Как будут раскрывать данные казахстанских компаний, работающих в офшорах

10898

Новые возможности Казахстана в области обмена информацией, или что необходимо знать финансовым организациям при внедрении CRS

Иллюстрация: Depositphotos.com/dtjs

В июне 2018 Казахстан стал 102-й юрисдикцией, подписавшей многостороннее cоглашение компетентных органов об автоматическом обмене информацией о финансовых счетах. Присоединение Казахстана к соглашению даёт ему возможность обмениваться финансовой информацией на взаимной основе в рамках режима Единого стандарта отчётности (CRS) с другими юрисдикциями, подписавшими соглашение. Среди юрисдикций-участников – Кипр, Нидерланды, БВО, Каймановы о-ва, о. Джерси и прочие юрисдикции, используемые в целях оптимизации и снижения налоговый выплат.

Стандарт позволит казахстанским налоговым органам получать финансовую информацию о налоговых резидентах РК от юрисдикций участниц CRS, однако в то же время обяжет его передавать определённую финансовую информацию странам-партнерам.

Казахстан планирует осуществить первый автоматический обмен информацией в сентябре 2020 года в отношении 2019 года.

Для успешной реализации CRS необходимо разработать локальное законодательство, устанавливающее возможность выполнения требований CRS и детально регулирующее особенности применения стандарта в Казахстане. Так, в настоящий момент Комитет государственных доходов Министерства финансов РК разработал проект соответствующего приказа.

Положения модельного стандарта обязывают подотчётные финансовые организации (ПФО) юрисдикций, присоединившихся к автоматическому обмену информацией, представлять информацию о подотчётных счетах в местные налоговые органы, которые в дальнейшем направят полученную финансовую информацию в адрес иных юрисдикций, с которыми осуществляется автоматический обмен информацией.

Согласно проекту ПФО, признаются следующие организации:

  • банки второго уровня;
  • организации, осуществляющие отдельные виды банковских операций;
  • клиринговые организации;
  • кастодианы;
  • центральный депозитарий;
  • брокеры и (или) дилеры, обладающие правом ведения счетов клиентов в качестве номинальных держателей ценных бумаг;
  • управляющие инвестиционным портфелем;
  • страховые организации.

Проектом предусмотрено, что ПФО осуществляет комплексную проверку счетов клиентов – юридических и физических лиц.

Так, казахстанские ПФО будут обязаны проанализировать счета клиентов на предмет необходимости включения о них информации в отчётность, представляемую в налоговые органы. В соответствии с общими положениями проекта, ПФО обязана передать в налоговые органы финансовую информацию в отношении счетов, владельцами которых являются резиденты подотчётных юрисдикций, т.е. тех иностранных юрисдикций, которые подписали соглашение. Особо следует отметить, что ПФО в определённых случаях также обязаны определять бенефициарных собственников клиентов юридических лиц и их налоговое резидентство и включать сведения о таких лицах в отчётность, если бенефициары – иностранные налоговые резиденты.

Проект устанавливает перечень процедур, которые необходимо внедрить ПФО, а также содержит указания в отношении порядка формирования и предоставления отчётности.

Проектом также предусмотрено освобождение ПФО от проведения проверки, идентификации и указания в отчётности в качестве подотчётного счёта любой ранее существовавший счёт юридического лица с совокупным остатком денежных средств, не превышающим $250 тыс. по состоянию на определённую дату до тех пор, пока совокупный остаток денежных средств на счёте не превысит $250 тыс.

В отношении подотчётных счетов ПФО должны осуществлять сбор, в частности, следующей информации:

  • для физических лиц: ФИО, адрес, индивидуальный налоговый номер, дата и место рождения, номер счёта и остаток денежных средств на счёте.
  • для юридических лиц: наименование организации, индивидуальный налоговый номер, дата и место регистрации, номер счёта и остаток денежных средств на счёте. В том случае если юридическое лицо имеет бенефициарных собственников – иностранных налоговых резидентов, подлежащих отчётности, то в отношении таких лиц налоговым органам также необходимо также представить ФИО, адрес, индивидуальный налоговый номер, дату и место рождения.

В отношении определённых счетов финансовая информация также включает информацию об общей валовой сумме процентов, дивидендов, валовой выручки и иных доходов.

Стоит отметить, что на этапе комплексной проверки и идентификации клиентов ПФО целесообразно внедрить процесс мониторинга за изменениями информации о клиентах в рамках CRS, поскольку такая информация может прямо повлиять на необходимость представления отчётности в отношении того или иного клиента.

Казахстанские ПФО должны представлять финансовую информацию в отношении подотчетных счетов в налоговые органы ежегодно до 30 июня в календарном году, следующем за годом, к которому эта информация относится. Например, представить информацию до 30 июня 2020 в отношении 2019 года, до 30 июня 2021 в отношении 2020 года. Для данных целей ПФО должны будут провести анализ требований локального законодательства к электронным форматам, механизма подачи отчётности и разработать соответствующие системы отчётности.

На данный момент проект всё ещё находится в стадии разработки и некоторые вопросы остаются открытыми. Например, неясен статус «инвестиционной организации» и будет ли «бенефициар» определяться исходя из определения FATF согласно рекомендациям ОЭСР. Вместе с тем следует отметить, что для целей соблюдения требований стандарта с наименьшими временными и финансовыми затратами ПФО целесообразно уже сейчас проанализировать существующие процессы принятия клиента на обслуживание, сбора и анализа финансовой информации и подачи отчётности уполномоченному органу на предмет их соответствия требованиям CRS, а также заблаговременно начать работу по их внедрению. В свою очередь, налоговые резиденты Казахстана, являющиеся клиентами зарубежных финансовых организаций, уже сейчас могут начинать оценивать объём раскрываемой о них информации налоговым органам Казахстана и связанные с этим последствия.

Олег Трошин, директор группы по консультированию в области обмена информацией, Deloitte в СНГ

Эльдана Нусипакинова, менеджер группы по консультированию в области обмена информацией, Deloitte в СНГ

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить
ЧТО НЕ ТАК С СУДОМ НАД БИШИМБАЕВЫМ Смотреть на Youtube