Какая монетарная политика нужна Казахстану

19566

Экономист Нурлан Сакуов продолжает поиск ответа на вопрос, почему инфляция волнует казахстанцев меньше, чем курс доллара

Фото: insiderblogs.info

Сбалансированная инфляция

МВФ на своем сайте пишет, что несмотря на успешность политики ИТ во многих странах за последние 20 лет, страны при ее внедрении должны определить насколько она подходит для их экономики в чистом виде. В случае необходимости, данная монетарная политика может быть адаптирована для удовлетворения потребности собственной экономики. Например, как указывает МВФ, во многих странах с открытой экономикой обменный курс играет ключевую роль в стабилизации объемов производства и инфляции. В таких странах денежные власти должно обдумать роль обменного курса вкупе с целью по инфляции.

МВФ широко популяризирует политику ИТ, в особенности среди развивающихся стран. Предоставляя кредиты или оказывая техническую помощь странам, обычно среди наборов условий и рекомендаций МВФ, всегда найдется совет по переходу на режим ИТ.  Есть мнение, что тем самым МВФ увеличивает свою роль и самостоятельность на мировом рынке. Кроме этого, это выгодно самому центральному банку страны, так как одним из необходимых условий внедрения режима ИТ, является независимость финансового регулятора, плюс инфляция лучше контролируется чем другие макропоказатели и является своего рода комфортным режимом. К примеру, прогнозировать и достигать параметры экономического роста куда сложнее, чем цифры по инфляции.

Ряд исследований западных экономистов показывают, что в некоторых странах инфляция действительно снизилась, но остается неясным, в какой степени это снижение было связано с действиями финансового регулятора, а в какой — отражало общемировую тенденцию по сокращению инфляции или стабилизация цен была достигнута за счет замедления экономического роста страны.

В теории политики ИТ есть общепринятая точка зрения, что стабильность цен является необходимым условием для устойчивого роста и обеспечения занятости и что высокие темпы инфляции имеют негативные последствия для экономики в долгосрочном периоде. На практике, есть много прикладных экономических исследований, указывающие обратное. К примеру, на сайте Федерального Резерва  Банка Сан-Франциско опубликована работа 2015 года, в которой результаты анализа указывает на то, что политика ИТ оказала положительное влияние на экономический рост в странах с развитой экономикой, тогда как в развивающихся странах такая монетарная политика не пошла в пользу экономического роста, возможно из-за высоких инфляционных ожиданий населения. В других работах, экономисты признают, что весьма трудно отделить эффекты режима ИТ от действия других внешних и внутренних факторов.

Бывший глава центрального Банка Англии, Лорд Кинг, как-то сказал, что на практике центральные банки не должны фокусироваться исключительно на преодолении инфляции до целевого уровня. Те, кто думают, что это так, они помешаны на инфляции. Несмотря на акцент на инфляцию, центральные банки обычно должны реагировать и на другие экономические проблемы – как безработица и слабый рост.

В развитых странах как Англия, Норвегия, Швеция, Юж.Корея и др., центральные банки обладают двойным мандатом. Помимо таргетирования инфляции, они ставят цель по достижению определенного уровня ВВП, тем самым учитывают как объем выпуска, так и цены.                              

Таргетирование (номинального) ВВП имеет схожие принципы с инфляционным таргетированием. Центральный банк (совместно с правительством) объявляет темп роста потенциального (долгосрочного) ВВП. Далее, перед центральным банком стоит задача балансировать между ростом экономики и инфляцией, так чтобы постоянно приближать значение номинального ВВП к параметрам потенциального роста. Если простыми словами, то в случае, когда в экономике происходит или ожидается замедление роста, то ЦБ стимулирует экономику, повышая инфляцию так, чтобы в целом получался рост номинального ВВП. В случае, когда прогнозы экономического роста превышают значение потенциального роста, то ЦБ начинает влиять на инфляцию через финансовые инструменты в сторону ее уменьшения.

Безусловно, есть свои сложности с таргетированием ВВП. Во-первых, всегда сложно прогнозировать значение потенциального ВВП, оно тоже подвержено колебанию. Во-вторых, люди могут ошибочно полагать, что объявленная оценка является реальным темпом экономического роста. Соответственно, когда оценка роста номинального ВВП окажется ниже значения потенциального ВВП, участники рынка могут подумать, что ожидается замедление роста, и начинают подвергать критике органы власти, меняя свои ожидания. В-третьих, стимулированием экономики ЦБ в одиночку заниматься не может, поэтому нужна слаженная работа с правительством.   

В работах различных международных экономистов выявлено, что обменный курс валюты в развивающихся странах играет особенную роль в развитии экономики.  Неустойчивость реального курса наносит разрушительные последствия экономике. Странам с формирующимся рынком, которые применяют режим ИТ, приходится переходить к режиму управляемого плавающего валютного курса в связи с высокой доли, как государственных, так и частных активов в иностранной валюте, а также, в целом из-за несовершенства рынка. В этой связи, специалисты таким странам рекомендуют для стимулирования экономического роста придерживаться политики стабильного и конкурентоспособного валютного курса, независимо от требований, налагаемых режимом ИТ.

За пределами инфляции

Анализ экономической литературы и опыт различных стран наталкивают на следующие выводы: какой бы денежно-кредитной политики не придерживалось бы политическое руководство страны оно должно быть с учетом особенностей и потребности национальной экономики.

В условиях развивающейся экономики, ценовая стабильность важная и обязательная задача, но не достаточная. Стране нужна монетарная политика, которая обеспечивала бы еще реальный экономический рост и показатели занятости. Режим ИТ не отторгает достижение ключевых параметров экономического развития.

Обменный курс валюты для населения Казахстана является важным поведенческим фактором в вопросе стабилизации цен и объемов производства. Этому предшествуют неоднократные девальвации тенге, сохраняющаяся долларизация и сырьевая направленность экономики.

Сторонники политики ИТ могут привести аргументы с известной триллемой для стран с открытой экономикой, о том, что невозможно одновременно иметь  открытый рынок капитала, поддерживать фиксированный обменный курс и ввести независимую денежно-кредитную политику. Страна может выбрать одновременно два из трех возможных компонентов.  Тем самым, МФВ рекомендуя странам политику ИТ, навязывает им как аксиома режим плавающего курса, что означает невмешательство на валютный рынок.

Во-первых, есть ряд мнений и трудов, указывающие на недостаточную обоснованность вопроса с триллемой с теоретической точки зрения. В-вторых, МВФ навязывая режим плавающего курса, хочет снять ограничение на движение капитала и проведение в стране финансовой либерализации. Однако, следует понимать, что страны с открытой, малой экономикой не могут противостоять внешним потокам спекулятивного капитала, нарастающей эмиссии международных валют на мировом финансовом рынке и различным внешним валютным манипуляциям. В случае спекулятивных атак на незащищенный финансовый рынок страны, курс начинает обваливаться, начинается хаос на рынке, что пагубно для экономики. Поэтому государство не должно терять контроль над курсом своей национальной валюты.  

Учитывая важную роль обменного курса для стран с развивающей экономикой, можно взять на вооружение рекомендации компететных специалистов и в среднесрочной перспективе внедрить политику поддержания конкурентоспособного валютного курса. Для этого центральным банком периодически устанавливается верхний предел валютного курса, оптимального для экономики. При такой политике денежные власти проводят валютные интервенции только тогда, когда валютный курс достигает установленного потолка, в остальных случаях они проводят политику плавающего курса.

В результате для участников рынка это будет рациональным ориентиром для стабилизации цен и инфляционных ожиданий в экономике. Люди будут знать, что центральный банк не допустит обменный курс выше установленного верхнего предела, в случаях отсутствия сильных экономических шоков. Безусловно, здесь политику транспарентности, постоянного информирования и диалога с неселением, а также публичную ответственность никто не отменял.

В долгосрочной перспективе экономике Казахстана нужен умеренный, но стабильный рост в балансе со стабилизацей цен. В этом процессе обменный курс валюты является неотъемлемым составляющим, и здесь также нужен баланс, реальный конкурентоспособный валютный курс, который бы устраивал как экспортеров, так и производителей. Для отечественной экономики это успех сродни Нобелевской премии.

Можно найти сотни работ и аргументов в пользу режима инфляционного таргетирования, уйти в дискусии и дебри теории экономики, но от этого реальные ожидания народа не изменятся.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить