Как изменится Трудовой кодекс Казахстана

22386

Министерство здравоохранения и социального развития РК подготовило проект нового Трудового кодекса. Рашид Гайсин и Азамат Гумаров, юристы компании PwC Казахстан, представляют читателям Forbes.kz основные, по их мнению, предполагаемые изменения в трудовое законодательство. Некоторые положения могут быть пересмотрены как в процессе переговоров между профсоюзами и представителями работодателя, так и при обсуждении проекта в казахстанском парламенте

Иллюстрация: ros-yurist.ru

Прикомандирование

Проект вводит положение о прикомандировании, которое ранее предусматривалось лишь Налоговым кодексом РК. Согласно проекту, прикомандированием считается выполнение прикомандированным работником работы по определенной специальности, квалификации или должности (трудовой функции), обусловленной трудовым договором, либо по другой должности, специальности, квалификации у другого юридического лица, за некоторым исключением.

При этом допускается прикомандирование работников в дочернюю или материнскую организацию, а также в аффилированную организацию. Перечень должностей и численность прикомандированных работников устанавливается письменным соглашением между юридическими лицами в зависимости от целей прикомандирования. Условия, порядок, срок и оплата прикомандирования работника будет определяться приложением к соглашению, которое подписывается между юридическими лицами и прикомандированным работником.

За прикомандированным работником сохраняется место работы (должность) у работодателя, который осуществляет прикомандирование. Прикомандирование допускается только с письменного согласия сторон трудового договора, путём подписания дополнительного соглашения к трудовому договору с указанием изменения места выполнения работы на период прикомандирования.

На период прикомандирования на работника распространяется режим рабочего времени и времени отдыха юридического лица, к которому он прикомандирован, за исключением продолжительности и порядка предоставления ежегодного оплачиваемого трудового отпуска.

В случае нарушения прикомандированным работником трудовой дисциплины юридическое лицо в течение трёх рабочих дней уведомляет работодателя прикомандированного работника с предоставлением подтверждающих документов для принятия решения о привлечении его к дисциплинарной ответственности в соответствии с трудовым законодательством РК. При несчастном случае, происшедшем с прикомандированным работником, организация расследования несчастного случая возлагается на юридическое лицо, к которому работник был прикомандирован, с участием представителя работодателя.

Действующее законодательство предусматривает возможность временного перевода иностранного гражданина из иностранного юридического лица в филиал, представительство, дочернюю организацию или аффилированное лицо данного иностранного юридического лица, которые учреждены на территории РК. Такой вид временного перевода работника называется корпоративным переводом, который на данный момент проектом не предусмотрен. Введение понятия прикомандирования должно повлечь внесение изменений в законодательство о привлечении иностранной рабочей силы, поскольку структура корпоративного перевода, предусмотренного действующим законодательством, схожа с понятием прикомандирования, предусмотренного проектом.

Условие о неконкуренции

Согласно проекту, по соглашению сторон в трудовом договоре может быть предусмотрено обязательство работника не осуществлять деятельность, способную нанести прямой или косвенный ущерб работодателю. При этом при включении в трудовой договор условия о неконкуренции работнику может устанавливаться компенсация на период действия этого условия.  

В случае нарушения работником условия о неконкуренции, которое повлекло ущерб для работодателя, работодатель прекращает выплату компенсации и вправе требовать от работника возврата выплаченной компенсации и (или) возмещения причиненных убытков, а работник обязан возместить всю или часть причинённых убытков в соответствии с условиями трудового договора. Также нарушение условия о неконкуренции может являться одним из оснований для расторжения трудового договора по инициативе работодателя.

Остается неясным вопрос о сроке, на который может распространяться условие о неконкуренции. Ожидается, что данное новшество в части срока будет рассматриваться только в рамках срока трудового договора, а не на будущие периоды, что не сможет защитить интересы работодателя в будущем. Однако, согласно международной практике, смысл введения условия о неконкуренции заключается в том, чтобы работник не мог осуществлять деятельность, способную нанести ущерб работодателю в будущем, после окончания трудовых отношений с работодателем, то есть не работать на конкурентов работодателя. Также введение условия о неконкуренции может повлечь за собой внесение изменений в законодательство Казахстана о конкуренции.

Срок трудового договора

В соответствии с проектом, при истечении срока трудового договора стороны будут вправе продлить его на неопределённый или определённый срок (не менее одного года), кроме случаев, установленных проектом. Действующий Трудовой кодекс предусматривает продление трудового договора только на неопределённый срок.

В соответствии с действующим Кодексом, в случае если при истечении срока действия трудового договора ни одна из сторон в течение последнего рабочего дня (смены) не потребовала прекращения трудовых отношений, то он считается продлённым на неопределённый срок. Согласно проекту, трудовой договор будет считаться продленным на тот же срок, на который был ранее заключён.

Также, согласно проекту, в случае если при истечении срока действия трудового договора, заключённого с руководителем исполнительного органа юридического лица, ни одна из сторон не позднее последнего рабочего дня до истечения срока действия трудового договора не потребовала прекращения трудовых отношений, то трудовой договор будет продлеваться на срок до принятия решения учредителями, собственником имущества юридического лица или уполномоченного им лица (органа) либо уполномоченного органа юридического лица об избрании (назначении, утверждении в должности) нового руководителя, либо того же лица, если иной срок продления не определён указанным решением.

Испытательный срок

Согласно действующему Кодексу, работодатель вправе установить работнику испытательный срок длительностью не более трёх месяцев. В проекте это положение осталось неизменным. Однако проект продлевает испытательный срок для руководителей организаций и их заместителей, главных бухгалтеров и их заместителей, руководителей филиалов, представительств организаций - до шести месяцев.

Действующий Кодекс предусматривает уведомление работодателем работника о расторжении трудового договора за семь календарных дней. При этом проектом не предусматривается, в какой срок работодатель должен будет уведомить работника о таком расторжении.

Расторжение трудового договора

Проектом также предусматриваются основания для расторжения трудового договора с работником по инициативе работодателя в связи с финансовым положением организации:

·    ухудшение экономического состояния организации, повлекшего сокращение выполняемых работ, оказываемых услуг и объема производства;

Работодатель обязан будет письменно уведомить работника о расторжении трудового договора по этому основанию за 15 рабочих дней, если трудовым и (или) коллективным договором не будет предусмотрен более длительный срок уведомления. По соглашению сторон срок уведомления может быть заменён выплатой заработной платы, пропорциональной неотработанному сроку. В уведомлении работодатель обязан будет указать причины, послужившие основанием для расторжения трудового договора.

Также работодатель обязан будет уведомить представителей работника не менее, чем за один месяц, о предстоящем расторжении трудового договора с работником по данному основанию с указанием причин, послуживших основанием для его расторжения.

Необходимо отметить, что в проекте законодатель не уточняет, каким образом определяется «ухудшение экономического состояния организации», и как работник может убедиться в обоснованности данного основания расторжения трудового договора.

При этом проект предусматривает, что работодатель производит компенсационные выплаты в связи с потерей работы, при расторжении трудового договора по инициативе работодателя в случае ухудшения экономического состояния организации, повлекшего сокращение выполняемых работ, оказываемых услуг и объёма производства в размере средней заработной платы за два месяца.

·    нарушение условия о неконкуренции, предусмотренного трудовым договором (которое было рассмотрено подробнее выше);

·    совершение виновных действий (или бездействие) со стороны работника, если эти действия (или бездействие) дают основания для утраты доверия к нему со стороны работодателя;

Данное основание предусмотрено и в действующем Кодексе, однако оно применимо не ко всем работникам, но только к работникам, обслуживающим денежные или товарные ценности. 

Также одним из оснований для расторжения трудового договора по инициативе работодателя может стать достижение работником пенсионного возраста. Согласно проекту, расторжение трудового договора по данному основанию допускается в течение одного месяца со дня достижения работником пенсионного возраста, с выплатой компенсации. Однако существует риск того, что, если работодатель пропустит месячный срок, возможность расторгнуть договор по данному основанию может быть утеряна.

Расторжение трудового договора может стать возможным по причине отсутствия работника на работе по неизвестным работодателю причинам более одного месяца. Расторжение трудового договора по данному основанию допускается в случае отсутствия работника на работе более одного месяца и непредоставления им информации о причинах отсутствия в течение 10 календарных дней со дня направления работодателем работнику акта об отсутствии работника. Такой акт об отсутствии работника должен быть отправлен письмом с уведомлением.

Рассмотрение трудовых споров

В соответствии с проектом, индивидуальные трудовые споры будут рассматриваться последовательно согласительными комиссиями, а по вопросам, не урегулированным либо при неисполнении решения согласительной комиссии, - судами (за исключением субъектов малого предпринимательства). Действующий Кодекс предусматривает равные возможности на обращение как в согласительную комиссию, так и в суд (на любом из этапов).

Срок рассмотрения спора согласительной комиссией увеличен от 7 календарных до 15 рабочих дней со дня регистрации заявления.

В соответствии с проектом, для обращения в согласительную комиссию или в суд по рассмотрению индивидуальных трудовых споров устанавливаются следующие сроки:

·    по спорам о восстановлении на работе - один месяц со дня вручения копии акта работодателя о прекращении трудового договора в согласительную комиссию, а для обращения в суд - два месяца со дня вручения копии решения согласительной комиссии при обращении по неурегулированным спорам либо при неисполнении его решения стороной трудового договора;

по другим трудовым спорам - один год с того дня, когда работник или работодатель узнал, или должен был узнать о нарушении своего права. 

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить