Как развивать бизнес без больших вложений

16280

Казахстанские компании слабо используют такой мощный инструмент развития и продвижения, как альянс с партнерами, считает директор ACG Partners Карим Богуспаев

Фото: © Depositphotos.com/ ridofranz

Партнерство, или стратегический альянс - это договоренность о сотрудничестве двух независимый организаций для достижения определенных целей. Стратегические альянсы очень популярны в США, особенно среди малого бизнеса. 90% самых быстрорастущих маленьких компаний являются частью стратегических альянсов. Отсюда следует вывод что, партнерство помогает участникам быстрее достигать своих стратегических целей. Малый бизнес США формирует альянсы для того, чтобы быстро и недорого получить доступ к экспертизе, новым технологиям, маркетинговым “фишкам”, производству, дистрибуции и другим возможностям. Исследования показывают, что компании, являющиеся частью альянсов, растут быстрее, повышают производительность в более сжатые сроки и получают более высокий доход чем те, которые пренебрегают этим подходом. Как же обстоит ситуация в нашей стране?

К сожалению, среди МСБ Казахстана стратегических альянсов практически нет, а если и есть, то только благодаря дружеским или родственным связям руководителей. Редко встречаются случаи, когда незнакомые владельцы отдельных организаций объединяют свои силы. На это есть немало различных причин: боязнь быть обманутым, нежелание делиться доходом, клиентами и опытом, накопленным за долгие годы, лень, либо просто не знание о таком подходе как стратегический альянс. Незнание – основная причина того, почему у нас в стране так редко формируются альянсы среди МСБ. Согласно исследованию ACG Partners, половина проанализированных компаний из различных отраслей МСБ не задумывались либо просто не знают о таком подходе, как партнерство ради развития бизнеса. Хотелось бы отметить, что в эти компании входят довольно успешные проекты. Иными словами, половина всего МСБ нашей страны не обращает внимания на столь интересный подход.

Отсюда может следовать вывод, что у многих бизнесменов нет ясного понимания того, что такое стратегический альянс, и, возможно, нет понимания и его преимуществ. Если даже и есть, то они сильно его недооценивают.

Для того, чтобы более четко понимать, что такое стратегический альянс, давайте рассмотрим существующие виды этих самых альянсов.

Альянс ради объема

В таком альянсе компании сотрудничают для достижения определенных объемов производства либо продаж. Возможности каждого партнера могут быть одинаковыми, но вместе они могут достигнуть еще большего, о чем в одиночку им и мечтать не приходилось. Также такой альянс может позволить сократить издержки путем достижения экономии от масштаба, что благоприятно повлияет на бизнес партнеров. 

Возьмем, к примеру, компанию по доставке товаров из США Esuccess, которая активно работала на рынке Казахстана в 2009. Компания занималась обработкой и доставкой заказов сделанными физическими лицами в онлайн-магазинах США. Преимуществом Esuccess была быстрая обработка и отправка заказов из США в РК. Быстрая доставка осуществлялась за счет надежных поставщиков и отсутствия консолидации.

Компания понимала, что консолидация позволила бы значительно сократить издержки, но, для этого требовался объем. Для увеличения объемов компания быстро нашла аналогичную компанию, которая испытывала небольшие проблемы с логистикой, и предложила им свои услуги взамен на комиссию с каждого заказа. Для потенциального партнера такая комиссия оказалась не значительной и обе компании начали сотрудничество. В результате одна добилась увеличения объемов и сокращения издержек, другая решила проблемы с логистикой.

Ресурсный альянс

Здесь организации формируют альянс для получения доступа к определенному ресурсу компании партнера, и наоборот. Например, компания по производству насосов для бассейнов может сформировать альянс с компанией, которая занимается весенней очисткой тех же самых бассейнов. Тем самым производитель насосов в обмен на другую услугу может получить доступ к базе клиентов компании занимающейся чисткой.

Одним из ярких примеров ресурсного альянса в нашей стране является союз авиакомпаний Air Astana и KLM. По направлению Алматы - Амстердам используются самолеты компаний партнеров. Используя ресурсы друг друга, обе компании добились увеличения количества рейсов и удобства для своих клиентов.

Договорной альянс

Бывают в практике случаи, когда компании в тайне договариваются о партнерстве, дабы увеличить свою власть на рынке. Объединяясь в картели, эти компании вытесняют конкурентов с рынка. Такие альянсы, как правило, нелегальны, и неэтичны. И, как правило, штрафы со стороны антимонопольных комитетов могут быть колоссальными.

В 2000-х в одном из аулов Жамбылской области было всего два продовольственных магазина. Находились они в разных частях села, но расстояние между ними не было таким уж большим. Несмотря на разных поставщиков и наличие товаров, которые хозяева производили сами (такие, как молоко, брынза и творог), цены в этих магазинах были одинаковыми. По всей видимости, хозяева магазинов решили разделить между собой клиентов путем их географического расположения. Иначе, жители бы покупали нужные им товары только в том магазине, где они были бы дешевле.

В США и Европе первые два вида альянса используются одинаково. Вступления же в альянс третьего вида из-за его нелегальности многие компании избегают. Для казахстанской среды МСБ, наиболее приемлемым будет второй вариант альянса, где компании могут объединяться ради обмена ресурсами: клиентской базой, экспертизой, технологиями и так далее. Совсем не обязательно чтобы партнеры были из одной и той же отрасли. Как показывает опыт, фотосалон может сформировать альянс с цирюльней или даже ретейлером детской одежды. Сеть спортивных залов - заручиться поддержкой поставщиков здорового питания, и так далее. Все ограничивается только фантазией и креативностью руководителей компаний.

Важно также понимать и преимущества такого подхода к развитию бизнеса. Помимо увеличения объемов производства и продаж есть еще два немаловажных пункта.

Дополнительные ресурсы

Договорившись о сотрудничестве, компании-партнеры могут делиться общими ресурсами, клиентской базой, производственными мощностями, возможно, и маркетинговым бюджетом. Особенно внимательно малому бизнесу следует относиться к более крупным компаниям, так как, объединив усилия, можно добиться отличных результатов.

К примеру, маленькая компания ТТТ, специализирующаяся на тренингах по личной эффективности, долгое время имела проблемы с выводом продукта на рынок. Тренинги продавались очень тяжело, а если и продавались, то для маленькой группы людей. Однажды руководитель компании услышал по радио рекламу о компании CCC, которая являлась крупнейшими поставщиком тренингов по маркетингу и продажам. Руководитель тут же позвонил в компанию ССС и попросил о встрече. Как выяснилось во время встречи, ССС давно хотела добавить к своим услугам тренинги по личной эффективности, но, не имела соответствующих ресурсов для их провождения. ССС и ТТТ договорились о том, что ТТТ будет проводить тренинги по эффективности вместе с маркетингом и продажами, получая за это деньги, а также доступ к базе клиентов ССС.

Не имея ресурсов для того, чтобы вывести свой продукт на рынок, компания ТТТ смогла это сделать путем партнерства с более крупным игроком. Зачастую малому бизнесу кажется, что все процессы в больших компаниях давно налажены и они не нуждаются в “комплиментарных услугах”, однако это не так.

Более широкий спектр услуг или защита от конкурентов

Сформировав прочный альянс с интересным партнером, вы можете четко выразить ваш бизнес на фоне конкурентов. Совместно с партнером вы можете создать продукт, который будет очень тяжело либо невозможно скопировать.

Давайте представим следующий сценарий. Спортивный зал ААА может быть лучшим в городе, однако, в глазах клиентов он может ничем не отличаться от всех остальных. Те же тренажеры, похожие программы, одинаково чистые раздевалки и хорошие инструкторы. Но предположим, что у этого зала есть одна особенность - партнерство с ВВВ, компанией которая занимается разработкой здорового питания и его доставкой.

Большинство членов клуба ставят перед собой задачу похудеть, набрать мышечную массу, либо держать фигуру в тонусе. Будучи экспертом в своей области, спортивный клуб понимает, что без правильного и сбалансированного подхода к питанию таких результатов очень тяжело добиться. Поэтому спортивный клуб совместно с партнером разрабатывает специальное меню для худеющих и наращивающих массу людей. Дополнительным фактором такого решения может являться то, что многие члены клуба - люди работающие, не обладающие временем на готовку еды каждый день. Такой проект должен получился очень успешным. Во-первых, появляется новый продукт, тренировки и питание. Во-вторых, появляются довольные клиенты, которые готовы рассказывать своим друзьям как сработал этот подход. Графики продаж обеих компаний начнут расти, также усилится и лояльность со стороны клиентов. Таким образом, две компании могут создавать единый продукт, который может стать уникальным торговым предложением и защитой от конкурентов. Скопировать данный продукт, конечно же, можно, однако, конкурент уже не будет инноватором, а просто “повторюшкой”.

Конечно, не все стратегические альянсы срабатывают так гладко, но, если тщательно подойти к выбору партнера, можно добиться хороших результатов. К тому же не обязательно ограничиваться только одним альянсом. Четко оценив свои возможности и стратегические цели, можно ориентироваться сразу на несколько “альянс-проектов” и увеличивать доходность своей компании и компании-партнера. Крупные международные компании имеют около 30 действующих альянсов, так что же может помешать владельцев малого бизнеса иметь три или пять союзов? Возможно, только ограниченная фантазия или лень. 

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить