Какие планы строит Министерство национальной экономики?

12355

Последние стратегические документы и предложения Министерства национальной экономики показывают, что в Казахстане как не было, так и нет ни краткосрочной, ни долгосрочной экономической политики

Фото: 2016-god.com

В сентябре министр национальной экономики РК Куандык Бишимбаев презентовал в парламенте Прогноз социально-экономического развития Республики Казахстан на 2017-2021 (далее прогноз), затем сделал ряд неоднозначных предложений, и недавно обсудил с независимыми экспертами проект Стратегического плана развития Казахстана до 2025 (далее стратегический план).

И хотя, стратегический план обсуждался с экспертами в закрытом порядке, тем не менее, его проект попал в прессу и дало еще одно доказательство тому, что МНЭ не имеет целостной экономической политики, и никаких серьезных реформ в ближайшее время не будет. Давайте внимательно посмотрим на стратегические документы МНЭ.

Нет целостной экономической политики  

«Прогноз социально-экономического развития Республики Казахстан на 2017-2021 годы» является показательным примером неполноценности, непрозрачности и, соответственно, очень слабой подотчётности экономической политики МНЭ.

На сегодня единственным документом, который охватывает всю экономическую политику правительства, является именно среднесрочный прогноз правительства по социально-экономическому развитию страны.  Однако последний прогноз, как и все предыдущие, не показывает существенную часть государственных доходов, расходов, и инвестиций. В частности, в нем не отражены доходы от приватизации, а также государственные расходы и инвестиции, финансируемые вне бюджета Нацфондом и эмиссией Нацбанка.

Например, в годовых финансовых отчетах государственных организаций можно найти следующую информацию. Из Нацфонда за 8 месяцев 2016 НУХ «Байтерек» был профинансирован на сумму 276.5 млрд тенге (316 млрд тенге в 2015), а ФНБ «Самрук-Казына» - на 97 млрд тенге (752 млрд тенге в 2015). Также в этом году Нацбанк выплатил первый транш по компенсации курсовой разницы по депозитам в размере 36 млрд тенге. Тогда как в 2015 году Нацбанк за счет эмиссии всего профинансировал государственные расходы и инвестиции на сумму около 1 трлн тенге.

Как видно из этой информации, финансирование из Нацфонда и Нацбанка - это громадные суммы, вливание которых в экономику страны оказывает существенное влияние на её состояние и развитие. Однако такое использование государственных денег почему-то никак не отражено в факте за 2016 и в будущих планах прогноза МНЭ. Из этого можно сделать два вывода. Либо МНЭ не имеет полноценной экономической политики, либо полная экономическая политика, реальные планы и экономические прогнозы скрыты от общественности.

Также в прогнозе на 2017-2021 никак не указаны планы по приватизации и разгосударствлению. В частности, не дается оценка государственных доходов от приватизации. И хотя вывод на IPO крупнейших государственных компаний и холдингов был в очередной раз перенесен (теперь уже на 2018 год), тем не менее, доходы от продажи их акций должны быть существенными. В любом случае, МНЭ было обязано отразить их в экономических прогнозах.

По приватизационным доходам тоже можно сделать два вывода. Либо приватизации не будет совсем, либо государственные доходы от неё будут распределяться скрытно от парламента и общественности.

Не выполнив старые планы, пишем новые

Анализ проекта «Стратегического плана развития Казахстана до 2025 года» просто вводит в ступор. Ниже я хотел бы остановится лишь на нескольких основных моментах.

Прежде всего, можно отметить, что молодой «новый» министр экономики продолжил традицию «старых» министров. Традиция называется: «Не выполнены старые планы? Забудь, и напиши новые».

Не нужно быть экспертом, чтобы понимать, что для составления нового стратегического плана сначала надо проанализировать выполнение действующего. Традиционно, как и большинстве программных документов правительства, в новом стратегическом плане нет никакого сравнения с текущим. Напомню, на сегодня актуальным является «Стратегический план развития Республики Казахстан до 2020 года». Действующий план был утвержден 1 февраля 2010, как раз сразу после финансового кризиса 2007 – 2009, когда наша экономика очень серьезно пострадала. Как и сегодня, в то время у правительства тоже было большое желание реформировать нашу экономику.

Не буду подробно останавливаться на сравнении плана с реальностью и старого плана с новым. Скажу только, что это достаточно забавное сравнение, и, надеюсь, МНЭ все-таки сделает это, когда официально опубликует стратегический план.

Искоренение главного зла откладывается

В проекте стратегического плана на слайде ««Перезагрузка» модели развития» на первом месте среди задач стоит «Радикальное и форсированное снижение участие государства в экономике» (что означает радикальную приватизацию). Прочитав это в первый раз, мне захотелось стоя аплодировать новому министру экономики.

Я уже неоднократно писал, что ключевой причиной слабого роста и низкой конкурентоспособности несырьевой экономики Казахстана является полноценный госкапитализм, построенный в стране. В период высоких цен на нефть, из-за неправильного использования большого потока нефтедолларов в страну, государство стало занимать слишком большую долю в рыночной экономике, подавляя таким образом частный бизнес, частную инициативу и рыночную конкуренцию.

Государственное владение бизнес-активами, а также государственное вмешательство в конкурентные и рыночные отношения достигло неприемлемо высокого уровня. В результате вместо ускоренного мы видим очень слабый рост частного бизнеса в несырьевой части экономики.

Поэтому, когда я прочитал о желании МНЭ (и, наверное, всего правительства в целом) радикально и форсировано снизить участие государства в экономике, это меня очень обрадовало. Однако радости хватило только на два слайда. Дальше в презентации были указаны ключевые индикаторы, выраженные в цифрах, которые сразу потушили всю радость.

Напомню, что еще в феврале 2014 глава государства дал поручение правительству - до 2020 доля государственной собственности должна быть доведена до уровня стран ОЭСР - 15% от ВВП.

Поэтому я был буквально в шоке, когда на слайде «Ключевые национальные индикаторы» увидел план по «снижению доли государственного участия по отношению к ВВП» -  40% до 2020 и 15% до 2025. Откровенно говоря, дальше стратегию даже читать расхотелось. Слова «Радикальное и форсированное» можно было без колебаний применить к поручению главы государства. Что касается правительства, то последние два года оно искусственно затянуло масштабную приватизацию, и судя по всему оно собирается затягивать этот процесс до 2020 года.

В этом контексте вспомнилась старые споры наших независимых экспертов о том, как надо считать долю государственного участия по отношению к ВВП (правительство до сих упорно обходит этот вопрос стороной). Если в расчет брать валовые активы бизнеса, контролируемого государством, то их доля к ВВП уже давно больше 60%. В этом случае планы МНЭ трудно назвать форсированными, однако все равно это будет заметное снижение к 2020.

Если для расчетов брать капитал государственного бизнеса, то, по информации Минфина РК, обнародованной в конце 2015, капитал, подконтрольный государству, составляет 43% по отношению к ВВП. Сейчас эта доля должна быть чуть выше, однако в любом случае, стратегический план до 2020 года выглядит как затягивание процесса приватизации.

МНЭ также решило отложить борьбу с коррупцией

В своих предложениях по структурным реформам я писал о том, что громадная доля государственного владения бизнесактивами, большая зарегулированность экономики, репрессивный характер и неопределённость налогового и таможенного законодательства, а также до сих пор неискоренённая коррупция и отсутствие верховенства закона никак не способствует ускоренному росту частных отечественных и иностранных инвестиций, без чего невозможен рост экономики.

На прошлой неделе министр экономики объявил, что в очередной раз откладывается всеобщее декларирование. Напомню, что глава государства в 2010 дал поручение о введении всеобщего декларирования с 2013 года. Потом этот вопрос несколько раз откладывался, и по последнему решению, на первом этапе государственные служащие, судьи, работники национальных компаний управленческого и административного профиля, а также работники бюджетных организаций должны были начать сдавать декларации с 2017 года.

При этом декларировать надо было как доходы, так и расходы, и процесс декларирования также охватывал родственников основных декларантов. То есть, это достаточно мощной инструмент против коррупции в госсекторе и судах, поскольку госслужащие, руководители госкомпаний, судьи и все их родственники должны были бы отчитываться о всех своих расходах, которые должны совпадать с официальными доходами.

Я согласен, что внедрение всеобщего декларирования — это достаточно сложный процесс. Однако он не настолько сложен, чтобы откладывать его в очередной раз.

Как и в случае с приватизацией, правительство очередной раз действует по принципу - говорим одно, а делаем противоположное.

Когда же это закончится?

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить