Кадры для второй пятилетки: сварщики экспертов не заменят

9231

Экономист Тимур Исаев: «С началом второй индустриальной пятилетки выделяются серьезные ресурсы – 10 млрд тенге - для подготовки технических кадров. При этом провозглашен переход от их количества к качеству. Между тем, оставлено без внимания главное звено кадрового обеспечения»

Иллюстрация: therunet.com

Производство рук

Вице-министр образования и науки Казахстана Такир Балыкбаев сообщил, что на подготовку кадров для объектов государственной программы индустриально-инновационного развития на ближайшие три года Казахстан выделил 10 млрд тенге. Это свидетельствует о том, что отношение правительства к человеческим ресурсам, без которых никакие инновации на самом деле невозможны, стало более серьезным.

Кадровое обеспечение для инновационной экономики – это даже не мера поддержки, а её главная составляющая. Если не будет инноваторов и тех, кто умеет доводить инновации до массового производства, то не будет и никакой высокотехнологичной экономики.

Впрочем, нельзя говорить, что в ходе первой пятилетки подготовке кадров вообще не уделялось никакого внимания. Напротив, в программе ФИИР даже ставили целевые ориентиры: увеличить до 70% долю учебных заведений, оснащенных современным оборудованием, повысить до 78% долю трудоустроенных выпускников учебных заведений технического и профессионального образования, обучавшихся по госзаказу, разработать 147 профессиональных стандартов по приоритетным специальностям. Ориентиры, правда, более чем странные. Что означает, к примеру, «современное оборудование»? И почему трудоустроены должны быть именно 78% выпускников?

В целом же подход к подготовке кадров для индустриально-инновационного развития был предельно простым – количественным. Рабочие руки рассматривались в качестве такого же ресурса, как, например, электроэнергия. Отраслевые министерства должны были планировать потребность в трудовых ресурсах на каждом конкретном проекте. А Министерство труда, получив сводные данные, уже должно было думать, как  закрыть эти потребности.

От слесарей до топ-менеджеров

Авторы программы ФИИР пришли к выводу, что экономика будет испытывать наибольший дефицит квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена. А потому приоритет был отдан техническому и профессиональному образованию (ТиПО). Предусматривалось строительство новых учебных заведений ТиПО, обновление материально-технической базы уже действующих заведений, создание четырех межрегиональных профессиональных центров: в Атырау - по нефтегазовой отрасли, в Экибастузе - по топливно-энергетической, в Шымкенте - по обрабатывающей, в Усть-Каменогорске - по машиностроительной отрасли.

При этом предлагалось обновить содержание образовательных программ, чтобы приблизить их к спросу со стороны работодателей. А самих работодателей планировалось привлечь к социальному партнерству с учебными заведениями, в том числе через предоставление рабочих мест для производственной практики, стажировок, стипендий.

Все же не обошли стороной и топ-менеджеров. В программе было признано, что «подготовка управленческих кадров является решающим фактором обеспечения конкурентоспособности на глобальном рынке, как отдельных предприятий, так и экономики страны в целом». В этой связи был провозглашен ряд мер – точнее не мер, а декларативных пожеланий.

В результате в сфере подготовки кадров для индустриального развития было сделано самое простое – освоены бюджетные деньги на увеличение госзаказа по техническим специальностям, на строительство новых учебных заведений и переоснащение старых.

В погоне за количеством упустили качество

К началу второй промышленной пятилетки кадровые проблемы остались ровно те же.   Вновь нам говорят о нехватке квалифицированных технических специалистов, разрыве между образованием и потребностями экономики в трудовых ресурсах, слабым прогнозированием этих потребностей. И вновь слышим те же задачи, что и пять лет назад – дуальное обучение, социальное партнерство между работодателями и учреждениями образования, переход на международные стандарты.

Удивительного в этом ничего нет. Ведь сама программа индустриализации выполнена лишь частично. Она позволила создать определенную массу производственных объектов, сформировать новые перерабатывающие отрасли, методом проб и ошибок накопить целый пласт опыта в применении мер господдержки. Вместе с тем инновационная составляющая полностью выпала. Для нее только заложен фундамент.

Поэтому таким же курсом шла и подготовка кадров - набрали определенные количественные показатели, стали готовить технических специалистов, но кадрового задела для инновационного развития пока не создано.

Таким образом, сфера подготовки трудовых ресурсов шла в фарватере производственного сектора, пытаясь догонять его. И это, наверное, было оправданно. Не научившись отверточному производству, наивно рассчитывать на выпуск полностью собственных автомобилей или вертолетов. Не имея достаточного количества квалифицированных сварщиков, вряд ли стоит рассчитывать на переизбыток специалистов в нанотехнологиях.

Однако при  переходе к инновационному развитию такой подход уже не работает. Здесь главную роль играет не оборудование и технологии, а именно люди. Образование должно опережать производственный сектор. В программе индустриально-инновационного развития подготовка кадров должна быть не вспомогательным элементом, а занимать центральное место.

Подход, при котором подготовку кадров пытались подстраивать под проекты ФИИР, оказался не самым удачным. Ведь республиканская карта индустриализации успела поменяться 8 раз с добавлением большого количества объектов. Понятно, что образовательный заказ не может перекраиваться всякий раз, когда в том или ином регионе решили ввести новый объект или, напротив, от чего-то отказаться.

Сама карта индустриализации во многом складывалась бессистемно, и это же воспроизводилось в подготовке кадров. В погоне за количеством конкретных специалистов упустили качество самого процесса обучения технических кадров, соответствующих запросам производства. 

Кто в лес, кто по дрова

К завершению первой пятилетки власти вроде как это осознали. Во второй программе ПИИР указано, что «общесистемные меры по обеспечению человеческими ресурсами смещены не на количество созданных рабочих мест, а на качество подготовки высококвалифицированных, научных и инновационных кадров».

Теперь ставка сделана на адресный подход. Будут определены вузы и колледжи, которые подготовят специалистов для приоритетных секторов: металлургии, нефтегазохимии, электроэнергетики, легкой и пищевой промышленности, АПК, машиностроения, информационно-коммуникационных технологий, космической отрасли.

Несмотря на то, что провозглашается «реформирование системы подготовки кадров», никаких намеков на его содержательную сторону не приводится. Говорится лишь, что обучение будет осуществляться по новым образовательным программам, разработанным вузами и колледжами совместно с ведущими местными и зарубежными партнерами.

В плане мероприятий по реализации ПИИР действия, связанные с обеспечением квалифицированными кадрами, разбиты по отраслям. И по каждой отрасли – совершенно разный набор мер.

Например, для кадрового обеспечения цветной металлургии предлагается разработать профессиональные стандарты по конкретным специальностям – от «аппаратчика сгустителей» до «огнеупорщика», написать типовые учебные планы по их подготовке. А по газохимии предлагается заключить меморандумы между вузами и работодателями для подготовки специалистов. Для предприятий по переработке сельхозпродукции в плане предусмотрено обеспечить централизованное планирование потребностей отрасли в специалистах, сформировать кадровые резервы, увеличить госзаказ по ряду специальностей. В космической сфере одно-единственное мероприятие - организация переподготовки и повышения квалификации инженерно-технических и научных кадров в сфере космической отрасли  с конечным результатом в виде получения сертификата. Вот вам и весь подход к подготовке кадров к одной из сложнейших отраслей.

В целом в Плане мероприятий к подготовке специалистов применим принцип «кто в лес, кто по дрова». Каждая отрасль решает этот вопрос по-своему, нет никакой общей стратегии, взаимоувязанной со стратегией развития образования в целом. 

Из крайности в крайность

Долгое время образовательные учреждения в Казахстане ориентировались на спрос со стороны потенциальных работников. Хотел народ дипломы юристов, экономистов, политологов и международников – пожалуйста. При отсутствии хоть какого-то прогнозирования потребности в трудовых ресурсах это привело к предсказуемому дисбалансу на рынке с переизбытком одних специальностей и дефицитом других. 

Сейчас предпринимается попытка развернуть ситуацию. Причем государство намерено не просто прогнозировать потребности предприятий в трудовых ресурсах, но и моделировать их. Через ту же программу индустриально-инновационного развития определены приоритетные отрасли экономики, на этой основе формируется образовательный госзаказ, выбраны учебные заведения для подготовки кадров для индустриализации.

Тем самым мы движемся к другой крайности, порождая угрозу очередного дисбаланса на рынке труда. Ведь кто дает гарантии, что отрасли, определенные в качестве приоритетных, будут через несколько лет развиваться и действительно нуждаться в кадрах? Что стоит за формированием государственного образовательного заказа, кто ручается за верность прогнозов, которые лежат в их основе?

Это подчеркивает самое уязвимое место в индустриальной политике, в том числе и с точки зрения кадрового обеспечения – экспертиза проектов. Почему в банковской системе и в государственных институтах развития несоразмерно высокий уровень «плохих долгов»? Исключительно из-за ужасающего низкого качества экспертизы проектов. Деньги давались только под залог, без нормальной оценки бизнес-планов.

Если же инвестиционные проекты связаны не просто с достаточно примитивными операциями, вроде строительства торговых центров, а с производством продукции высокого передела, тем более с инновационными производствами, то экспертиза становится на порядок сложнее.

И ключевая проблема в том, что у нас сейчас просто нет слоя специалистов, способных проводить комплексную экспертизу инвестпроектов, оценивая их научно-техническую,  финансовую и маркетинговую сторону. Почему многие проекты ФИИР оказались неэффективными? Потому что не было подобного комплексного подхода. На оценке бизнес-планов сидят чистой воды финансисты, не обладающие даже элементарными познаниями в производстве.

А если есть грамотные производственники, способные оценить техническую сторону проекта, то они подчас «плавают» в экономике, логистике, не могут оценить маркетинговые перспективы продукции.

Почему практически все успешные проекты ФИИР держатся благодаря заказам госсектора, и практически нет историй успешного выхода на «чистый» рынок, тем более зарубежный? Из-за того, что производства создавались без расчета рынка сбыта,  понимания логистики, источников дальнейшего финансирования. 

Лучше меньше, да лучше

Новая программа индустриализации мало чем отличается в этом плане от старой. В ней определены не только приоритетные секторы, но и конкретные виды продукции, вплоть до свечей зажигания, морозильного оборудования, доильных машин, погрузчиков одноковшовых, керамической плитки, макаронных изделий. То есть уровень детализации очень подробный. Но кто просчитывал рыночные перспективы этого огромного ассортимента?

Крупнейшие корпорации мира тратят миллионы на маркетинг каждой новой товарной позиций, задействуя своих маркетологов и привлекая агентства со стороны. А затем тратят еще больше, чтобы просчитать экономическую целесообразность производства товаров и вывода на рынки.

Выжить на современном сверхконкурентном рынке могут только те проекты, которые «чувствуют» рынок. Мы же по-прежнему считаем, что достаточно построить завод,  купить оборудование и нанять специалистов. Такой подход обречен на провал.

Поэтому принципиально важной для успеха ПИИР является, в первую очередь, подготовка не столько технических специалистов, сколько выращивание класса профессионалов, способных комплексно оценивать инвестиционные проекты. В мировой практике это люди, которые обладают техническим образованием и опытом работы на производстве, при этом они знают также финансово-экономическую сторону вопроса и  разбираются в тенденциях развития отрасли. Такие специалисты, являясь штучным товаром, готовятся долгие годы, поэтому начинать их системную подготовку нужно как можно раньше. Они как воздух нужны на уровне и предприятий, и государственного отраслевого управления, и в финансовых структурах, кредитующих промышленность.

Только при таком условии можно будет говорить о профессиональном подходе к индустриализации.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить