Как предпринимателям Казахстана защититься от незаконных проверок

Обзор видов проверок и порядка их проведения госорганами

Фото: © Depositphotos.com/AndreyPopov

25 декабря 2016 на официальном интернет-ресурсе Генеральной прокуратуры РК prokuror.gov.kz был опубликован список компаний, подлежащих проверке по особому порядку в 2017. В этой связи мы рассмотрим некоторые особенности проведения проверок по особому порядку. Данная информация поможет предпринимателю защититься в случаях проведения незаконных проверок.

Как проверки влияют на инвестиционный климат

В условиях глобального финансово-экономического кризиса борьба между странами за привлечение инвестиций становится всё более жесткой. В послании президента РК «Казахстан в новой глобальной реальности: рост, реформы, развитие» от 30 ноября 2015 Нурсултан Назарбаев отметил: «Необходимо восстановить темпы роста экономики, которые обеспечат вхождение в тридцатку наиболее развитых стран мира».

Одним из направлений антикризисных и структурных преобразований глава государства назвал формирование новой инвестиционной политики Казахстана, где в качестве задачи поставлено привлечение инвесторов для увеличения ежегодного объёма инвестиций в экономику. Для реализации цели, поставленной главой государства по вхождению в 30 развитых экономик мира, необходимо совершенствование деятельности правоохранительных органов по защите прав инвесторов в РК. В 2016 по индексу «Легкости ведения бизнеса» (Doing Business) Всемирного банка, Казахстан занял 35 место среди 190 экономик мира. Отметим, что в 2015 Казахстан занимал 51 место.

Со стороны госорганов наметились значительные улучшения по вопросам защиты бизнеса от незаконного вмешательства. В последнее время количество незаконных проверок значительно сократилось. Однако наряду с положительными изменениями в сфере государственного регулирования бизнеса в Казахстане, все еще имеет место проведение незаконных проверок.

Так, за первые 7 месяцев 2016 государственные органы проверили 57 257 предпринимателей. В основном проверки проводились в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, противопожарной безопасности, земельных отношений и налогообложения. В связи с отсутствием законных оснований для проведения проверок либо оформления их с нарушением требований законодательства была отклонена регистрация 688 актов проверок предпринимателей (СЭС – 188, по управлению земельными ресурсами – 86, противопожарной службы – 70, инспекции труда – 54, налоговых органов – 50. Были выявлены 74 незаконные проверки, проведенные без регистрации проверяющими органов по защите прав потребителей, внутренних дел, акиматов. За нарушения требований законодательства о государственном контроле и надзоре привлечено к ответственности 369 должностных лиц госорганов.

Проведение незаконных проверок причиняет ущерб в виде необоснованного приостановления работы предприятия и упущенной выгоды, что существенно подрывает доверие инвесторов и отрицательно сказывается на показателе «Защита прав инвесторов в Казахстане» в мировом рейтинге Doing Business.

Различаются несколько видов проверок: по особому порядку, выборочная, внеплановая. В настоящей работы мы остановимся на рассмотрении особенностей проверок по особому порядку.

Что такое проверка по особому порядку

Говоря официальным языком, ею является проверка, назначаемая органом контроля и надзора на основе оценки степени риска в отношении конкретного проверяемого субъекта (объекта) с целью предупреждения и (или) устранения непосредственной угрозы жизни и здоровью человека, окружающей среде, законным интересам физических и юридических лиц, государства.

Какие компании проверяются по особому порядку

В соответствии с законодательством, это компании, осуществляющие свою деятельность в следующих сферах:

1) область радиационной безопасности населения;
2) область атомной энергии;
3) область пожарной безопасности;
4) соблюдение установленных правил обращения и функционирования взрывчатых и ядовитых веществ, радиоактивных материалов и веществ;
5) область оборота ядов, вооружения, военной техники и отдельных видов оружия, взрывчатых и пиротехнических веществ и изделий с их применением;
6) сфера санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
7) область промышленной безопасности.

По особому порядку проверяются компании, отнесенные к высокой степени риска. Степень риска оценивается на основании системы оценки рисков. Отнесение предпринимателя к той или иной степени риска может быть также обжаловано.

Как планируют проверки по особому порядку

Проверку по особому порядку называют еще плановой проверкой, в связи с тем, что объекты проверки планируются на полгода. Списки проведения проверок по особому порядку формируются в сводном графике проверок, который публикуется на официальном интернет-ресурсе Генеральной прокуратуры РК prokuror.gov.kz. Сводные графики проверок публикуются два раза в год: до 25 декабря календарного года и до 25 мая календарного года.

Отметим, что внесение изменений в полугодовые графики проведения проверок не допускается.

Основанием проверок по особому порядку является сводный полугодовой график проведения проверок, утвержденный регулирующим государственным органом или местным исполнительным органом.

Как предупреждают о начале проверки

Одним из вопросов, волнующих предпринимателей, является время предупреждения о проведении проверки. Кроме того, что списки проведения проверок по особому порядку заранее публикуются на официальном сайте Генеральной прокуратуры РК. Проверяющий орган контроля и надзора обязан известить в письменном виде проверяемого субъекта о начале проведения проверки не менее чем за 30 календарных дней до начала проверки с указанием сроков и предмета проведения проверки.

Как часто проводят проверку

Важным вопросом является периодичность проведения проверок госорганами.

Планы проведения проверок формируются на основании результатов мероприятий системы оценки рисков, и в соответствии с установленной периодичностью проведения проверок - ежегодно, один раз в три года или пять лет при, соответственно, высокой, средней и незначительной степени риска. Исключение составляет проверка соблюдения требований, установленных законодательством РК, в области санитарно-эпидемиологического надзора. В этом случае периодичность проведения проверок на объекты высокой эпидемической значимости не должна быть чаще:

1) 1 раза в полгода – при высокой степени риска;

2) 1 раза в год – при средней степени риска.

Как узнать, законна ли проверка

Законность проверки можно узнать на интернет-сайте Комитета по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры. Там нужно ввести номер регистрации проверки, который должен состоять из 14 цифр, разделенных косой чертой после 9-ой цифры, а также введения номера постановления о назначении проверки прокуратуры. Номер постановления о назначении проверки прокуратуры должен состоять из 16 цифр. Также можно отправить СМС сообщение на номер 1012 или позвонить на номер 115. Возможностью проверить законность проверки уже воспользовалось более 36 тыс. предпринимателей.

С 2016 результаты проверок учитываются в автоматизированной системе «Единый реестр субъектов (объектов) проверок» (ЕРСОП), где набранные баллы по результатам проверок влияют на отнесение субъекта к той или иной степени риска.

С 2017 данные ЕРСОП будут переноситься на карту проверок в режиме реального времени, которая будет отражать рейтинг предпринимателя в регионе, зависящий от количества проведенных проверок и выявленных нарушений. Зеленый цвет будет указывать, что нарушений нет, желтый – о том, что нарушения имеются, но небольшое количество, красный будет предупреждать о наличии серьезных нарушений установленных требований.

Как обжаловать решения и действия проверяющих

При допущении грубых нарушений со стороны должностных лиц органов контроля и надзора, а именно: несоблюдение вышеперечисленных требований по проведению проверки, отсутствие либо непредставление акта о назначении проверки; неуведомление либо несоблюдение сроков уведомления о проведении проверки; а также назначение государственными органами проверок по вопросам, не входящим в их компетенцию проверка может быть признана недействительной. В этом случае субъект имеет право обжаловать решения, действия должностных лиц органов контроля и надзора в вышестоящий государственный орган, либо в суд в установленном порядке.

В заключении

В последние годы отмечается существенный позитивный прогресс по обеспечению контроля и надзора за проведением проверок государственными органами. Однако до сих пор остается много нерешенных проблем, препятствующих развитию бизнеса в Казахстане. С одной стороны, это возможность регистрации проверок на объекты, позволяющая проводить несколько проверок в отношении одного субъекта предпринимательства; завышенное количество требований СанПиНов и проверочных листов; дублирование сфер контроля и надзора, а также большое количество исключений по основаниям проведения проверок. С другой стороны, отсутствие ясных нормативов нагрузки на сотрудников государственных органов по количеству проверок и большое количество документов при проведении проверки создает основы для коррупции и препятствует привлечению иностранных инвесторов в Казахстан.

Проведение дальнейшей работы по улучшению системы проведения проверок позволит снизить административные барьеры для развития предпринимательства в Казахстане и увеличить инвестиционную привлекательность страны.

FЕсли вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Об авторах

Мира Досова, служба юридических услуг PwC

Дарига Токпаева , PhD, LLM, кандидат юридических наук, служба юридических услуг PwC

 

Статистика

5462
просмотр