и широко используется налогоплательщиками.

Однако индекс процессов после подачи отчетности остаётся на уровне 48,9, что ниже средних показателей по миру (59,51 из 100). Этому, в основном, способствует отсутствие в Казахстане возможности возврата НДС для среднестатистической компании, не имеющей экспортных операций. При этом стоит отметить более низкие показатели по этому индексу у ряда стран постсоветского пространства, к примеру: Узбекистан (48,4), Таджикистан (40,4) и Кыргызстан (37,4).

Касательно электронных инициатив, обратной стороной внедрения электронных технологий и перехода в онлайн-режим сбора информации, может стать необходимость сбора и накопления все большего объёма информации, что может стать дополнительным бременем, в особенности, для малых и средних предприятий. Также внедрение новых технологий и автоматизированных систем может привести к повышению времени для исполнения налоговых обязательств, по крайней мере изначально, до полной отработки и усовершенствования таких процессов и систем.

Мы в PwC Казахстан приветствуем шаги, которые Комитет государственных доходов (КГД) уже предпринял и планирует предпринять в части внедрения электронных технологий для налогового администрирования. Концептуально это способствует борьбе с теневой экономикой в режиме реального времени и развитию рыночной конкуренции, когда все налогоплательщики справедливо участвуют в уплате налогов, а схемы уклонения своевременно выявлены и пресечены.

Аспекты, перечисленные ниже, являются важными с точки зрения бизнеса при внедрении КГД электронных инициатив:

  • расходы налогоплательщиков на внедрение автоматизации исполнения налоговых обязательств и на дальнейшие рутинные процессы должны быть разумными и относительно невысокими,

  • системы сбора данных, их обработки и обмена на уровне КГД эффективно гармонизированы. Налогоплательщики не должны столкнуться с необходимостью повторного (неоднократного) составления отчётности по уже заявленным сведениям (задвоение ресурсов не будет иметь место),

  • органы КГД готовы обрабатывать значительные информационные массивы данных от налогоплательщиков («Big Data») и реагировать на схемы уклонения от налогообложения в режиме реального времени,

  • сведения, которые предоставляет бизнес посредством электронного декларирования, надёжно защищены, их сохранность и конфиденциальность максимально обеспечена. Инфраструктура информационных технологий КГД соответствует высокому уровню защиты данных от их утечки и прочих негативных феноменов,

  • с момента разработки и внедрения до массового использования электронных систем для налогоплательщиков применяется мораторий в части неприменения штрафов и пени,

  • органы КГД и бизнес совместно обсуждают электронные инициативы и взаимно стремятся к их эффективному внедрению для достижения поставленных целей,

  • при использовании искусственного интеллекта для выявления рисков и отступлений от стандартных моделей поведения налогоплательщиков, органы КГД интерпретируют сведения объективно,

  • органы КГД инвестируют в свои человеческие ресурсы, и наряду со знаниями технических норм налогового законодательства, налоговые инспектора обладают такими навыками, как знания информационных технологий, аналитические навыки, понимание моделей бизнеса и сущности операций, объективная интерпретация, применение на практике принципа добросовестности налогоплательщиков,

  • опыт других стран непрерывно изучается, а лучшие практики и уроки неэффективности учитываются для совершенствования электронных технологий для налогового администрирования в Казахстане.

Мы в PwC Казахстан готовы активно вовлекаться в сотрудничество с органами КГД для улучшения налоговой и инвестиционной среды для существующего бизнеса и новых инвесторов и повышения рейтинга Казахстана в исследовании «Налогообложение» и Doing Business.

Елена Каева, партнёр, налоговый департамент, PwC

Светлана Чебан, директор, налоговый департамент, PwC

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить