Как правильно сделать покупки в «чёрную пятницу»
Эксперты дают конкретные советы покупателям
Данияр Джумекенов, аналитик Wall Street Invest Partners:
В современном мире в условиях развития онлайн-рынков и интернет-торговли масштабные распродажи с отличными скидками получили небывалое развитие. В конкурентной рыночной экономике важным элементом является учет фактора времени. Не случайно появилась крылатая фраза «время – деньги». Продавцы товаров, помимо фактора времени, большую роль отводят изменению потребительских предпочтений людей и снижению риска затоваривания.
Более 50 лет прошло с первого упоминания термина «чёрная пятница». Начало распродаж традиционно следует за Днём благодарения в США. Связующим днём между праздником и выходными является пятница – традиционный день распродаж с невероятными скидками. К примеру, в 2018 на AliExpress акция стартует 23 ноября в 14.00 по времени Астаны. Вслед за «черной пятницей» 26 ноября начнется «киберпонедельник», который закончится 28 ноября.
Согласно статистике, основная часть годового торгового оборота осуществляется в периоды масштабных распродаж. Поэтому делать покупки в этот период очень выгодно.В настоящее время наибольшие скидки предлагаются на бытовые электронные товары, телефоны, одежду и обувь. Однако нужно понимать, что на новые модели и новые модные товары скидки зачастую минимальные.
К предстоящим покупкам рекомендуется подготовиться заранее. Определить бюджет, провести мониторинг цен – благо интернет-пространство предоставляет немыслимые возможности для этого. Стоит ориентироваться на информацию, предоставляемую признанными мировыми платформами и производителями известных брендов. Не лишне было бы поинтересоваться мнением экспертов и профессионалов.
Для того чтобы не потратить больше, чем рассчитывали, рекомендуется предварительно обсудить предстоящие покупки с близкими людьми и друзьями. Это снизит риск опрометчивых решений при покупке.
Основной риск связан с действием недобросовестных продавцов, вводящих покупателей в заблуждение. Это и мнимые скидки, и низкое качество товара, и действия мошенников. Остерегайтесь передавать персональные данные и реквизиты банковских карт неизвестным людям. Важной частью минимизации рисков является гарантия продавца в части возврата покупателем товара в течение 14 дней с момента его получения.
В целом масштабные распродажи предоставляют прекрасную возможность людям эффективно распорядиться своими денежными средствами. В перспективе ожидается увеличение роста масштабных распродаж в мировой экономике. Поэтому покупателям нужно воспользоваться новыми реалиями и извлекать выгоду для себя и своих близких.
Надежда Мишенина, директор по внешним коммуникациям компании ARUM Capital:
Правила «интернет-гигиены» необходимо соблюдать всегда, а в «чёрную пятницу» и «киберпонедельник» особенно, так как на волне всевозможных привлекательных предложений активизируются и всякого рода мошенники. Проблема в том, что в эти дни предложения крупных сетей легко спутать с надоедливым спамом, предлагающим невероятные скидки.
Однако если соблюдать осторожность и обращать внимание на различные мелочи, которые помогут распознать обман, то ничего катастрофического не случится. Исследования показывают, что в 2017 на смартфоны приходилось порядка 40% от всех покупок (общая сумма интернет-покупок - $19,6 млрд) в «чёрную пятницу» и «киберпонедельник». И эта сумма постоянно растёт, в связи с чем необходимо крайне настороженно относиться к скачиванию специальных приложений от магазинов в рамках акций: как минимум 5% от общего числа 4,331 приложений, содержащих в названии «Black Friday», помечены как подозрительные в Google Store и App Store, а у крупнейших ретейлеров, как правило, всегда есть фишинг-аналог.
Зачастую эксперты советуют использовать для онлайн-покупок кредитные карты вместо дебетовых, так как по ним гораздо проще получить возврат денег в случае кражи. К тому же стоит вводить свои персональные данные только на сайтах, защищённых криптографией (ищите значок зеленого замка слева от адресной строки). если вы уверены в надёжности ресурса, то остаётся лишь сверить цены с другими сайтами, ведь, согласно исследованиям, лишь 60% позиций от всех спецпредложений были действительно дешевле в «чёрную пятницу» и «киберпонедельник».
Петр Пушкарёв, шеф-аналитик ГК TeleTrade:
Как реально сэкономить и сделать действительно выгодные и нужные покупки? Дело в том, что часть ассортимента в «чёрную пятницу» действительно распродается с большими скидками. Часто это электроника, гаджеты, брендовая одежда - то есть те вещи, на покупку которых человек, скорее всего, прямо сейчас бы и не решился, а может не собрался бы купить их и ещё год, если бы не случилась «чёрная пятница».
Скидки подталкивают спрос на вещи, без которых можно было бы легко и обойтись, если только вы уже заранее не планировали купить до Нового года новенький смартфон или «те самые туфли». Поэтому, если вы изначально знаете, чего хотите, то у вас будет и шанс в «чёрную пятницу» действительно на этом конкретном товаре сэкономить. Может быть, и сэкономить даже много. И вы даже можете знать, сколько конкретно, если отслеживали цену интересующего вас товара в последние пару месяцев. Таким образом вы увидите, действительно ли «эти туфли» или желанный гаджет стоит намного дешевле. Если нет, то, может, стоит поискать аналогичный по классу и качеству товар, на который действительно скидки более чем реальны и разница для кошелька чувствительна.
Идея эта в том числе подходит и для новогодних или рождественских подарков: если вы знаете, что примерно вы намечаете в качестве подарка, то лучшего дня вам, пожалуй, и не найти.
А магазин всё равно заработает свою прибыль: за счёт огромных объёмов реализуемого товара, даже если разница в стоимости с оптовой ценой для каждой отдельной вещи будет намного меньше, чем обычно. Это, кстати, даёт вам представление, какую огромную прибыль получают в обычные дни торговые сети с каждой проданной ими единицы товара. Поэтому и в «чёрную пятницу» стоит поискать сайт производителя, где хотя бы посредник не делает от себя дополнительной накрутки.
«Чёрная пятница» - красный день календаря американской экономики
В ночь с четверга на пятницу в Америке начинается сумасшествие предрождеств... →
Другое дело, что сама традиция «чёрной пятницы», разумеется, создана большими торговыми сетями исключительно для того, чтобы в разы увеличить поток покупателей, большинство из которых вовсе не ведут себя расчётливо. И можно с легкостью «втюхать» каждому охотнику за скидками максимальный набор всяческих товаров, которые человек бы никогда и не купил. Во всяком случае, не купил бы в таких количествах и без приманки скидками. Ведь в какой-то момент ты уже не способен задать себе естественный вопрос: а для чего мне второй холодильник, когда мне в принципе бы не мешало есть поменьше, особенно по ночам? Вот соковыжималка для здорового питания - куда ни шло, когда бы ещё купил...
Главное в этом деле - не дать глазам разбежаться. И четко понимать, а ещё лучше - сделать список, что именно вам нужно, за чем конкретно вы сюда пожаловали и какой конкретно бюджет вы готовы выделить на покупки в «чёрную пятницу». И, конечно, делая покупки в интернете, вы меньше рискуете заразиться стадным чувством и нахватать в корзину всего, что массово в ажиотаже скупают находящиеся вокруг вас посетители офлайн-магазина. Если вы пришли в торговый центр, то сохранять «моральную устойчивость» и не набрать до кучи лишнего будет куда как тяжелее. Вы легко попадаете под влияние толпы? Тогда вам лучше податься в интернет-магазин. И времени, и сил, и денег потратите меньше.
Чего ждать от «Чёрной пятницы» в Казахстане
Команда аналитиков Black-Friday.Global в течение нескольких лет внимательно... →
В дни распродаж есть много товаров, на которые скидка мнимая: сначала цену незаметно накрутили, потом зачеркнули, написали старую - вот и вся скидка. На это и расчёт, таких товаров покупатель может под шумок приобрести массу, сам уже не замечая, что дорого и что дёшево: просто сложно бывает остановиться. Даже в интернете, когда и скидки подмигивают, и часики тикают, ещё и пишут, что товар заканчивается... Известный приём большого и «дешёвого» мегамаркета, собственно, и в самые обычные дни: часть товаров продавать очень дёшево, покупатель тогда незаметно расслабляется, эмоционально реагирует и незаметно для себя переплачивает даже больше за весь остальной ассортимент. Кому не знаком эффект большого супермаркета, куда семья пришла за десятью конкретными продуктами и парочкой предметов из одежды, а набрали в итоге всего и сразу на треть зарплаты. Так и здесь: определите заранее общий бюджет и старайтесь держаться строго в его рамках.