Как пандемия повлияла на рынок труда в Казахстане

14015

В январе 2021 компания PwC представила результаты обзора в области оплаты труда и HR-практик компаний Казахстана за год

ФОТО: Depositphotos.com/depositedhar

Перспективы развития экономики

Согласно результатам макроэкономического обзора за IV квартал 2020, проведенного компанией PwC, 72% опрошенных экспертов считают, что Казахстан ждет базовый сценарий экономического развития, при котором предполагается медленный выход из кризиса, вызванного пандемией COVID-19. В целом неопределенность дальнейших перспектив развития экономики – новая действительность не только для Казахстана, но и для всего мира. В первую очередь это связано с упадком деловой активности и необходимостью адаптировать существующие навыки, процессы и технологии ведения бизнеса в условиях новой реальности.

Как кризис отразился на расходах на персонал в 2020 году

Оптимизация расходов на персонал. 76% компаний-респондентов осуществили мероприятия по оптимизации расходов на персонал в 2020 ввиду текущей экономической ситуации. Две наиболее распространенные статьи, попавшие под сокращение, - обучение и социальный пакет (льготы). Они были сокращены на 37% и 47% соответственно. В целом перед тем как рассматривать варианты для оптимизации расходов на персонал, рекомендуется отслеживать один из ключевых HR-показателей для бизнеса, особенно в условиях кризиса - отдача от инвестиций в персонал (human capital return on investment). Среди компаний, принявших участие в исследовании PwC в 2020, данный показатель составил 1,58.

 

Численность персонала. Согласно результатам опроса большинство компаний - участниц исследования (90%) справились с кризисом, не прибегая к сокращению своих работников в 2020. Что касается дальнейших прогнозов, многие руководители компаний не спешат делать выводы о том, что им вновь не придется рассматривать сокращение численности как одну из мер в 2021. Оставаться начеку, быть готовыми к различным сценариям, использовать стратегии, которые позволяют сократить затраты на персонал, сохраняя при этом трудоустройство – то, что лидирующие компании делают сегодня, чтобы оставаться конкурентоспособными в будущем.

Ежегодный цикл пересмотра заработных плат. В 2020 компании произвели повышение заработных плат в среднем на 9% по всем категориям персонала (в 2019 на 9,3%). На 2021 компании планируют увеличение зарплат в среднем на 8%. При рассмотрении данного показателя с учетом годовой инфляции за последние 5 лет, реальное повышение зарплат ежегодно составляет менее 4%.

Премия по результатам оценки эффективности деятельности. Ежегодно увеличивается количество компаний, которые предоставляют своим сотрудникам право на получение премий по итогам результатов оценки эффективности: 92% компаний в 2020 по сравнению с 77% в 2017 (Обзор заработных плат и льгот PayWell Казахстан 2020). В 2020 несмотря на кризис и удаленный режим работы, большинство компаний - участниц исследования без изменений проводили процессы управления эффективностью, не требующие прямых финансовых затрат, такие как постановка целей, оценка эффективности и предоставление обратной связи сотрудникам. Отсрочка по таким решениям, как выплата премий за результаты работы и повышение в должности, была применена в 21% компаний.

Удаленный режим работы

В целом следует отметить, что адаптация к удаленному режиму работы становится критически важным фактором повышения эффективности деятельности работников в новых реалиях. Так, например, 68% компаний-респондентов отметили, что планируют продолжать применение режима удаленной работы после пандемии. Наиболее распространённым данный формат работы становится для специалистов поддерживающих функций (47% компаний планируют продолжать применение удаленной работы для них).

Если рассмотреть данный тренд на глобальном уровне, удаленный режим работы постепенно становится возможным для большего количества организаций. Согласно глобальному исследованию PwC, более половины руководителей организаций (54%) планируют оставить удаленный режим постоянной опцией для определенных должностей, по сравнению с 43% руководителей, которые сказали то же самое в предыдущем аналогичном исследовании. Сейчас всего 26% руководителей обеспокоены снижением производительности из-за удаленного режима работы, тогда как в начале пандемии их число достигло 63% (в марте 2020).

Независимо от того, планируют ли компании сохранять удаленный режим работы или возвращать работников на рабочее место, руководители сейчас задаются вопросом, как им поддерживать те положительные навыки и характеристики, которые проявились в новых условиях, такие как гибкость (agility), более быстрое принятие решений, меньшая иерархичность. При этом, согласно результатам исследований PwC, бизнес-лидерам необходимо повышать качество коммуникаций с сотрудниками с точки зрения своевременности, полноты и открытости получения необходимой информации.

Рекомендации экспертов PwC

Более чем когда-либо организации оказались перед вызовом найти правильный баланс между вовлечением и удержанием своих талантов и, с другой стороны, эффективным управлением затратами на персонал с максимальной отдачей от вложенных инвестиций. Несмотря на тренд в сторону оптимизации затрат на компенсации и льготы, компаниям критически важно уделять внимание следующим областям.

1. Забота о сотрудниках и развитие культуры поддержания благополучия в ежедневной работе - особенно актуальная задача в период пандемии и кризиса. Ухудшение благополучия сотрудников вошло в топ-3 бизнес-угроз для организаций Казахстана в 2020.

2. Информированное принятие решений на основе внутренних опросов (понимание мнений и предпочтений сотрудников), а также на основе обзоров рынка труда. При этом анализ данных должен быть ориентированным в будущее и прогнозирующим, а не ретроспективным и реагирующим.

3. Фокус на прозрачности и справедливости системы оплаты труда становится как никогда актуальным для поддержания доверия в условиях кризиса.

4. Регулярные коммуникации от руководства и дополнительный фокус на нефинансовой мотивации. Признание достижений, акцент на профессиональном росте и развитии новых навыков – особо актуальные инструменты мотивации и удержания сотрудников в период кризиса.

5. Возможность развивать новые навыки (upskilling) становится одним из ключевых элементов в пакете общего вознаграждения (total reward). Работодателям необходимо стимулировать и вознаграждать стремления сотрудников по освоению новых, в том числе цифровых, навыков. Согласно исследованию PwC, около 40% кандидатов готовы согласиться на более низкую зарплату, если бы у них была возможность получить новые навыки, повышающие их профессиональную конкурентоспособность.

6. Функция организаций по управлению вознаграждением требует перехода на новый уровень с точки зрения развития новых навыков и внедрения технологий, а также для соответствия текущим требованиям бизнеса и ожиданиям работников.

Об исследовании

В рамках обзора использовались данные, полученные в результате опроса компаний из различных отраслей, представляющих HR либо финансовую службу организации. Исследование содержало вопросы по следующим направлениям: оптимизация расходов на персонал, численность персонала, пересмотр заработных плат, управление эффективностью, выплата премий, удаленный режим работы и так далее. Информация была собрана в период с июля по ноябрь 2020.

Экономический контекст

Экономический контекст. Согласно 23-му ежегодному опросу руководителей, проведенному PwC, лидеры организаций по Казахстану и по всему миру считают, что перспективы развития мировой экономики сочетают в себе снижение темпов развития и неопределенность из-за сложившейся непростой геополитической ситуации, связанной с торговыми войнами, обвалами цены на нефть и глобальной пандемией COVID-19. Что касается конкретно Казахстана, эксперты считают, что главной угрозой для перспектив развития бизнеса в нашей стране сегодня является сокращение потребительского спроса в результате воздействия пандемии и снижения курса тенге. Многие компании в Казахстане сейчас находятся на самых ранних этапах антикризисного управления, и восстановление, на их взгляд, займет минимум полтора-два года.

Татьяна Цой, директор практики «Персонал и организация» PwC Казахстан

Данияр Сейтхожин, менеджер практики «Персонал и организация» PwC Казахстан

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить