Как превратить «Самрук-Казыну» в катализатор структурных реформ

15957

Действия и заявления руководителей фонда показывают, что на нынешнем этапе он не может стать флагманом структурных реформ в Казахстане, считает экономист Жангир Рахжанов

Иллюстрация: licdn.com

Начну с недавнего факта, показывающего, что реформы в фонде «Самрук-Казана» пока идут только на словах.

Действия КМГ противоречат программе трансформации

В ноябре 2015 на расширенном заседании правительства с участием президента глава Национальной компания «КазМунайГаз» (НК КМГ) Сауат Мынбаев сказал: «На внутренний рынок РД КМГ поставляет нефть ниже себестоимости. У меня по этому поводу предарбитражное разбирательство с миноритариями РД. При проспекте эмиссии написано, что я на внутренний рынок могу поставлять себестоимость плюс 3%». 

В конце февраля 2016 АО «Разведка Добыча «КазМунайГаз» (РД КМГ) выпустило пресс-релиз, где более подробно описало проблемную ситуацию с поставками нефти на внутренний рынок. В нем, в частности, говорится, что компания осуществляет поставки на внутренний рынок в рамках объемов, отраженных в Проспекте IPO. В течение всего 2015 они осуществлялись ниже себестоимости, и при этом такие цены не были одобрены независимыми директорами РД КМГ.

Арбитражное разбирательство миноритариев с РД КМГ и отсутствие одобрения цен со стороны независимых директоров этой компании говорят о том, что в ФНБ «Самрук-Казына» в целом существуют фундаментальные проблемы, которые противоречат программе трансформации, утвержденной еще в сентябре 2014.

Например. Одним из главнейших направлений в рамках программы трансформации является повышение эффективности корпоративного управления внутри холдинга и его взаимодействия с государственными органами. Помимо этого фонд планировал усилить советы директоров своих компаний, привлекая в них глобальных экспертов и обеспечив их полнотой власти принятия решений.

О какой эффективности корпоративного управления может идти речь, когда флагман нефтедобычи Казахстана, чьи акции торгуются на международных биржах, позволяет себе нарушать права частных акционеров – миноритариев и игнорировать мнение независимых директоров, чью роль он собирался усилить?! Что называется, риторический вопрос.

Другой важнейшей задачей программы трансформации является повышение рыночной стоимости компаний, входящих в ФНБ «Самрук-Казына». Здесь возникает следующий серьезный вопрос. О каком повышении рыночной стоимости идет речь, когда правительство заставляет коммерческое предприятие продавать свою продукцию на внутренний рынок по цене ниже себестоимости? При этом поставки РД КМГ на внутренний рынок растут в ущерб экспорту.

И это не единичные случаи того, что ФНБ «Самрук-Казына» действует в противоречии со своими собственными задачами и структурными реформами, которые должно проводить правительство. Если посмотреть финансовую отчетность фонда за 9 месяцев 2015, легко можно найти множество доказательств этому. Например, ФНБ постоянно нарушает законодательный принцип Yellow Pages Rule, который означает сворачивание госкомпаний во всех сферах, где может существовать частный бизнес. Правительство продолжает активно использовать фонд для скрытых от парламента бюджетных расходов. И такие примеры можно еще продолжать.    

То есть прошло уже полтора года с момента утверждения программы трансформации, а действия фонда продолжают коренным образом противоречить ей. Хуже того судя по последним заявлениям  руководителей фонда, никаких серьезных преобразований фонда не предвидится.

Ничего принципиально не поменяется

В конце прошлой недели некоторые члены правления «Самрук-Казыны» провели в Алматы неформальный пресс-ланч с редакторами ряда деловых СМИ, а также с известными экспертами, пишущими на финансово-экономические темы. На удивление, пресса не уделила этому событию большого внимания. Пара интернет-изданий без своих комментариев процитировали некоторые заявления представителей ФНБ. Эксперты на своих страницах в соцсетях в целом заключили, что, кроме косметических, никаких изменений к лучшему в деятельности фонда ждать не стоит.

Давайте рассмотрим некоторые заявления, сделанные руководителями ФНБ на этой встрече.

Первое, что настораживает: у фонда останутся инвестиционные программы, которые представляют важный интерес для государства и в основном финансируются за счет дополнительных ресурсов, в том числе из средств ЕНПФ и Национального фонда. То есть государство и дальше будет спускать проекты, экономическая целесообразность которых не очевидна. Здесь, по всей видимости, идет речь об индустриальных проектах, которые до сегодняшнего дня являлись образцом неэффективного использования государственных денег.

Помимо этого удивило заявление, что если государство решит, что «Самрук-Казыне» необходимо реализовать какой-то проект, который имеет социальное значение и «разрушает стоимость госкомпании» (со слов представителя фонда), то фонд все равно будет вынужден исполнять такой проект, даже если правительство не будет финансировать его. То есть практика скрываемых от парламента государственных расходов, будет продолжена. 

Также из заявлений руководителей ФНБ уже звучит явное противоречие поручению президента по снижению доли государства в экономике. Напомню, что еще в феврале 2014 глава государства поручил - до 2020 доля государственной собственности должна быть доведена до уровня стран ОЭСР - 15% от ВВП. По расчетам Минфина, чтобы выполнить это поручение, необходимо сократить долю государства в капитале ФНБ «Самрук-Казына» как минимум в три раза.

Кроме этого поручения президента, его официальным указом (по поводу Международного финансового центра в Астане) было установлено, что на IPO должны быть выставлены доли в размере не менее 25% наиболее привлекательных в инвестиционном плане госкомпаний. Теперь представители фонда озвучивают уже альтернативный взгляд, согласно которому инвесторам будет предложено не более 25%. То есть сейчас становится понятно, что поручение президента не будет выполнено.

Кстати, здесь возникает другой риторический вопрос. Как ФНБ собирается привлекать инвесторов на IPO наиболее инвестиционно привлекательных госкомпаний, если он сегодня нарушает права тех же самых инвесторов – миноритариев в РД КМГ?

Как изменить ситуацию?

Чтобы превратить фонд в катализатор структурных реформ, необходимо провести реальную, а не косметическую трансформацию. Как это сделать, я уже писал подробно ранее. Я еще раз хотел бы повторить: реальная трансформация и кардинальная приватизация ФНБ «Самрук-Казына» являются ключом для успешного проведения структурных реформ в стране. Без этих мер реформы будут невозможны. 

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить